Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 16:10, реферат
1. Общая характеристика древневосточной философии.
2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
3. Специфика и основные проблемы Китайской философии.
4. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
1. Общая характеристика
древневосточной философии.
2. Ортодоксальные и неортодоксальные
школы древнеиндийской философии: принципы,
идеи и категории.
3. Специфика и основные проблемы Китайской
философии.
4. Основные философские школы древнего
Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
1. Общая характеристика
древневосточной философии.
Философия как теоретическая дисциплина
о мире и человеке практически одновременно
возникает на Западе и на Востоке. Становление
восточного философствования происходит
в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной.
Сравнивая восточную философию с западной,
можно считать их философствованием различного
типа. В отличие от западной (античной),
для восточной философской мысли не характерен
полный отказ от мифологической традиции.
Используя логику и разумную аргументацию
для объяснения всеобщего, восточная традиция
не отвергает истин, отраженных в мифе,
а развивает и усложняет их. Специфична
в восточной традиции и структура философского
текста. Любой философский памятник многослоен.
В нем содержится напластование имен,
образов, идей и концепций. Он является
произведением не одного автора, но целой
школы, время же его создания измеряется
столетиями.
2. Ортодоксальные и неортодоксальные
школы древнеиндийской философии: принципы,
идеи и категории.
Дофилософские знания в Индии передавались
в Ведах. Приблизительная датировка самых
древних частей ведического корпуса восходит
к середине II тыс. до н. э. Веды представляют
собой сборники текстов - фрагменты древних
мифов, жертвенные формулы и заклинания,
предназначенные для культового употребления
брахманами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных корпусов:
"Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа"
(сборник песнопений), "Яджурведа"
(сборник жертвенных формул), "Атхарваведа"
(сборник заклинаний).
В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады'
представляют собой собственно философские
тексты, нацеленные на поиск нового знания.
Уже в Упанишадах формируются основные
темы индийской философии: идея единства
Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба)
и перерождении.
Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен,
вечен и непостижим. Проявлением Брахмана
является Атман "Мировая душа" (Атман)
идентична индивидуальной человеческой
душе. Подлинная цель человеческой жизни
- в уничтожении причин, которые препятствуют
освобождению атмана от внешних покровов,
физических и духовных оболочек. Сансара
- цепь зависимых перерождений – определяется
кармой, т.е. совокупным результатом мыслей,
слов и поступков человека.
С VI в. до н. э. начинается время классических
философских систем. Принято различать
ортодоксальные системы мысли, признающие
авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные
системы, отрицающие единственность авторитета
ведических текстов. К неортодоксальным
системам причисляют буддизм и джайнизм.
Шесть наиболее влиятельных классических
ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика,
санкхъя и йога, веданта и миманса.
Неортодоксальные учения индийской
классической философии: джайнизм, буддизм.
Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось
в русле (от санскр. "аскетов" или
"странствующих отшельников". Доктрина
джайнизма развивает ряд идей Упанишад.
Так, концепция о перерождении души приводит
к выводу о существовании души у всего,
что существует в мире: животных и насекомых,
растений и листьев. Благой целью является
освобождение души и достижение статуса
совершенного человека. Для этого человек
должен вести добродетельную жизнь.
Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит
к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до
н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм
формируется на основе положений, высказанных
этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи
Гаутамы принято определять в рамках 560-480
гг. до н. э.
Будда считал категорической лишь одну
истину: мир устроен так, что человек в
нем - страдающее существо. Следовательно,
все, что нужно знать о существовании мира
и человека это, что они основаны на страдании.
Страдание - конечная реальность существования.
Основа буддийского вероучения - четыре
"благородные истины". Первая, "истина
страдания", - истина об универсальности
страдания, пронизывающего все телесное
и душевное существование человека.
Вторая истина, "истина возникновения
страдания " исходит из того, что страдание
обусловлено желанием: желанием наслаждения,
желанием существования и желанием гибели.
Поэтому страдание - это рождение, старость,
болезни, смерть, соединение с тем, что
нежеланно, разъединение с тем, что желанно,
недостижение всего, чего хочешь достичь.
Третья истина ("истина прекращения
страдания"): страдание можно прекратить,
освободившись от желания.Человек, беспрерывно
улучшая карму, может прервать цепь перерождений
и достичь освобождения от страданий –
нирваны (состояние полной отрешенности
от окружающего мира).
