Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:50, реферат
Индийская философия развивалась беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды остаются актуальными в наше время.
Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства – санскрите. Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания
Индийская философия развивалась
беспрерывно с древних времен.
И многие положения и взгляды
остаются актуальными в наше время.
Почти вся литература по индийской философии
написана на языке знатоков искусства
– санскрите. Философия Индии уделяла
особое внимание религии и размышлением
над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под
воздействием которых возникли первые
элементы философского сознания. Крупнейшим
разделом Вед, явлется Упанишады(свыше 200 произведений).
В Упанишадах основой всего сущего признается Атман, который состоит из речи, дыхания.
Атман – внутренний правитель, духовное
начало, душа, Я, который связывает и этот
и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в
Упанишадах признается Брахман, который является началом
всего остального. Совпадение Атмана и
Брахмана открывает человеку путь к высшему
блаженству, что является мокшей.
Для древних индийских философов развитие
шло в рамках школ. Все они делились 2 группы:
Ортодоксальные и Неордоксальные.
Ортодоксальные – те, которые признают
ученье Вед и жизнь после смерти.
Неортодоксальные – те, которые не
признают ученье Вед.
К ортодоксальным относятся:
1. Миманаса
2. Веданта
3. Санкхья
4. Йога
5. Вайшешика
К неортодоксальным относятся три школы:
1. Буддийская
2. Джайниская
3. Материалестическая(чарвака)
Именно об этих школах и их основателях
пойдет речь в данной работе.
БУДДИЗМ.
В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии
мог быть знаком с одной
из трех философских теорий:
- ортодоксальным индуизмом, основанный
на ведийских знаниях и строгом соблюдении
ритуалов и предписаний;
- аскетической практикой и медитацией
, которую проповедовали независимые духовные
учителя (отшельники – шраманы),;
-материалистической и гедонистической
философией школы локаята.
Эта эпоха характеризовалась развитием
торговли, оттоком населения в города
и, как результат, ослаблением внутриклановых
связей и племенных традиций. Эти причины
вынуждали людей искать новые духовные
ценности.
Основателем данного учения считается
Гаутама Будда (Сидхардха
Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся
в княжеской семье в Северной Индии. Названный
в последствии Буддой (буквально пробужденный,
просветленный). Прошел сложный жизненный
путь (наследник престола, аскет, отшельник,
мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и
передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма – «средний путь»
жизни между двумя крайними:
-«путем удовольствия» (развлечений, праздности,
лени, физического и
морального разложения) и «путем аскетизма»
(умерщвления плоти, лишений, страданий,
физического и морального изнеможения).
-Средний путь – путь знания, мудрости,
разумного ограничения, созерцания, просветления,
самосовершенствования, конечной целью
которого является Нирвана – высшая благодать.
Ключевые концепции буддизма
Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную
концепцию буддийской философии и может
быть переведен трояко.
-зависимое начало;
-обусловленное воспроизводство;
-взаимосвязь.
Общий смысл концепции можно передать
следующими словами: «Сущностным является
то, что возникает; то что погибает, перестает
быть таковым». Т.е. при определенных условиях
объект проявляется, а с изменением этих
условий – исчезает. Предусматривает
три признака проявления вселенной.
- Анигга. Все в мире подвержено постоянному
процессу перемен.
- Анатта. Все сущее не только изменчиво,
но и попросту не существует само по себе.
- Дукха. Термином дукха обозначают все
неприглядные стороны жизни, даже удовольствие,
ибо известно, что все рано или поздно
кончается.
Четыре благородные (арийские) истины,
открытые Буддой
1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание
и неудовлетворенность)
2. Причиной страданий является танха (привязанность
к жизни как к
источнику страдания; иллюзорное отношение
к реальности, когда желаемое выдается
за действительное) .
3. С избавлением (ниродха) от привязанностей
исчезает причина страдания.
4. Во избежание привязанностей следует
придерживаться срединного пути, называемого
маггой.
Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»
1. правильное видение –понимание основ
буддизма и своего пути в жизни;
2. правильная мысль – жизнь человека зависит
от его мыслей, при изменении мыслей ( с
неправильных на правильные, благородные)
меняется жизнь;
3. правильная речь – слова человека, его
речь воздействуют на его душу,
характер;
4. правильное действие – жить в согласии
с собой и другими людьми.,
непричинение зла другим;
5. правильный образ жизни - соблюдение
буддистских заповедей в каждом поступке;
6. правильное умение – усердие и трудолюбие;
7. правильное внимание – контроль над
мыслями, так как мысли порождают дальнейшую
жизнь;
8. правильное сосредоточение – регулярные
медитации, осуществляющие связи с космосом.
Тройственный путь
Благородный восьмиступенчатый путь не
является единственным способом осуществления
Дхармы. Весьма распространенной является
доктрина, представляющая следующие аспекты:
- сила (нравственность) – свод заповедей;
- самадхи (медитация) – расширение сознания;
-праджня ( мудрость) – отражение двух
предыдущих аспектов в практическом воплощении.
Мудрость достижима на трех уровнях:
- шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая
во время чтения сутр;
- чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая
в ходе самосозерцания и
размышления;
- бхаванамайя-праджня – высшая мудрость,
обретенная в прцессе духовной практики.
Анатта. Учение Будды стало с одной
стороны, творческим развитием
индуистских традиций и понятий с другой
– полностью опровергло некоторые религиозно-философские
концепции. Индуизм придерживается понятия
высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще
физическому телу, но в то же время полностью
независимо от него. В учении анатты Будда
отрицает концепцию Вечного Атмана. Истинное
«Я» - это то, что чувствует, видит, думает
и осуществляет жизненный выбор. Иными
словами, не существует никакой неуловимой
субстанции.
