Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:28, реферат
Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.
Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море.
Реферат на тему:
« Философия Древней Греции»
Общая характеристика Древней Индии .
Древняя Индия – одна из первых
мировых цивилизаций, принесла мировой культуре
наибольшее количество духовных ценностей.
Это богатейший субконтинент со сложной
и бурной историей. Здесь зарождались
великие религии, возникали и рушились
империи, но из века в век сохранялась
непреходящая самобытность индийской
культуры. Эта цивилизация возводила из
кирпича большие, отлично спланированные
города с водопроводом и создала пиктографическую
письменность, которую пока не удалось
расшифровать.
Свое название Индия получила
от названия реки Инд, в долине которой
находится. «Инд» в переводе означает
«река». Протяженностью 3180 км, Инд берет
начало в Тибете, течет через Гималаи,
Индо-Гангскую низменность, впадает в
Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют
о наличии в Древней Индии человеческого
общества уже в период каменного века,
именно тогда появились первые постоянные поселения,
зародилось искусство, социальные отношения,
появились предпосылки для развития одной
из древнейших цивилизаций мира – Индской
Цивилизации, возникшей в Северо-Западной
Индии (ныне в основном территория Пакистана).
Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и считается третьей
по времени появления древневосточной
цивилизацией. Ее становление, как и первых
двух—в Месопотамии и Египте, — было связано с организацией
высокоурожайного поливного земледелия.
Первые археологические находки
изделий из керамики и терракотовых статуэток
относятся к пятому тысячелетию до н.э.,
они были сделаны в Мехргархе. Таким образом,
Мехргарх уже можно считать городом - первым
городом в Индии, о котором нам известно
по археологическим раскопкам.
Исконным божеством у коренных
жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех
главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну
и Шивы. Все три бога являются проявлением
единой божественной сути, но за каждым
закреплена определённая «сфера деятельности».
Так, Брахма является создателем мира,
Вишну — его хранителем, Шива — его разрушителем,
но он же воссоздаёт его заново. У коренных
жителей Древней Индии Шива возглавлял
главный пантеон богов, являлся демиургом,
управителем мира, образцом, достигшим духовной
самореализации.
Долина Инда лежит на северо-западе
субконтинента в соседстве с древнейшей
мировой культурой - Шумером. Между этими
цивилизациями наверняка существовали
торговые связи, и вполне вероятно, что
именно Шумер оказал большое влияние на
Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным
путем вторжения новых идей оставался северо-запад.
Все прочие пути в Индию были настолько
перекрыты горами, лесами и морями, что,
к примеру, великая китайская цивилизация
почти не оставила в ней следов.
Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли
чужеземцы, чье вторжение по многом определило
будущее Индии. Это были кочевые племена
ариев, владевшие бронзовым оружием и
боевыми колесницами. Они на протяжении
многих веков проникали в Индию через
афганские перевалы, в конце концов расселились
по всей северной Индии и вместо кочевого
животноводства стали переходить к оседлому
образу жизни земледельцев и ремесленников,
создавая предпосылки для возникновения
первых городов и бурного развития культуры
(в том числе письменности), религии, техники.
Покоренному местному населению, в основном
дравидийским племенам с более темной
кожей, на севере была уготована роль подданных
низшего сорта, однако на юге им удалось
сохранить независимость. Географические
барьеры делали юг труднодоступным, и
его развитие протекало обособленно, хотя
и туда постоянно проникали с севера религиозные
и культурные влияния.
За весь этот долгий период
не сохранилось никаких письменных памятников,
поэтому нельзя с точностью сказать, в
какой мере арии переняли культуру и традиции
презираемых ими дравидийских подданных,
но роль самих ариев не вызывает сомнений,
их язык, религия и социальная структура
в значительной мере сформировали общество
Индии. Арийские завоеватели принесли
с собой поклонение богам Варуне и Индре,
олицетворявшим силы природы, касту жрецов
(брахманов) и ритуальные жертвоприношения
животных. Их священные гимны позднее
были собраны в четырех книгах, известных
как «Веды» ( «ведать», «знать»), из-за чего
религия получила название ведической.
