Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 07:30, контрольная работа
Антропоморфизм - (греч. anthropomorphosis, от anthropos - человек, и morphon - образовать, облекать в форму). Представление Высшего Существа в человеческом образе, а также олицетворение явлений и сил природы в виде человекообразных существ.
1. Задание первое............................................................................................3стр.
2. Задание второе. «Философия Древней Индии: основные школы и представители» (сочинение).........................................................................5стр.
2.1 Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация.................................5стр.
2.2 Упанишады как религиозно - философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы......................................................................7стр.
2.3 Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму...............................................................................9стр.
2.4 Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура буддийской философии. Этапы восьмеричного «пути освобождения» (достижения нирваны). Пять заповедей – ориентации буддизма..................................................................................14стр.
2.5 Школа чарвака (локаята) – «учение, направленное на мир» - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания..............................................................................17стр.
3. Задание третье. Сравните изученный материал с античной философией того же времени (VI – IV вв., до н.э.) и заполните следующую таблицу.....................................................................................20стр.
4. Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии...........................................................................................23стр.
5. Задание пятое. Тестовая проверка знаний..........................................25стр.
6. Список использованной литературы...................................................28стр.
Как уже отмечалось, каждая система индийской философии пытается опровергнуть взгляды чарваков, и в этом отношении система чарвака служит как бы пробным камнем для их теорий. Поэтому основная заслуга философии чарвака заключается непосредственно в том, что она выдвигает новые философские проблемы, и косвенно в том, что она вынуждает других мыслителей отказываться от догматиза, критически, а также более осторожно подходить к своим умозрительным построениям и к формулировке своей точки зрения.
Но что делает философию чарваков наиболее непривлекательной в глазах народа, так это ее теория наслаждений. Осуждается не сама погоня за наслаждением, ибо это в той или иной форме признают и другие философы, но лишь стремление к явно грубым наслаждениям, а также то, что наслаждение чарваки считают самоцелью. И действительно, некоторые представители школы чарвака ратуют за жизнь, полную грубых чувственных наслаждений. Но различия, которые проводились иногда между вульгарными и учеными чарваками, указывают на то, что не все они придерживаются идеалов грубой, некультурной чувственности. Известно, например, что индийские материалисты также посвящают себя облагораживающим наслаждениям, развивая, скажем, изящные искусства, которых, согласно Ватсьяяне - признанному гедонисту и автору знаменитой «Кама-сутры»,- насчитывается шестьдесят четыре вида. Материалисты не являются эгоистическими гедонистами. Эгоистический гедонизм в своей грубой форме несовместим с общественной дисциплиной. Жизнь в обществе станет невозможной, если человек не будет поступаться частью своих наслаждений в пользу других.
Говорят, что некоторые представители школы чарвака почитали короля, как бога. Отсюда у них огромная вера в обязательность упорядочения общества и в необходимость существования его главы. Этот взгляд в дальнейшем находит еще более яркое выражение в философии локаятиков, где политическая философия (данданита) объединена с политической экономией. Из приведенных фактов следует, что среди материалистов древней Индии имелись такие же просвещенные мыслители, каких мы находим среди последователей Демокрита в древней Греции.
Наилучшим положительным свидетельством утонченного гедонизма является этическая философия, провозглашенная Ватсьяяной во второй главе «Кама-сутры». Именно Ватсьяяна является величайшим гедонистом, устанавливающим и защищающим свою точку зрения. Хотя Ватсьяяна верит в бога и в загробную жизнь и потому, собственно, не может быть назван материалистом в обычном смысле этого слова, однако он может быть признан материалистом в широком смысле этого слова, поскольку стремится объяснить «высшие феномены низшими».
Он признает три желательные цели человеческой жизни (добродетель, богатство и наслаждение), которые должны всячески культивироваться. Его материалистические тенденции видны из того, что он рассматривает добродетель и богатство только как средства наслаждения, которое поэтому и является высшей целью. Утонченность его гедонизма заключается в том, что он придает особое значение самоконтролю и духовной дисциплине {дхарма), а также изысканности, без которых человеческие наслаждения низводятся до уровня животных. Ватсьяяна указывает, что все физические наслаждения, в конечном счете, служат удовлетворению пяти чувств. Далее он утверждает, что удовлетворение этих чувств, как, например, удовлетворение чувства голода, необходимо для существования нашего тела.