Буддизм никогда не был застывшей и окончательно
оформленной
религиозной доктриной. Так что неудивительно,
что со временем возникло множество философско-религиозных
школ и течений. Более того, в процессе
развития буддизм органично впитал в себя
многие культурные и религиозные традиции,
которые были интерпретированы в русле
базовых концептуальных подходов.
ДЖАЙНИЗМ.
Центральной идеей этого религиозно-философского
учения является
принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно
другим философским школам , ждайнизм
не довольствуется чисто умозрительными
рассуждениями и главной целью ставит
реализацию средств преодоления людских
страданий. Адепты учения видят спасение
в победе над мирскими страстями, ограничивающими
возможности сознания. Само слово джина
означает победитель. В джайнской традиции
существовало 24 вероучителя, известных
как создатели брода, то есть те, кто вел
своих последователей через бурный поток
мирских невзгод навстречу спасению и
покою. Существует исторически достоверное
свидетельство о последнем из них Махавире
(599 -527гг.до н.э.). Как и Сидхартха Гаутама
ушел из дома и в течении нескольких лет
вел аскетический
образ жизни. Во время своих скитаний познакомился
с основателем
оппозиционной индуистской секты аджавиков
–Госалой. Так же есть сведения о его встрече
и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления,
с тех пор стал известен как Джина, а его
последователи стали называться джайнами
–соратниками победителя.
Базовые концепции
Главным трудом по философии джайнизма
является «Таттвартха-
сутра».Центральные темы : непричинение
вреда, отказ от категоричных
суждений и отказ от собственности.
Анекантавада. Неприятие абсолютных
истин. Суть вещей следует воспринимать
в зависимости от угла зрения, под которым
они рассматриваются. Т.е. любое знание
является условным.
Атомизм и анимизм. Джайнизм основан
на учении о дискретном , прерывном строении
материи и различает четыре вида проявления
микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду,
землю. Атомарные образования этих первоэлементов
объединены в скандхи, из которых в свою
очередь формируются феноменальные объекты.
Однако мир состоит не только из материальных
предметов, но и атрибутов более тонкого
плана, реальность которых тем не менее
очевидна. К ним относятся радость, печаль
и жизнь как таковая, причем последняя
обозначается как душа или джива. Т.е. мы
имеем дело со вселенной, в которой все
находится во взаимодействии физических
и не физических структурных
элементов. Феноменальный мир по сути
дела вечен, несмотря на условность его
земных проявлений.
Атеизм и вечно меняющаяся вселенная.
В своей основе джайнизм атеистичен. Не
признает конечного слияния Атмана с Брахманом.
Вместо этого признается достижение душой
конечной реальности. Мир безначален,
но находится в постоянном процессе эволюции
и инволюции. При этом никаких доказательств
не требуется, процесс перемен осуществляется
в соответствии с кармическими законами.
Следовательно, вселенной управляет не
Бог , а карма.
В джайнизме сосуществуют два направления:
секта дигамбаров (одетых
сторонами света) и шветамбаров (одетых
в белое). С точки зрения крайнего аскетизма
монах не должен владеть чем-либо или испытывать
привязанность к чему бы то ни было. Поэтому,
коль скоро одежда может стать объектом
вожделения, джайнский монах должен быть
обнаженным. Обе секты признавали справедливость
утверждения, но шветамбары пошли на компромисс
и позволили своим последователям носить
одежду, а дигамбары воплотили монашеский
идеал на практике, хотя в наше время на
публике их адепты прикрываю свое тело.
Несмотря на аскетическую этику джайнизма,
светские адепты учения нередко становятся
преуспевающими дельуами. У мирян элемент
непривязанности к земным благам принимает
форму благотворительности. Так состоятельные
последователи традиции финансируют строительство
храмов и материально
поддерживают общины.
В заключении можно сказать, что межу философией
Буддизма и джайнизма есть много общих
аспектов : и Гаутама и Махавира исповедовали
атеизм и указывали на изменчивость и
непостоянство окружающего мира; оба подчеркивали
значимость доктрины ахимсы как ключевого
понятия морали и духовного роста; оба
указывали на путь от мирского существования
к монашеству как наиболее желательный;
отрицали авторитет ведийских знаний
и культовой практики. Однако между учениями
есть существенное различие.
Буддизм не признает ни самости Эго, ни
дживы, как некой материальной
субстанции, напротив, «Я» провозглашается
лишь как условная концепция. Неменее
важно отметить, что джайнизм (как и санкхья)
охотно поднимает вселенские вопросы
и рассуждает о жизни после смерти, в то
время как буддизм считает подобные мудрствования
бесплодными и уводящими в сторону.
ЧАРВАКА
Чарвака (чарвака-локаята) — пожалуй, самая
неартодоксальная школа древнеиндийской
философии. Ее влияние на индийскую культуру
нельзя считать очень уж значительным.
Более того, она оказалась неконкурентоспособной
в исторической борьбе идей на индийской
культурной сцене. Учение этой школы со
временем потеряло влияние. Все ее произведения
погибли или были сознательно уничтожены
теми, кого они беспощадно критиковали,
сохранились лишь отрывки ее доктрин и
высказывания о ней в сочинениях других
древнеиндийских авторов. И тем не менее
для духовной атмосферы и идейной борьбы
Древней Индии она характерна. Кроме того,
учение чарваков важно и еще в одном отношении
— оно подтверждает генетическое единство
( в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие)
философских сюжетов в основных культурных
центрах мировой цивилизации.
Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями,
чарваки конституировались приблизительно
в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем
считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Этимология названия
неясна.
По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола
“чарв” — “есть, жевать” и является
презрительным прозвищем для древнеиндийских
материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших:
“Ещь! пей! веселись!”. В соответствии
с другой версией термин “чарвака” происходит
от “чару” — “приятный” и “вак” — “слово”,
давая в результате “доходчивое, приятное
слово”.