Претерпев немало изменений за тысячи
лет, она обрела форму современного индуизма,
который по-прежнему является религией
многих индийцев и почитает «Веды» своим
священным писанием.
Арийское общество делилось
на четыре главных класса или касты: брахманов,
военной знати, крестьян и (позднее) купцов,
а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал
ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми»
- были почти бесправны по сравнению с
высшими кастами. Эта система служила
формой расового контроля, удерживая дравидийские
племена в покорности арийским господам.
С течением времени она все более ужесточалась
и усложнялась, разделяя людей на все более
мелкие группы и подгруппы. В результате
каждому человеку отводились по праву
рождения определенное положение в обществе
и род занятий, разрешалось есть только предписанную
его касте пищу и вступать в брак только
с представителями своей касты. Эта жестокая
и несправедливая система основывалась
на индуистском учении о карме. Согласно
ему, каждое живое существо получало в
этой жизни награду и кару за поступки,
совершенные в одной из прежних жизней,
поэтому социальная приниженность была
явным знаком греховности. Кастовая система
прочно укоренилась в индийском обществе
и, несмотря на все попытки правительства
сломать древние классовые барьеры, жива
до наших дней.
Философия буддизма.
Философия буддизма была рождена самим духом Древней Индии, в которой к тому времени, сложилась наиболее богатая мировая культура поиска «истины» - поиска духовного освобождения, просветления. Культура эта столетиями создавалась лесными отшельниками, йогинами и аскетами, практиковавшими различные методы медитации и искавшими способы обрести истину. В число этих отшельников на протяжении семи лет входил и Будда. В философии буддизма воплотился его духовный опыт переживания истины.Традиционно, философия буддизма берёт свой отсчет с проповеди Будды о «четырёх благородных истинах», которые открылись ему в состоянии просветления. Темы истин: 1) о страдании; 2) причине страдания; 3) об устранении причины страдания; 4) о пути, что ведёт к прекращению страданий.
Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание обладать чем либо или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение».
Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Культура поведения — это пять (или десять) основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.
Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет философию буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека — выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитья самутпада).
В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет начало и конец, а раз так, то не может быть и неизменной души. Человек состоит из пяти совокупностей, буквально «груд», элементов (скандх): телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.
Учение о четырёх благородных истинах
В течение длительного исторического периода огромное влияние на становление философской проблематики в буддизме оказывали брахманистские религиозно-философские школы. Несмотря на ряд сходств между этими двумя течениями, развитие основных философских идей буддизма сопровождалось постоянной полемикой и критикой основных положений брахманизма.Это учение составляет смысловой центр буддийской религиозной идеологии.
1.Истина страдания.
Первый постулат,
выдвинутый основателем
"Истина страдания" не обосновывается в буддизме логически. Эта истина может быть дана человеку лишь в акте непосредственного видения (даршана). В плане философии идеологема "страдание" выступает в функции ведущего методологического принципа, в свете которого только и может быть осмыслена религиозная прагматика системы - установка на обретение просветления. Чувственный мир, атрибут которого есть страдание, -- это, согласно доктрине, сансара - круговорот рождений и смертей. Пребывание в сансаре для человека связано с принципиальной неудовлетворённостью существования.
2.Истина возникновения страдания.
Второй постулат
формируется таким образом, чтобы
непосредственно указать на
Буддийская доктрина последовательно проводила принцип анатма (отсутствие души), однако существует группа терминов, синонимически выражающих идею Я, индивида, личности (пудгала). В конечном счете, именно такое вечное и неизменное Я указывалось в буддийской доктрине как причина страдания.
3.Истина прекращения страдания.
Третий постулат
вводит представление о
Эта концепция вводит практически полный набор доктринальных понятий, посредством которых разъясняются состояния психики, соответствующие сансарному бытию. На основе концепции причинно - зависимого возникновения развивается первичная философская дискурс - классификация традиционных категорий анализа человеческой психики.
4.Истина пути.
Логика изложения
доктринальных постулатов
Выдвигаемые
здесь положения охватывают