Таким образом, мы находим, что учение Ватсьяяны представляет собой индийский гедонизм лучшей его разновидности. Весьма возможно, что мыслителям именно этого направления и присвоено наименование «ученых гедонистов» (сушикшита-чарвака).
3. Задание третье. Сравните изученный материал с античной философией того же времени (VI – IV вв., до н.э.) и заполните следующую таблицу.
Философия |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Характерные черты, особенности |
Древнеиндийская |
Буддийская, Сиддхартха Гаутама (Будда) |
«Атомарные» элементы бытия, «чистая мысль», учение о «4 благородных истинах». |
Против преобладания внешних форм религиозной жизни, отрицает потусторонность освобождения, нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. |
Джайнская, Вардхамана |
Ведийский реализм |
Реалистическая классификация бытия, а также теория познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическая этика. | |
Миманса |
Обрядовая сторона Вед |
Систематизация правил истолкования ведийских текстов, притом преимущественно связанных с торжественным, «официальным» ритуалом; разрабатывается, в полемике с буддистами, теория познания мимансы, в которой Веда, как сакральное слово, противопоставляется другим средствам познания в качестве единственного источника знания религиозного долга - дхармы, а также обосновывается своеобразное учение о вечности (несозданности) слова. | |
Веданта |
Мистическая сторона
Вед, концепция Брахмана-Слова, в
которой источником бытия признается
онтологизируемая «речь» (шабда), а
вся видимость бытия |
Обосновывается положение о реальности только неизменного Бытия, объявляется весь видимый мир в конечном счете иллюзорным, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман), и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения. | |
Санкхья |
Пуруша, пракрити |
В семидесяти двустишиях
выкристаллизовались древние | |
Йога |
«Менталитет», «мыслительное вещество», ишвара. |
«Обособленность» духовного начала. | |
Ньяя |
Подробная классификация источников знания, основных этапов познавательного процесса, способов дискуссии и логических ошибок, но также и обоснований субстанциальности духовного начала (Атман), объективности времени и пространства, целого помимо частей и ряда других основоположений реалистической онтологии. | ||
Вайшешика |
«Потенция», «непотен--ция», «общее-в-особен-ном», «небытие». |
Базировалась на метафизике шести категорий бытия (субстанция, качество, действие, общее, особенное, «присущность»), которая служила и своеобразным онтологическим введением в ее физику, формулируется атомистическая концепция мира, вводится божество-демиург. | |
Чарвака, Брихаспати |
Теория наслаждений, «Кама-сутра» |
Отвергая авторитет
вед и проповедуемые ими | |
Древнегреческая |
Циники, Антисфен |
«Жить согласно природе». |
Счастье - возвращение в мир природы. |
Милетская, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен |
Вопрос о сущности мира, материализм. |
Мир как материальный, они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. | |
Элеаты, Ксенофан, Парменид |
Бог как сущее, отличное от людей, совершенное еди-ное бытие |
Бог становится поня-тием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространст-венном, так и во временном отношении) материального мира. При этом уни-версальное бытие понимается им как вечное и неименное. Из действительного мира, из области бытия полностью ис-ключается движение. | |
Пифагорейская, Пифагор |
Взаимоотношения чисел. |
Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. | |
Скептики, Пиррон |
Безрадостность земного существования, отсутствие привязанностей |
В основе лежит основополагающий принцип скептицизма, сомнение во всем должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений, | |
Софисты, Протагор |
Ничего не существует в этом мире. |
Высказывания не наполнены содержанием, а представляют пустые рассуждения, не приводящие к какой-либо цели. Предметом рассуждения служат какие-нибудь незначительные факты, совершенно не заслуживающие внимания. Мышление в силу этого оказывается совершено бесплодным. Бесконечные и бессодержательные рассуждения не приводят к цели. Все высказывания построены правильно, но лишены конкретного смысла | |
Эпикурейцы, Эпикур |
Главная проблема человечества - страх; Цель жизни - удовлетворение низменных страстей и получение низкопробных удовольствий. |
Истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других. | |
Стоики, Зенон |
Идеал - сверхчеловек - мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. «Ваше счастье -- не нуждаться в счастье». |
Цель человека -- освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. |
4. Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Говоря о древней мифологии и философии, русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский писал: «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем остальным органическим миром, и это чувство охватывало некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества – религии Древней Индии и, в частности, одну из наиболее высоких форм достижения в этой области – буддийские религиозные построения» (Живое вещество. – М., 1978. С. 44).
