Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Дао –Духовная сущность. Путь (путь Человека, путь Земли, путь Неба)
Даосизм – Течение философской мысли обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия. Лао-цзы (500-580 гг. до н.э.)
Ди – Специфическое понятие, принцип (почтение к старшему брату). Кун Фу-цзы (479 – 551 гг. до н.э.)
Дэ – Материальное воплощение духовной сущности, проявление в вещах и поведении человека.

Содержание работы

Задание первое. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия
темы…………………………………………………………………………….3
Задание второе. «Философия Древнего Китая: основные школы и представители» (сочинение).
2.1 Специфика восточного мышления, ее социально – культурная обусловленность……………………………………………………………….4
2.2 Возникновение, развитие и особенности китайской философии, основная проблематика и характерные черты…………………………….4-5
2.3 Проблема происхождения, сущности мира и человека, отличие ее решения от западно – философской традиции…………………………….5-6
2.4 Даосизм – древнейшее философское учение Китая. Великий учитель Лао Цзы. Дао и дэ – главные понятия его философии. Идеи о миропорядке и естественном ритме событий, о законах природы и необходимости строго следовать им…………………………………………………………...6
2.5 Диалектические идеи даосов…………………………………………..6-7
2.6 Даосское учение об обществе и человеке: идеал совершенномудрого. 7
2.7 Конфуцианство – социально-политическое и философско-этическое учение Древнего Китая. Проблема взаимоотношений человека и общества, руководителей и подчиненных. Поиск добродетелей, «маленький человек» и «благородный муж». Пути самосовершенствования личности………7-8
Задание третье. Изучив материал темы «Философия Древнего Востока», заполнить сравнительную таблицу………………………………………8-9
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии………………………………………………………………9-10
Задание пятое. Тестовая проверка знаний……………………………10-11
Список литературы………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Философии.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

 

 

Кафедра « Философия »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

         

по Философии

 

Тема : «Философия Древнего Востока»

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнил студент

                                                       заочного обучения 

                                                                      Специальность

                                        Курс   № 3 

                                                     ФИО

                                                                                         № Зачетной книжки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013

 

Содержание

 

          Задание первое. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия           

        темы…………………………………………………………………………….3

  Задание второе. «Философия Древнего Китая: основные школы и представители» (сочинение).

2.1 Специфика восточного  мышления, ее социально – культурная обусловленность……………………………………………………………….4

2.2  Возникновение,  развитие и особенности китайской  философии, основная проблематика  и характерные черты…………………………….4-5

2.3  Проблема происхождения,  сущности мира и человека, отличие ее решения от западно – философской традиции…………………………….5-6

2.4  Даосизм – древнейшее  философское учение Китая. Великий  учитель Лао Цзы. Дао и дэ  – главные понятия его философии.  Идеи о миропорядке и естественном  ритме событий, о законах природы  и необходимости строго следовать им…………………………………………………………...6

2.5  Диалектические  идеи даосов…………………………………………..6-7

2.6 Даосское учение  об обществе и человеке: идеал  совершенномудрого. 7

2.7  Конфуцианство –  социально-политическое и философско-этическое  учение Древнего Китая. Проблема взаимоотношений человека и общества, руководителей и подчиненных. Поиск добродетелей, «маленький человек» и «благородный муж». Пути самосовершенствования личности………7-8

  Задание третье. Изучив материал темы «Философия Древнего Востока», заполнить сравнительную таблицу………………………………………8-9

  Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии………………………………………………………………9-10

  Задание пятое. Тестовая проверка знаний……………………………10-11

  Список  литературы………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

  Задание первое : Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы.

Дао –Духовная сущность. Путь (путь Человека, путь Земли, путь Неба)

Даосизм – Течение философской мысли обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия.   Лао-цзы  (500-580 гг. до н.э.)

Ди – Специфическое понятие, принцип (почтение к старшему брату).  Кун Фу-цзы (479 – 551 гг. до н.э.)

Дэ – Материальное воплощение духовной сущности, проявление в вещах и поведении человека.

Диалектика – Искусство спорить, вести беседу, метод, когда человек в активном  самосозерцании и размышлении углубляет свои знания и движется к их полноте.

Жень – Специфическое понятие, принцип (человеколюбия ). Кун Фу-цзы (479 – 551 гг. до н.э.)