“Локаята” — синоним термина “чарвака”.
Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока”
означает “мир, универсум, место-уровень”,
а во множественном числе — “люди, народ,
человечество”. Прямая расшифровка термина
“локаята” звучит как “ограниченность
миром опыта простых людей”.
Чарваков отличало резко негативное отношение
к ведийским авторитетам, к религиозной
догматике в целом. Они утверждали, что
Веды “страдают пороками — лживостью,
противоречивостью, многословием”. “Мошенники,
шуты, бродяги — вот кто составил... Веды”
, — говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали
религиозные обряды жрецов-брахманов,
показывали нелепость жертвоприношений.
Они не верили в реальность Брахмана и
Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще
любого другого мира. Соответственно отрицали
они и существование души после смерти:
“Когда тело обратится в прах, разве может
оно возродиться вновь? Если то, что покидает
тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается
оно опять, влекомое любовью к своим близким?”.
Поминовение усопших, равно как и другие
религиозные обряды были в их глазах лишь
способом прокормления многочисленной
армии брахманов.
Единственно реальным чарвака-локаята
признавала только этот чувственный материальный
мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного
соединения четырех первоначал (первоначала
— махабхуты, “великие сути”): земли,
воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем
некоторые представители этой школы к
четырем названным первоначалам добавляли
пятый — эфир. Первоначала изначально
активны и самодеятельны. Каждая вещь,
по учению чарваков, обладает индивидуальной
природой или сущностью — свабхавой. Свабхава
делает любую вещь уникальной и самодетерминированной.
Внешние воздействия, чуждые природе данной
вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный,
каузальный ход ее внутренних изменений.
Все, что происходит или случается в этом
мире, непременно должно было произойти
вне зависимости от того, хотим мы этого
или нет.
Душа отождествлялась чарваками с органами
чувств и умом. Она, в их понимании, возникает
тогда, когда первоэлементы, или махабхуты,
должным образом соединяясь между собой,
образуют живое тело. В махабхутах самих
по себе никакой души, никакого сознания
нет. Это — эффект целостности, то новое,
что появляется в результате соединения,
соответствующей комбинации исходных
элементов. К подобному выводу чарваков
склоняли простые жизненные наблюдения.
Например, такой: при смешении кинвы и
некоторых других веществ возникает опьяняющая
сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со
смертью тела, а это не что иное, как распадение
его на исходные первоэлементы, исчезает
и душа.
Все знание чарваки выводили из чувств.
В этом смысле они были сенсуалистами.
Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений.
Они различали, в частности, два вида умозаключений:
1) умозаключения,
основанные на данных чувственного восприятия
— они доказательны, им можно доверять.
2) умозаключения,
не опирающиеся на данные чувственного
восприятия и потому лишенные доказательной
силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям
локаятики относили, в частности, брахманистское
доказательство бытия Бога и бессмертия
души.
Чарваки были гедонистами: смысл жизни
в счастье, а счастье в наслаждении. Они
прославляли естественные чувства и радости
людей. “Мудрость состоит в том, — считали
они, — чтобы пользоваться теми удовольствиями,
которые нам доступны, и по мере возможности
избегать сопровождающих их страданий...
Как сказал мудрец, радости, доставляемые
человеку чувственными вещами, надо отвергать,
поскольку они сопровождаются страданием,
— но таково требование глупцов. Но какой
человек, желающий себе настоящей пользы,
выбросит зерна риса из-за того, что они
покрыты шелухой и только?” Зло и добро,
по мнению чарваков, — иллюзия, созданная
человеческим воображением. Реальны только
страдания и наслаждения, из них выткана
ткань человеческого бытия. Исключить
страдания из человеческой жизни нельзя,
но стремиться сделать их минимальными
можно и должно. Отрицание аскезы,
бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской
культуры, жесткий материализм и последовательный
гедонизм делают учение чарваков заметным
явлением в истории индийской философии.
АДЖИВИКА
Адживика - одно из неортодоксальных
древнеинд. учений, отрицающее существование
души. А. первоначально была связана с
буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью
последнего, поскольку буддисты древности
тоже категорически отрицали понятие
«души». Основателем А. по традиции считается
живший в 6-8 вв. до н. э. мудрец Маркалидева. Согласно средневековым
ведантистским трактатам, в основе адживики
лежит атомистическая идея, которая определяет
др. идеи и представления этого учения.
По учению адживики существуют четыре
разновидности атомов, из которых строятся
четыре стихии природы:
- земля,
-вода,
-огонь,
-воздух;
Все атомы обладают способностью к сочетанию.
Жизнь не есть нечто атомарное, она есть
то, что воспринимает, познает сочетания
атомов. Разновидности атомов и жизнь
образуют пять сущностей, которыми исчерпывается
все существуют шее. Сознание - особый
агрегат сверхтонких атомов, входящих
в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы,
никем не сотворены и неунич-тожимы. Адживика
выступала как реалистическое и в основном
материалистическое учение, которое противостояло
древ-неинд. религиям и философии брахманизма
(Индийская философия). Адживика отрицала
брахманские доктрины кармы, самсары и
мокши; это отрицание переходило иногда
в проповедь этического релятивизма.
Накануне создания двух социально-организованных
реформаторских
систем (джайнизма и буддизма) появляются
проповедники, оказавшие
столь значительное влияние на духовную
жизнь, что имена их не были
преданы забвению. Буддистская традиция
говорит о "шести учителях",
ставших главными оппонентами Будды в
религиозно-философских диспутах, и среди
них о Госале - основателя движения адживиков,
которое просуществовало два тысячелетия,
до XVI в.н.э., когда буддизм как таковой
практически исчез с территории Индии.