Четвертая истина, "истина пути",
гласит: путь к прекращению страданий
восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания
иллюзорности собственного я через милосердные
деяния, совершенствование в нравственности,
медитацию, позволяющей достичь состояния
просветления (бодхи), которое приводит
к нирване.
В идеале все это исполнимо лишь в отречении
от мира как полный отказ от убийства,
лжи, воровства, употребления алкогольных
напитков, участия в развлечениях, использования
денег.
Классические
ортодоксальные системы
Классические системы возникают в результате
споров с буддистской точкой зрения на
природу человека, характер спасения и
возможность познания мира.
Ньяйя ("вхождение в предмет")
- философская школа, основанная брахманом
Гаутамой около III в. до н. э., сходна с западной
логикой. Ньяйя изучала механизм познания
и определяла правила ведения дискуссии,
что делало знание ее принципов обязательным
для всякого, занимавшегося систематическим
фило¬софствованием. Данное учение исходит
из принципиальной познаваемости мира
и рассматривает всякое знание как раскрытие
реальности. По природе своей человек
способен воспринимать объекты, сравнивать
их между собой и делать выводы из сходства.
Познание может быть правильным и неправильным.
Задача учения ответить на вопрос о том,
как достичь правильного познания.
Вайшешика ("философия различий"),
созданная Канадой (III в. до н. э.), - система,
родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя,
вступая в полемику с буддизмом, вайшешика
исходит из принципиальной познаваемости
мира и рассматривает адекватное познание
в качестве основной цели систематического
мышления. Ос¬новная тема этой школы -
классификация и характеристика рассматриваемых
объектов. Различая объективно существующие
предметы, вайшешика разделяет их на категории
и подробно характеризует каждую из них.
«Йога» В основе методики йоги лежит
убеждение в том, что человек с помощью
концентрации духовных сил, медитации
и аскетизма, ведущего к успокоению нрава,
может достичь освобождения от материального
мира. Йога - это упорядоченная методика,
направленная на разрыв связей между духом
и телом. Она охватывает восемь восходящих
ступеней совершенствования, первые пять
из которых направлены на совершенствование
тела, в то время как три последних обращены
на понимание:
Таким образом, особенности индийской
философии связаны со специфическим пониманием
места человека в мире. Идеалом человеческой
жизни в этой традиции выступает нацеленность
на вживание в окружающую среду и обращенность
человеческой активности на свой собственный
внутренний мир.
3. Основные философские школы
древнего Китая: конфуцианство, даосизм,
легизм.
В развитии китайской философии выделяют
следующие периоды:
I.Протофилософский - период зарождения
философских представлений относится
к XII – VIII вв. до н. э., когда происходило
бурное развитие письменности и складывались
знаменитые литературные памятники древнекитайской
культуры: «Книга истории», «Книга песен»;
«Книга перемен», из которых в последующем
черпали свои идеи философские мыслители
Древнего Китая. В эту эпоху сложился культ
предков и культ поклонения Небу – всеобщей
судьбе, закону природы и принципу порядка.
II. Натурфилософский период, когда возникли
первые философские учения в VIII – VI вв.
до н. э. Оформляется важнейшая идея древнекитайской
философии – идея перемен (последовательность
перемен, их ритмичность и направленность);и
складывается учение об инь и ян (женское
и мужское начало), которая объясняется
взаимопревращениями этих двух противоположных
начал и круговоротом жизненной энергии.
III. «золотой век китайской философии».
(VI – III вв. до н. э.). Сформировалось более
ста философских школ, выделяют важнейшие
из них: конфуцианство, даосизм, моизм,
легизм, натурфилософскую школу и школу
имен.
IV.Период кризиса классической древнекитайской
философии связан с правлением деспотический
империи (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой
была установлена цензура и духовная жизнь
страны поставлена под тотальный контроль
государства. Тогда были физически уничтожены
многие философы, сожжены их рукописи
и трактаты.
V.Возрождение древнекитайской философии
(206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), в данный период
был осуществлен синтез важнейших философских
учений и разработана неоконфуцианская
идеология. Она предопределила традиционный
характер развития Китая на протяжении
двух тысячелетий.
Специфика китайской
философской традиции:
Развитие китайской философии нельзя
рассматривать без учета специфики иероглифического
письма. В китайском языке значение слова
особенно сильно зависит от контекста.