Инъ – Дух упорядочения мира. ( управление Землей )

Конфуцианство – Этико- политическое учение, философская концепция. По мнению которой верховной силой выступало Небо(тянь) – высшая безличная сила, следившая за порядком вещей и справедливостью в мире.

Ли – Специфическое понятие, принцип ( почтительность ). Кун Фу-цзы (479 – 551 гг. до н.э.)

У – вэй (недеяние) – Принцип означающий отказ от какой бы то ни было активности: все должно идти своим чередом.

У-син – Учение о пяти «первоэлементах», или стихиях (металл, дерево, земля, огонь, вода.)

Чжун – Специфическое понятие, принцип (верность правителю и госпадину)

Шень – Субстанция обусловливающая (дуовную жизнь или духовное порождение)

Шент-жень – Идеал совершенно мудрого человека, не стремящегося к делам.

Ци – Жизненная сила , понимание вещей как текучих, подвижных. Постоянное стремление Инь и Ян друг к другу.

Ян – Дух упорядочения мира. (управление Небом)

 

 

  Задание  второе: «Философия Древнего Китая: основные школы и представители» (сочинение)

2.1.  Специфика восточного мышления, ее социально – культурная обусловленность.                                                                                                                          При всей специфике индийской и китайской философии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями.                                                                                 Самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания.  Телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор философского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и так далее.

2.2.Возникновение,развитие  и особенности китайской философии,  основная проблематика и характерные черты.

  Возраст китайской философии более 2,5 тысяч лет.

Расцвет древнекитайской  философии приходится на V - VI вв. до н.э., которые называют "золотыми" в культуре Китая. Это был период соперничества ста школ, в рамках которых сформировались и такие, как конфуцианство, даосизм ,  моизм,  легизм, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей философской мысли Китая. На первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии стоит этика. Основной темой китайской философии являются отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными.

Китайские философы уделяли  внимание единству мира. В этой связи вводилось представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение, в

другом - по преимуществу этическое. Тянь - безличная, сознательная, высшая сила. Дао - закон изменения  вещей, вызываемого этой силой. Состояние  всеобщего благоденствия требует  подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао.Соблюдать дао - это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь - человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи - мудрость, интеллект; и - следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец - сын, муж - жена, старший брат - младший брат) и на службе (старший - младший; начальник - подчиненный); ли - послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность;  сяо - покорность воле родителей. 

2.3 Проблема происхождения, сущности мира и человека, отличие ее решения от  западно – философской традиции.

  Китайская философия уходит своими корнями в религиозно-мифологическое мировоззрение китайцев, где жили боги и духи во главе с главным божеством - Шан-ди. Нередко его рассматривали и как персонифицированную силу Неба, считая, что все в мире предопределено им, а правитель есть не что иное, как "Сын Неба".Другая мифологическая традиция утверждала, что когда-то не было ни Земли, ни Неба, и Вселенная представляла мрачный бесформеный хаос, откуда родились два духа: Инь и Ян, они-то и занялись упорядочением мира. Ян стал управлять Небом, Инь - Землей. Позже эти духи приобрели статус космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу. "Ци" и обозначало жизненную силу, понимание вещей как текучих, подвижных. Соответственное доминирование Ян и Инь обеспечивало перемены, которые переживали вещи, будь то мироздание, человек или общество, что составляло их путь - "дао". Путь Неба, путь Земли, путь Человека, имея свои орбиты, пересекаются, движутся вместе, определяя во многом судьбы человека и страны.В IV - VI вв. до н.э. к указанным мировоззренческим представлениям добавляется концепция "У-син" - учение о пяти "первоэлементах",

или стихиях (металл, дерево, земля, огонь, воды), которые характеризуют сложные связи в жизненных процессах. Специфическим моментом китайского мировоззрения следует считать признание обратной связи между природными закономерностями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Если люди действовали в согласии c ними, то и в обиходе, и в жизни отдельных людей царили спокойствие и порядок, если же такого согласия не было, страна и всё в ней приходило в смятение.