Характерно, что слово "адживика"
первоначально употреблялось для обозначения
аскетов и мудрецов, порвавших с ортодоксальной
брахманской традицией и ведущих особый
образ жизни "аджива". Большинство
шраман отрицали авторитет вед, а отсюда
вытекало их категорическое несогласие
с притязаниями брахманства на особое
положение в обществе и на роль единственных
носителей истины.
По мысли шраманов, каждый ученик, потрудившийся
над ее усвоением, спо-
собен овладеть ею. Шраманы, принадлежащие
в подавляющем большинстве к другим варнам,
отрицали социальные превилегии жречества
последовательно и бескомпромисно. Растворение
наименований ранее независимых друг
от друга антибрахманских доктрин в одном
учении адживиков, отражало реальный процесс
поглощения различных "еретических"
школ самым разработанным течением.
Госала в большей степени, чем его оппоненты,
старался соединить в
одном учении взгляды различных шраманских
сект. Адживики пользовались
большой популярностью при дворах царей,
поскольку многие из них были
астрологами и занимались предсказаниями.
Цари строили для них богатые
обители, купцы делали денежные подношения
их общинам. Учение о предс-
казании составляло существенную часть
учения адживиков. Его место в
ней обуславливалось центральной идеей
о признании предопределенности
всех явлений природы и человеческой жизни.
В противоположность ведийс-
кой религии, утверждавшей всемогущество
богов, которые непрестанно
вмешиваются в естественное течение событий,
и магическую силу жре-
цов-жертвователей, чьи ритуальные действия
давали им власть даже над
богами, адживики выдвигали единый принцип
-всеобъемлющую и безличную судьбу. Прошедшее,
настоящее и будущее всех существ и вещей
заложено в ней. В мире, говорили они, нет
ничего сверхестественного, самые сложные
процессы так же закономерны, как и самые
простые.
Заключение
Прочитав данный доклад я могу с уверенностью
сказать,что каждая из неортодоксальных
школ серьёзно относилась к своей философии.
Древняя Индия является одним из самых
больших очагов древней цивилизации, где
зародилась философия.
Индийская философия - это истинно "живые
плоды", пpодолжающие питать своими
соками миpовую человеческую мысль.Ни
одна философия не оказала такого сильного
воздействия на Запад, как индийская. Индийская
философия - это не только экзотика, а именно
та пpитягательность целительных pецептов,
котоpые помогают человеку выжить. Главная
ценность дpевнеиндийской философии состоит
в ее обpащении к внутpеннему миpу человека,
она откpывает миp возможностей нpавственной
личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется
тайна ее пpитягательности и живучести.
В современной Индии с почтением относятся
к культурному наследию. Для этой страны
характерна живучесть древних традиций
и не удивительно, что многие достижения
древнеиндийской цивилизации вошли в
общекультурный фонд индийцев.Они стали
неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации,
а сама Индия остается одной из самых любимых
и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
Список используемой литературы
1. Философия древнего мира и средних
веков – Зыиревич В.Т. – Москва 2004г.
2. Великие мыслители востока – Ян
П. Мак-Грил – Москва 1998г.
3. История философии – Мареев С.Н.,
Мареева Е.В. – Москва 2004г.
4. Философия: сдаем без проблем(Базовый
курс) – Халин К.Е. – Москва 2010г.
5. Учебник для ВУЗов: Итория философии
– Ильин В.В. – Москва 2003г.
Индийская философия является одной
из самых древних в истории
мировой цивилизации. Она представляет
собой совокупность философских теорий
всех индийских мыслителей, древних и
современных, индусов и неиндусов, теистов
и атеистов. Оригинальность и мощь древнеиндийской
философии оказали большое влияние на
творчество крупнейших мыслителей Нового
и новейшего времени, среди которых Вольтер,
Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой,
Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг
и др. В самой Индии многовековое духовное
наследие всегда являлось источником
вдохновения не только для философов,
но и выдающихся политических и общественных
деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана
и др. И чем глубже и всестороннее изучается
ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее
становится роль Индии в судьбах мировой
цивилизации и культуры.
Восточная философия исследует проблему
человека с точки зрения практики, жизнедеятельности
людей, их образа жизни, в ней содержится
много частных проблем, связанных с самосознанием
людей, поэтому эта тема является Актуальной
и в наши дни.
Целью контрольной работы является охарактеризовать
традиционные школы древнеиндийской философии,
понять, как они повлияли на развитие современной
философии. Индийская философия отличается
поразительной широтой кругозора, которая
свидетельствует о ее неуклонном стремлении
к отысканию истины.
При написании контрольной работы я ставлю
перед собой следующие задачи:
1 Дать определение древнеиндийской философии;
2 Перечислить и охарактеризовать школы
древнеиндийской философии;
3 Описать основные идеи учения древнеиндийских
школ;
Главной особенностью древнеиндийской
гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков
предметов и явлений (что характерно
для европейского типа познания),
а изучение процессов, происходящих в
сознании при соприкосновении с миром
предметов и явлений.
Философия в Индии возникла на основе
одной из самых древних человеческих цивилизаций;
ее тысячелетние традиции, восходящие
к 15—10 вв. до н. э., сохранились до настоящего
времени. Религиозно-философские комментарии
к Ведам — Упанишады содержат идеи, во
многом определившие все последующее
развитие индийской философии (о единстве
целостной духовной субстанции, брахмана,
и индивидуальной души, атмана; о бессмертии
души, которая переходит из одного рождения
в другое, согласно закону кармы, или воздаяния).
Наряду с религиозно-идеалистическими
учениями в Упанишадах получили отражение
и взгляды материалистов и атеистов, которые
отвергали авторитет Вед, существование
души после смерти человека, а первоосновой
мира считали одно из материальных начал.