При помощи китайского письма удобно выражать
комплекс идей, но зато намного сложнее
выстраивать цепочки выводов и логических
доказательств. Иероглифическая письменность
определила афористический стиль философских
текстов, образность, метафоричность языка.
Для всей китайской философии характерна
приверженность традициям. Накопленная
в прошлом мудрость берется за основу,
а авторские новации имеют смысл и ценность
только в том случае, если они претендуют
на более ясное и адекватное прочтение
традиции. Для древнекитайской философии
был характерен светский рационализм.
Китайцы поклонялись Небу как принципу
мирового порядка, всеобщей необходимости,
судьбе. Вместо веры в священное божество
древние китайцы почитали установленный
Небом порядок и следили за соблюдением
ритуала. Вся мощь философского рационализма
в Китае была направлена на прояснение
норм и правил повседневного существования,
нравственное воспитание людей, гармонизацию
хозяйственной и политической жизни, разработку
эффективных методов управления государством.
Философы Древнего Китая стремились к
практической реализации собственных
концепций, в частности, к идеологическому
влиянию на государственную власть и систему
воспитания китайского общества. Многие
из них в тот или иной период жизни становились
советниками императора, получали должности
в аппарате древнекитайского государства.
В результате ценностные ориентации китайского
философа часто совпадали со статусными
ориентациями государственного чиновника,
что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло
консервативный характер философствования
в Китае.
4. Основные философские школы
древнего Китая: конфуцианство, даосизм,
легизм.
Даосизм
Основателем является философ Лао-цзы
(около V-III вв. до н. э.) который развивает
учение о правильном пути и добродетели".
Основной категорией даосизма является
дао.
Понятие дао многозначно. Дао - это субстанциональная
закономерность всего сущего, закон спонтанного
бытия мира, общества, человека. Дао - это
вселенная, где все уравновешено, где нет
жизни и смерти, где не существует границ
и разделений.
В даосизме разрабатывается "Доктрина
об обретении бессмертия", рассматривая
человека как единое целое, даосы разрабатывали
ряд практик, которые могли бы способствовать
обретению "одухотворенного" тела.
Эти практики были направлены на гармонизацию
тела человека и представляли собой медитативные
упражнения, дыхательный и гимнастический
тренинг, диеты..
При жизни человеку следует придерживаться
доктрины "недеяния "(у-вэй). "Не-деяние"
понимается в даосизме не как бездействие,
но как отсутствие произвольной целеполагающей
активности.
Конфуцианство
Конфуцианство восходит к учению Конфуция
(551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу
в сохранении традиций. Конфуций не писал
трактатов. Его идеи были позднее собраны
его учениками в книге "Беседы и суждения".
Основная тема философствования Конфуция
- отношения человека, семьи и государства.
Прочное государство основывается на
прочной семье. Конфуций не усматривал
принципиальной разницы между такими
институтами, как государство и семья.
Управление государством описывалось
им в семейно-родственных кате¬гориях.
Конфуцианство сводит проблемы государства
и семьи к проблеме человека, проблеме
его праведной жизни и самосовершенствования.
Конфуций предписывает стремление каждого
человека к идеалу благородного мужа,
который должен обладать следующими пятью
основными качествами: 1) человечностью,
2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4)
мудростью, 5) лояльностью. Проявить эти
качества можно лишь в отношениях с другими
людьми. Таким образом, отношения между
людьми имеют различные градации в за¬висимости
от степеней родства и социальных ролей.
"Если хотят управлять страной, нужно,
прежде всего, содержать в порядке семью.
Если хотят содержать семью в порядке,
нужно, в первую очередь, образовывать
характер.
Легизм («Школа
почитателей или любителей закона») (конец
VIII-VII вв. до н. э.)
В качестве высшей ценности легисты выдвигают
единое могущественное государство, принципиально
отличное от семьи. Легисты утверждают
принцип единого юридического закона,
создателем которого может быть лишь единовластный
правитель. В отличие от традиции, закон
не имеет сакрального характера и может
изменяться в соответствии с потребностями
времени. Однозначные, обязательные для
каждого законы, соблюдение которых должно
обеспечиваться суровой системой наказаний,
образовывают основание государства.
Согласно легистам, отношения верховной
власти с народом могут быть только враждебными,
задача же государства состоит в ослаблении
народа. Они предложили ввести контроль
над образом мысли подданных, систему
надзора за чиновниками, круговой поруки
и групповой ответственности.