Философия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Философия Древней Греции – величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

философия древне греции.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

Философия Древней  Греции – величайший расцвет человеческого  гения. Древним грекам принадлежит  приоритет создания философии как  науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как  системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие  философы как Сократ, Аристотель и  Платон являются родоначальниками философии  как таковой. Возникнув в Древней  Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически  во всех сферах жизни.

Греческая философия  не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки  многих наук еще не отпочковались  в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого  познания. В отличие от древних  египтян, развивающих науки в  практическом аспекте, древние греки  отдавали предпочтение теории. Философия  и философские подходы к решению  любой научной проблемы лежат  в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий. 

Идея красоты  мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих  натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании  мира и реальности его красоты. Для  первых натурфилософов прекрасное —  это всеобщая гармония и красота  Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают  в единстве. Вселенная для древнегреческих  натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.

Сократ

Сократ — один из родоначальников диалектики как  метода поиска и познания истины. Главный  принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение  в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В  этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий  не станет поступать дурно. Сократ излагал  свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический»  метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в  споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала  неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего  духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального  знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам  афинской демократии.

Платон

Учение Платона  — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего  и изменчивого бытия. Вещи — подобие  и отражение идей. Эти положения  изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В  диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота  для Платона есть эстетически  своеобразная идея. Познать ее человек  может, только находясь в состоянии  особого вдохновения. Концепция  красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль  о специфичности эстетического  переживания.

Аристотель

Ученик Платона  — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах  бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и  цели). Основные области его интересов  — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие  от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное  качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности  человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу  умножения и теорему, носящую  его имя, изучавшего свойства целых  чисел и пропорций. Пифагорейцы  развивали учение о «гармонии  сфер». Для них мир — это  стройный космос. Они связывают понятие  прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной  направленностью своей философии  с понятием блага. Разрабатывая вопросы  музыкальной акустики, пифагорейцы  поставили проблему соотношения  тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному  тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что  красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в  «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и  непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание  красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие —  созидатель гармонии и условие существования  прекрасного: расходящееся сходится, и  прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся  противоположностей Гераклит видит  образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о  характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью  вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем  созерцания.

Гиппократ

Известны труды  Гиппократа в области медицины и  этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма  человека, теории индивидуального подхода  к больному, традиции ведения истории  болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал  на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило  для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических  представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями  человека, к начатому ионийскими натурфилософами  их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.


Информация о работе Философия Древней Греции