Со времен раннего средневековья сложилась
традиция делить все философские школы
на ортодоксальные, признававшие авторитет
Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие
непогрешимость Вед. Из ортодоксальных
школ шесть считаются главными.: это миманса,
санкхья, йога, ньяя, вайшешика и веданта.
К неортодоксальным относятся буддийские,
джайнистские и многочисленные материалистические
и атеистические школы, наиболее распространенной
из которых была школа чарвака (Локаята).
В Индии ряд школ, которые хотя и не одновременно
возникли, но параллельно существуют и
совместно процветают на протяжении ряда
столетий. Причина этого в том, что в Индии
философия являлась составной частью
жизни. Как только появлялась новая система
мысли, группа ее сторонников воспринимала
ее как философию жизни и создавала школу
этой философии.
Хотя различные школы и были противоположны
друг другу, все же индийские мыслители
находят между ними известное сходство.
Они считают, что все люди имеют разные
наклонности и что эту разницу необходимо
принимать во внимание в религиозных,
философских и общественных вопросах
и учитывать вытекающее отсюда различие
в естественных правах человека (адхикара-бхеда).
Согласно традиционным принципам классификации,
принятым большинством ортодоксальных
индийских мыслителей, школы и системы
индийской философии разделяются на два
обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные {настика} К первой группе принадлежат
шесть главных философских систем: миманса,
веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.
Они считаются ортодоксальными не потому,
что допускают наличие бога, а потому,
что признают авторитет вед. Так, например,
хотя школы мимансы и санкхьи отрицают
существование бога как творца мира, они
все же считаются ортодоксальными, так
как признают авторитет вед. Кроме них,
имеются еще и менее важные ортодоксальные
школы, как, например, грамматическая,
медицинская и другие.
К числу неортодоксальных систем относятся
главным образом три основные школы —
материалистическая (типа чарвака), буддийская
и джайнская. Их называют неортодоксальными
потому, что они не признают авторитета
вед.
3.1 НЬЯЯ (правило, логика) —
Система, в которой делается упор на исследовании
метафизических вопросов при помощи логики.
Это реалистическая философия (теория,
согласно которой вещи, объекты внешнего
мира, существуют независимо от всякого
познания, от отношения к уму), основывающаяся
главным образом на законах логики. Эта
философия рассматривает главным образом
условия правильного мышления и средства
познания реальности. Она признает наличие
четырех самостоятельных источников истинного
познания: восприятия (пратьякша), вывода,
или заключения (анумана), сравнения (упамана)
и свидетельства, или доказательства (шабда).
Объектами познания, согласно школе ньяйи,
служат: наше я, тело, чувства и их объекты,
познавательная способность, ум, деятельность,
умственные дефекты, повторное рождение,
чувства удовольствия и боли, страдание
и свобода от страданий. Философы ньяиики
стремятся избавить душу от её привязанности
к телу. Согласно системе ньяя, я (атман)
представляет собой самостоятельную субстанцию,
совершенно отличную от ума и тела и приобретающую
атрибуты сознания в процессе установления
связи с каким-либо объектом посредством
чувств. Однако сознание не является неотъемлемым
свойством я. Это — случайное, побочное
свойство. Оно перестает ограничивать
я в состоянии освобождения.
Освобождение означает абсолютное прекращение
всех мучений и страданий, ставшее возможным
благодаря правильному познанию действительности.
Причем освобождение — это только облегчение
страданий, а не удовольствие или счастье.
Для достижения освобождения необходимо
приобрести истинное познание своего
я и всех других объектов опыта. Необходимо
понять, что наше я отлично от тела, ума,
чувств и т. д.
Ньяиики считают Бога первопричиной созидания,
сохранения и разрушения мира. Он создает
мир не из ничего, но из вечных атомов,
пространства, времени, эфира, умов и душ.
Мыслители этой школы доказывают существование
бога. Для этого они используют несколько
аргументов. В частности они говорят, что
все сложные объекты мира, образованные
определенной комбинацией атомов (горы,
моря, реки и т. д.), должны иметь причину,
потому что они по своей природе являются
следствиями какого-то действия, подобно
тому как следствием действия гончара
является горшок. Без руководства со стороны
разумной причины материальные причины
этих вещей не могут достигнуть того порядка,
связи и координации, которые дают им возможность
производить определенные действия. Очевидно
человек слаб для такого созидания.
Второй аргумент основан на вопросе о
различности человеческих судеб. Ньяиики
говорят, что причинами страдания и радости
являются поступки людей совершенные
в нынешней и прошлых жизнях. Если мир
совершен богом, не только всемогущим,
но и морально совершенным, то, очевидно
страдание человеку даётся за плохие поступки,
а радость за хорошие. Если бог является
и творцом и моральным руководителем мира,
то получается, что человеческие существа
отвечают перед богом за свои поступки.
Из этого естественно и необходимо следует,
что бог награждает нас за хорошие поступки
и наказывает за плохие.
Третий аргумент в пользу бытия бога основывается
на авторитете Вед. Значение системы ньяйи
заключается в ее методологии, то есть
в теории познания, на которой строится
эта философия. Ньяя применяет метод логической
критики для решения всех жизненно важных
и философских проблем. Ньяя не дает систематического
представления о мире в целом в свете единого
абсолютного принципа.
Существуют постоянные изменения, вечный
и циклический процесс возникно
Вайшешика является школой, тяготеющей
к метафизическому осмыслению бытия, и
представляет космологические аспекты
познания. В рамках этой школы был предпринят
структурный анализ базовых элементов
– земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных
с ними понятий – вкуса, цвета, осязания
и запаха. Она стремилась установить различия
между всем, что противостоит нам во внешнем
и внутреннем мире. Вайшешика развивала
учение о категориях и атомистику; будучи
теистической, она видела освобождение
человека в отделении души от всего материального
и превращении её в орган мышления.