Первыми источниками  китайской духовности и образованности, где были зафиксированы эти мировоззренческие позиции, стало пятикнижие ("Книга песен", "Книга истины", "Книга перемен", "Книга обрядов", "Летопись Чунь-ци"). Мышление китайского человека изначально пронизывала идея органического единства с миром, гармонии триады Небо-Земля-Человек и понимания своего места в ней.                                                                                                                                   2.4   Даосизм –древнейшее философское учение Китая. Великий учитель Лао Цзы.  Дао и дэ – главные понятия его философии. Идеи о миропорядке и естественном ритме событий, о законах природы и необходимости строго следовать им.   Основателем являлся Лао – Цзы(580-500 гг до н.э.)    Он размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя  для этого два основных понятия: дао и дэ. Для даосов дао – всеобщее мировоз зренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия. Если дао  есть некая духовная сущность, то дэ, скорее, ее материальное воплощение, проявление дао в вещах и поведении человека. Дао и дэ неразрывны: дао не только порождает вещи, но и постоянно совершенствует их.

2.5 Диалектические  идеи даосов.

Дао не имеет никакой определенности (поэтому его нельзя выразить сло вами), оно тождественно пустоте (небытию), но это рождающая пустота, в ней скрыты все возможности мира. Даосы подчеркивали, что мир – непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение. Все несет в себе дао, придающее миру гармонию и единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с "естественностью", то есть, не нарушая закона дао.

Люди поэтому  не должны стремиться к активному  действию, вмешиваться в естественный ход событий, тем более изменять его.

2.6 Даосское  учение об обществе и человеке: идеал совершенно мудрого.             Даосизм исповедует принцип "недеяния" – "У вэй", означающий отказ от какой бы то ни было активности: все должны идти своим чередом.  Даосский идеал совершенно мудрого – "шеньжень"– человека, не стремящегося к делам. Принцип недеяния как высшая форма поведения был положен и в основу управления: мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, дабы не нарушать естественный закон. Смыслом общественной жизни был мир, а не война, уступки соседям, а не борьба с ними, мудрость, а не насилие и жестокость.

2.7. Конфуцианство  – социально - политическое и  философско - этическое учение Древнего  Китая. Проблема взаимоотношений человека и общества, руководителей и подчиненных. Поиски добродетелей, «маленький человек» и «благородный муж». Пути самосовершенствования личности.

 Главной  темой в размышлениях Конфуция  стала тема человека и общества. Он выстроил довольно стройное для своего времени этико - политическое учение, разработал систему специфических понятий и принципов, с помощью которых можно объяснить мир, действуя в соответствии с ними, обеспечить в нем надлежащий порядок.  На основе их Конфуций сформулировал правило, названное впоследствии "золотым правилом нравственности": "Чего не желаешь себе, того не делай другим". Учение китайского мыслителя проникнуто духом сохранения традиций как основы устойчивости общества. В обществе люди должны строить отношения, как в хорошей семье. Правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на собственном опыте. Согласно принципу "чженмин" (исправление имен), каждый должен знать свое место в обществе: государь быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Тогда общество будет гармоничным и устойчивым. Все этические требования и установки Конфуция служили для характеристики личности, сочетавшей в себе высокие

качества  благородства, милосердия и доброты  к людям с высоким социальным положением. Правильный путь – дао – позволял жить в полном согласии с собой и окружающим миром, не про тивопоставляя себя установленному Небом порядку. Это путь (и идеал) "благо родного мужа", которому мудрец противопоставил "маленького человека", руководствовавшегося личной выгодой и себялюбием и нарушающего общепринятые нормы. Но поскольку люди по природе равны и отличаются лишь привычками, Конфуций указывает "маленькому человеку" путь к самоусовершенствованию: нужно стремиться преодолеть себя и возвратиться к "ли" – благопристойности, почтительному и уважительному отношению к другим.

 

  Задание третье. Изучив материал темы «Философия Древнего Востока», заполните следующую сравнительную таблицу.

Философия 

Отличительные особенности, специфические  установки

Школы и их представители

Основные понятия и принципы

Древнекитайская

Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом  и человеком, правителем и его  подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао.  

Даосизм (Лао-Цзы); Конфуцианство (Конфуций)

Дао

Ди

Дэ

Жень

Инь

Ли

У-вэй (недеяние)

У-син

Чжун

Шень

Ци

Ян 

Древнеиндийская 

Для индуса характерен интерес как  к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман".

 

Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный  духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман - это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец.

 

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связана  сосредоточенность индусов, которая  также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

 

Медитация ведет к состоянию  нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

 

Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение - направляет деятельность своих почитателей.  

Индуизм

Джайнизм

Чарвака

Буддизм (Будда)

Атман;

Сансара;

Карма;

Мокша;

Ахимса;

Пракрити;

Пуруша;

Майя;

Мана

Информация о работе Философия Древнего Востока