1. Как
называется это чувство
2. Какой принцип взаимоотношения человека с миром в буддизме оно определяет?
3. Каково место человека в этой картине мира?
4. Сравните
данную позицию с той, которая
складывалась в античном
1. Чувство слитности человека с природой называется синкретизм.
2. Принцип космоцентризма определяется в синкретизме во взаимоотношениях человека с миром в буддизме.
3. В этой картине мира человека находится в центре вселенной (космоса).
4. Вся цивилизация древней Индии была в основе своей строго религиозной; наука и религия не были разделены как в наше время, а, дополняя одна другую, составляли одно неразрывное целое, которое вернее всего назвать всеобъемлющей мудростью. Мудрость древних не ограничивалась изучением одних видимостей, она искала познать невидимые причины видимых явлений; изучая человека, она стремилась раскрыть истинный смысл и цель его жизни, не только земной, но и потусторонней, определить его место в мироздании и привести его внешнюю и внутреннюю жизнь в гармоническое сочетание с жизнью Вселенной. Во главе народа стояли мудрецы, (Посвященные); учения их передавались преемственно от одного другому и велись в течение многих веков по одному плану, с одной и той же целью: познать смысл и цель мировой жизни. Мудрость Посвященных, недоступная пониманию народной массы, оставалась эзотерической, тайной, для того, чтобы оградить ее от искажений и злоупотребления; для приобщения к ней требовалась высокая степень умственного развития и нравственной чистоты. Эти эзотерические учения представляют собой единственный ключ к верному пониманию как религии, так и цивилизации древнего Востока. Без этого ключа истинный смысл Браманизма остается непонятным.
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы; пятые - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.
5. Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
1. Как соотносятся понятия «философия» и «мировоззрение»?
а) философия – часть мировоззрения,
б) мировоззрение – часть философии,
в) философия – теоретическое мировоззрение,
г) философия и мировоззрение – одно и то же.
2. Укажите соотношение между эпохой и господствующим типом мировоззрения:
а) теоцентризм,
а) Античность,
б) антропоцентризм,
б) Средневековье,
в) космоцентризм,
в) Современность,
г) антропокосмизм.
г) Новое время.
3. Завершите определение:
«Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного, называется_______________».
4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе, не делай другому»?
а) Лао Цзы,
б) Будда,
в) Конфуций.
5. Завершите определение: «Философское учение, предметом исследования которого выступает мораль, называется _____________».
6. Впишите пропущенное слово:
«_______________ – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «откровения» и примыкающие к Ведам как объяснение их изотерического (тайного) смысла».
7. Какое
из древнеиндийских
а) джайнизм,
б) буддизм,
в) локаята (чарвака),
г) веданта.
8. Основное средство постижения истины в философии:
а) созерцание,
б) категория,
в) опыт,
г) вера.
9. Впишите ключевые слова: «Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является _________________».
10. « Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулировать им, того постигнет неудача. Ибо мир – это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции даосов.
а) принцип преобразования,
б) принцип отстраненности от мира,
в) принцип пассивного отношения к миру,
г) принцип органической неразделенности человека и мира.
Ответы к тесту:
1. а
2. а) теоцентризм - б) Средневековье;
б) антропоцентризм - в) Современность;
в) космоцентризм - а) Античнос
г) антропокосмизм - г) Новое время.
3. «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного, называется джайнизм».
4. в
5. «Философское учение, предметом исследования которого выступает мораль, называется локаята».
6. Упанишады - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу «откровения» и примыкающие к Ведам как объяснение их изотерического (тайного) смысла».
7. в
8. а
9. Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является его практичность, поскольку вера без дел мертва.
10. а.
Список использованной литературы:
1. И.П.Минаев. Буддизм. Исследования и материалы. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1887.
2. Чаттерджи.
Сокровенная религиозная
3. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2. 1956.
4. Г.М. Бонгард-Левин, А.В. Герасимов. Мудрецы и философы древней Индии. - М.: Наука, 1975.
5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М.: Высш. школа, 1980.
6. Шичалин Ю.А.
Мудрецы и ученые. Книга первая.
Философия древности и
7. История восточной философии: Учебное пособие. - М.,ИФРАН.- 1998.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000.
9. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003.
10. Материалы, опубликованные на сайте: http://ru.wikipedia.org/