За основу философской системы принимается
личный опыт, приобретенный на чувственном
уровне. Полученный опыт анализируется,
и определяется категория проявления
падартха, которая поддается познанию
и вербальному описанию. Таких категорий
семь : вещество, качество, действие, общность,
особенность, присущнось и небытие. Все
семь признаются как реальные. Иными словами,
реально все, что поддается эмпирическому
изучению, представляет субстанциональное
начало, конкретные характеристики и находится
во взаимосвязи с другими объектами. При
этом характеристики и взаимосвязи не
менее реальны, чем само материальное
проявление.
Философская система ньяя/вайшешика рассматривает
качественные характеристики объектов
как безусловную реальность. Например,
каждой вещи присущи качества «древовидности»,
порождающие уже иные качественные категории.
Так, любое дерево в соответствующий период
года становится зеленым, то есть приобретает
конкретное качество, которое, в свою очередь,
становится самостоятельной категорией.
Система вайшешики была основана мудрецом
Канадой, настоящее имя которого было
Улука. Она родственна системе ньяйи и
имеет одинаковую с ней конечную цель
- освобождение индивидуального я. Она
подводит все объекты познания, весь мир,
под семь категорий: субстанция (дравья)
качество (гуна), действие (карма), всеобщность
(саманья), особенность (вишеша), присущность
(самавая) и небытие (абхава).
Субстанция является субстратом качества
и деятельности, однако она отлична как
от того, так и от другого. Существуют девять
видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух,
эфир (акаша), время, пространство, душа
и ум (манас). Из них первые пять называются
физическими элементами (бхутами) и имеют
соответственно специфические качества
запаха, вкуса, цвета, осязания и звука.
Первые четыре состоят из четырех видов
атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые
являются невидимыми и неделимыми частицами
материи. Атомы – это несотворенные, вечные
сущности, представление о которых мы
можем получить посредством дробления
материальных объектов на все более и
более мелкие части, до тех пор, пока этот
процесс нельзя производить дальше.
Эфир, пространство и время — неосязаемые
субстанции, каждая из которых является
единственной, вечной и всеобъемлющей.
Манас - вечная субстанция, непротяженная
и, подобно атому, бесконечно малая. Это
внутреннее чувство, которое прямо или
косвенно имеет дело со всеми психическими
функциями, такими, как познавательная
способность, эмоции, воля.
Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция,
представляющая собой субстрат явлений
сознания. Индивидуальная душа осознается
внутренне, умом индивида, когда, например,
говорят: «Я счастлив». Верховная душа,
или бог, считается творцом мира и всего
сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов.
Происхождение и распад сложных предметов
объясняются соединением и разъединением
атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно
атомы не могут. Первоисточник их действий
— воля бога, направляющего их перемещения
в соответствии с законом кармы. Из атомов
образуется весь мир, соответствующий
невидимым моральным достоинствам индивидуальных
душ и служащий делу их морального искупления.
Такова атомистическая теория вайшешики.
Это скорее телеологическая, чем механистическая
и материалистическая теория, какими являются
другие
атомистические теории.
3.3 САНКХЬЯ («разумное взвешивание», или
«перечисление»).
В мире действуют два начала: пракрити
(материя) и пуруша (дух). Цель философии
санкхьи — отвлечение духа от материи.
Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.
Санкхья по праву считается древнейшей
философской школой, о чем свидетельствуют
многочисленные ссылки на это учение в
«Швегашватара- упанишаде» и «Бхагавадгите».
Однако не исключено, что в древних источниках
термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся
в утилитарном смысле.
Ключевыми понятиями системы являются
пракрити (материя) и пуруша (духовное
начало). Учит, что существует первичная
материальная первопричина мира. Превращение
из аморфной формы в мир существ и предметов
осуществлялось под влиянием трех качественных
элементов - стремление, тьма, ясность.
В каждой вещи преобладает один из этих
трех качественных элементов. В санкхье
признается существование абсолютной
души, которая независима от материальной
основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить.
При соединении возникает двадцать пять
исходных принципов: материальные и духовные.
Санкхья представляет собой философию
дуалистического реализма, создание которой
приписывается мудрецу Капиле. Она признает
наличие двух независимых друг от друга
первичных реальностей: пуруши и пракрити.
Пуруша есть некое разумное начало, у которого
сознание (чайтанья) является не атрибутом,
а самой его сущностью. Пуруша - это Я»
совершенно отличное от тела, чувств и
ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет
собой вечное сознание, являющееся свидетелем
происходящих в мире изменений и действий,
- сознание не действующее и не изменяющееся.
Физические вещи — стулья, кровати и т.
п. - существуют скорее для других, чем
для самих себя. Поэтому должно быть пуруша,
или Я, отличающееся от пракрити, или первичной
материи, но пользующееся продуктами пракрити.
Существует много различных я, связанных
с различными телами, вследствие чего
одни люди счастливы, другие несчастливы,
одни умирают, другие живут. Пракрити есть
первопричина мира. Это вечное, бессознательное
начало, которое, всегда изменяясь, служит
исключительно удовлетворению Я. Саттва,
раджас, тамас составные части пракрити,
которое держит их в состоянии покоя и
равновесия. Эти три составные части называются
гунами. Они ни в каком смысле не являются
ни качествами, ни атрибутами. Они скорее
представляют собой три субстанциональных
элемента, составляющих пракрита, подобно
тому, как три веревки, свитые вместе, образуют
канат. К заключению о существовании гун
мы приходим тогда, когда испытываем удовольствие,
страдание или безразлично относимся
к тем или иным вещам. Итак, причина и следствие,
в сущности, идентичны. Следствие есть
проявленное условие причины. Например,
в растительном масле как следствие обнаруживается
то, что уже содержалось в семени как причине.
Все вещи мира суть следствия, которые
наделены качествами, вызывающими удовольствие,
страдание или безразличное отношение.
