Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:04, доклад

Описание работы

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

Файлы: 1 файл

семинар 2.docx

— 17.83 Кб (Скачать файл)

                                                                                                         Философия Древнего Востока.

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние  на мировой процесс. Она непосредственно  участвует в формировании общественного  идеала, основных ценностно-мировоззренческих  и методологических принципов, напоминая  человеку о социально-практической значимости целостных представлений  о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия. 
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.

Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации  появились именно там. В различных  регионах Востока сформировались мировоззренческие  концепции, в которых своеобразно  были сплавлены религиозные и  философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались  философские учения, которые возникли в Индии и Китае.

Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые  оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые  соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском, китайском и греческом типах  философии. Традиционно в истории  философии древнеиндийская и  древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока, чему и будет посвящена данная лекция.

 Становление древневосточной  философии и ее особенности

В середине I тысячелетия  до н.э. одновременно с Грецией возникает  философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок  складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает  как разрешение противоречия между  мифологической картиной мира, построенной  по законам воображения, и новым  знанием и мышлением. Однако философия  появляется не непосредственно из мифологии  как таковой, а из переходных мировоззренческих  форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.

Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской  философии. Во-первых, самосознание древних  индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или  первой индийской и китайской  философии реализуется в мировоззренческих  концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций  родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и  пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность  числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в  философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и  низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей  философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.

При всей специфике индийской  и китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями. 
Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своем категориальном арсенале понятийный образ первопредка, хотя и трансформирует его, придавая ему другие значения.

Первая философия закладывает  прочные основания традиционализма  в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические  системы, сохранившиеся в Индии  и Китае вплоть до ХХ в. На каждом историческом этапе развития индийского и китайского обществ духовная древность тесно соседствовала с современностью.

Общность генезиса не исключала  своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Если в Индии многочисленные философские  школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфунцианской ортодоксией. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.

Отметим некоторые, наиболее общие черты древневосточной  философии, отличающие ее от философии  древнегреческой. Во-первых, индийская  философия как и китайская, характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии. Но если в древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности, то в древнекитайской предфилософии преобладало обыденное сознание. Во-вторых, для древневосточной философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих, для древневосточной философии был характерен глубокий традиционализм. Если, например, в западноевропейской традиции философия постоянно ассоциируется со скепсисом, неустанностью поиска истины, то для китайской типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ, демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время западная философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их, приходили им на смену.

Выявление и объяснение специфических  черт философии Востока и Запада, а также выявление общих черт между ними сегодня стоит на повестке дня. Это необходимо для того, чтобы  представить философское развитие человечества как единый и многообразный  процесс.


Информация о работе Философия Древнего Востока