Поэтому пракрита, или прадхана, являясь
первопричиной вещей, должно иметь три
элемента: саттва, раджас и тамас, обладающие
свойствами вызывать соответственно удовольствие,
страдание или безразличие, а также —
проявление, активность и пассивность.
Что касается проблемы бытия бога, то философия
санкхьи отвергает всякую веру в божественное.
Согласно этой системе, бытие бога не может
быть доказано никоим образом.
Концептуальная основа школы построена
на тех же тезисах, что провозглашают и
другие индуистские учения, - осмысление
реальности бытия и поиск путей к освобождению
от страдания. Практические рекомендации
духовного роста дает сопутствующая санкхье
йога.
3.4 ЙОГА (напряжение, тренировка)
Есть практика созерцания; её теоретической
основой служит санкхья, однако ею признается
и личный Бог. Важный элемент - тренировка.
Самообладание, овладение дыханием при
определенных положениях тела, изоляция
чувств от внешних влияний, концентрация
мысли, медитация, состояние отторжения
- освобождение от телесной оболочки.
Йога представляет собой совокупность
религиозно-философских дисциплин, ведущих
к освобождению. Основоположником учения
считается Патанджали (живший ок.200 ил
400 г.н.э.), систематизировавший основные
методики в своей «Йога-сутре», древнейшем
письменном руководстве по йоге.
Своей целью йога ставит освобождение
Пуруши (достижение мокши), а это требует
от человека духовной дисциплины. Система
самосовершнствования подразумевает
восемь этапов:
1. Воздержание от неправедной жизни (лжи,
лихоимства, половой жизни).
2. Соблюдение предписаний – внутренней
и внешней чистоты.
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием.
5. Направление сознания внутрь с целью
подготовки физ. тела к дух. опыту.
6. Сосредоточение внимания на объекте.
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации
(достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет
практическую реализацию природы реальности,
заявленную в философии санкхья. Личный
Бог играет роль источника духовной экзальтации,
ибо доказательство его существования
постигается как интуитивное познание
Высшего Начала. В то же время служение
Ишваре является неотъемлемой составляющей
физической и умственной подготовки йога.
3.5 МИМАНСА («разъяснение» ведийского
текста о жертвоприношениях)
Основные принципы школы — обрядность
(ортопраксия), антиаскетизм и антимистика.
Центральная цель школы — разъяснение
природы дхармы, понимаемой как обязательное
исполнение набора ритуалов, выполняемых
определенным образом. Природа дхармы
не доступна, для рассуждения или наблюдения,
и должна быть основана только на авторитете
Вед, считающихся вечными и непогрешимыми.
Школа оказала огромное влияние на формирование
социальной системы индуистского общества.
Более интересная особенность школы Мимамса
— своя уникальная эпистемологическая
теория свойственной законности всего
познания как такового. Считается, что
все знание в силу самого факта знания
верно (Сатахпраманьявада). Таким образом,
то что требует доказательств, не является
истинным знанием, но ошибочно за него
принимается. Последователи Мимамсы использовали
эту теорию для обоснования неоспоримой
истинности Вед.
Ритуализм зиждется на авторитете вед,
и поэтому школа мимансы выдвинула теорию
о том, что веды не являются произведениями
какого-либо лица и потому свободны от
свойственных людям ошибок. Согласно мимансе,
веды вечны и существуют самостоятельно;
написанные или изустно распространяемые
веды – это лишь временное обнаружение
их через особых пророков. Для доказательства
обоснованности вед школа мимансы выдвигает
тщательно разработанную теорию познания,
которая прежде всего должна показать,
что достоверность всякого познания самоочевидна.
Когда имеются достаточные условия —
знание возникает.
Когда мы читаем географическую книгу,
мы получаем знания об описываемых в ней
странах на основе авторитета. В каждом
из приведенных случаев полученное знание
претендует на истинность, и мы принимаем
его без всяких возражений.
Авторитет вед неоспоримым, То, что веды
предписывают выполнять,— правильно.
То, что они запрещают,— неправильно. Долгом
каждого человека является исполнение
того, что правильно, и воздержание от
того, что запрещено. Долг следует исполнять
во имя долга.
Ритуалы, предписанные ведами, должны
выполняться не с расчетом на получение
какой-либо награды за это, но именно потому,
что они предписаны. Бескорыстное исполнение
обязательных обрядов, которое возможно
только при знании и самоконтроле, постепенно
уничтожает кармы и делает возможным осуществление
освобождения после смерти.
Душа должна рассматриваться как бессмертная,
вечная субстанция, ибо если мы допустили,
что душа гибнет со смертью тела, то ведийские
предписания, требующие выполнения известных
обрядов для достижения блаженства на
небесах, были бы бессмысленны. Создатели
философии мимансы, как и представители
школы джайнизма, приводят ряд оригинальных
аргументов в доказательство существования
бессмертной души, опровергая точку зрения
материалистов, не допускающих наличия
чего-либо, кроме тела. Однако они не считают
сознание чем-то внутренне присущим душе.
Сознание возникает в душе только тогда,
когда она соединяется с телом и когда
какой-нибудь объект находится перед органами
познания (пятью внешними органами чувств
и внутренним органом, называемым (манасом).
Освобожденная и покинувшая телесную
оболочку душа обладает не фактически
существующим сознанием, а лишь его потенциальной
возможностью.
Теория познания мимансы исходит из посылки
вечности и непреложности ведийских знаний:
познание самоочевидно и тождественно
самосознанию. Иными словами, голые факты
не отражают истинного знания. Итак, налицо
явный дуализм позиции. Разум существует
вне связи с объектами изучения, а знание
не является производным от осмысления
результатов эмпирического процесса,
но незыблемым и непреложным. Коль скоро
извечная истина не может быть выявлена
с помощью фактических свидетельств, стоит
принять ее такой, какой она отображена
в «Ведах».
Все что выходит за рамки предписаний,
представляет очевидную угрозу отягощения
кармы и соответственно, умножения страданий
в будущем.
3.6 ВЕДАНТА (завершение «Вед»)
Веданта — важнейшая среди ортодоксальных
школ древнеиндийской философии. Она так
прочно укоренена в индийскую культуру,
что именно с ней связывают особенности,
характер и направление развития всей
индийской философской мысли. Базовые
тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита
(IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв.
до н. э.).
Центральная идея Веданты — идея Брахмана.
Брахман раскрывается как безличный абсолютный
дух, генетическое и субстанциональное
начало, равно как и завершающий конец
всего сущего. Из него все вещи происходят,
им они поддерживаются и в нем растворяются.
“Поистине от чего рождаются эти существа,
чем живут рожденные, во что они входят,
умирая, то и стремись распознать, то и
есть Брахман”, — сказано в Упанишадах.
Нет ничего подобного ему и ничего отличного
от него. Брахман определяется положительно
— как единый, бесконечный, вечно существующий,
и отрицательно: не это, не это, не это...
Как трансцендентная (запредельная) Истина,
он превосходит все наши слова, понятия,
идеи. К нему ведут, его приоткрывают божественное
откровение и мистическая интуиция. Брахман
характеризуется единством бытия, сознания
и ничем невозмутимого спокойствия, или
блаженства. Материальный мир есть эмпирическое
проявление Брахмана. Проявление неистинное,
лишь по видимости реальное, так как оно
не имеет в самом себе оснований для своего
бытия. Это — иллюзия, майя. Вся и единственная
реальность существования такого мира
заключена в Брахмане. Лишь для обыденного
сознания и вообще незнания чувственно
воспринимаемый мир оказывается реально
существующим. “Для того, кто достиг состояния
истины и реальности (т. е. Брахмана), весь
видимый мир исчезает”, — сказано в Брахме-сутре.
Проявлением заложенной в Брахмане творческой
энергии является периодическое возрождение
и гибель мира. В определенное очередным
циклом время мир исчезает в Брахмане,
чтобы затем снова возродиться из него.
В силу своей сущностной тождественности
Брахману Атман универсален, непреходящ,
сверхчувственен. Он открывается во внутреннем
опыте человека, независимом от внешних
ощущений, через некое сокровенное, потаенное
чувство ума. Как эмпирическое, или проявленное,
бытие Брахмана Атман имманентен (внутренне
присущ) каждому индивиду — как его жизненное
дыхание. Постижение субстанциального
единства Брахмана и Атмана освобождает
человека от оков нескончаемого потока-круговорота
жизни, делает его просветленным, подлинным,
свободным.
В веданте развито представление о четырех
основных сторонах жизни: каме, артхе,
дхарме и мокше. Кама есть чувственные
влечения и страсти, стремление к удовольствиям,
желание наслаждения, в частности любви.
Артха — материальные блага, выгода, польза,
приобретение богатства, стремление к
мирскому процветанию.
Философская система веданта (буквально
– завершение вед) и поныне пользуется
большой популярностью . Ключевым понятием
считается Брахман – конечная истина,
непостижимая умом, но обретаемая в процессе
молитвенного созерцания и углубленной
медитации. Аргументация веданты сводится
к следующему:
Веданта является религиозно – философской
системой, объединяющей множество учений,
которые, в свою очередь отличаются богатством
идей (порой противоречивых) и воззрений.
Несмотря на свое древнее происхождение,
индийская философия продолжает
влиять на умы современных людей.
Например, в древнейших священных
писаниях планеты – Ведах (датируемых
тысячелетиями до нашей эры) –
содержатся знания, которыми современное
человечество по большей части еще не
может воспользоваться.
Знания эти поражают своей сложностью
и универсальностью и затрагивают буквально
все стороны человеческой жизни: физика,
математика, химия, астрономия, биология,
архитектура, космология, медицина, техника,
музыка, литература, и многие другие. Иногда
они даже превосходят современные научные
познания. Лишь только в последние несколько
десятилетий ученые начали находить подтверждение
многим казавшимся ранее мифологическими
фактам.
Несмотря на наличие множества
различных школ, взгляды которых весьма
значительно отличаются друг от друга,
каждая школа старалась изучить взгляды
всех других и, прежде чем прийти к тому
или иному заключению, тщательно взвешивала
их аргументы и возражения. Такой характер
индийской философии привел к образованию
особого метода философского рассмотрения.
Этот всеобъемлющий характер индийской
философии — терпимость одних ее философских
школ по отношению к другим — имел то положительное
значение, что каждая философская система
приняла обоснованный и завершенный вид.
Если мы откроем обширные труды ведантистов,
то найдем там тщательное и продуманное
рассмотрение точек зрения всех других
систем: чарвака, буддийской, джайнской,
санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики;
равным образом в трудах буддийских или
джайнских философов рассматриваются
взгляды других философских систем. Поэтому
каждая система стан!Ошибка в формулеовится
энциклопедической по своему подходу
к тем или иным идеям. Неудивительно, что
многие проблемы современной западной
философии были уже рассмотрены в индийской
философии. Более того, местные ученые,
знакомые только с индийской философией,
способны с удивительной легкостью усваивать
сложнейшие проблемы западной философии.
Индийская философия – это истинно "живые
плоды", продолжающие питать своими
соками мировую человеческую мысль. Индийская
философия сохранила полную преемственность.
И ни одна философия не оказала такого
сильного воздействия на Запад, как индийская.
Главная ценность древнеиндийской философии
состоит в её обращении к внутреннему
миру человека, она открывает мир возможностей
нравственной личности, в этом-то, вероятно,
и кроется тайна её притягательности и
живучести.