Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:59, реферат

Описание работы

Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ЕГО ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ………………………………………………………...……5
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………….17
2.1 Санкхъя………………………………………………………………………19
2.2 Веданта………………………………………………………………………21
2.3 Буддизм………………………………………………………………………23
2.4 Локаята………………………………………………………………………26
2.5 Вайшешика-ньяя…………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

7)истинная  память - необходимо постоянно помнить,  что праведное поведение и  борьба с соблазнами ведет  к осмысленной жизни; 

8) истинная  концентрация-совокупность приемов,  позволяющая «обуздать мысли  и чувства» и достичь состояния  нирваны, т.е. к завершенности  внутреннего психологического бытия.7

Нирвана - это «царство не от мира сего внутри нас», это непостижимое онтологическое состояние мироздания. Она характеризуется абсолютной мудростью, добродетельностью и невозмутимостью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и приобретает свободу от страданий, «мудрецы смиряют самих себя», становясь просветленными. Буддизм получил широкое распространение во многих странах Востока, в том числе и в Китае.

2.4 Локаята

 

Основатель  учения локаята (на санскрите «лока» - идущее от мира) Брихаспати (середина 1 тыс. до н.э.). Локаята, и особенно ее позднейшая школа чарваков (на санскрите  «чарвака» - материалист)8, не являются традиционными, они находились в оппозиции к ведизму и брахманизму, отрицали их основы, боролись за восстановление приоритета земной жизни, отрицали существование сверхъестественных сил. В трактате Каутилья «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.) изложена суть учения чарваков.

Согласно  этому учению, нет никакого другого  мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада, всякая вещь имеет индивидуальную природу, возникает на своей основе, сама себе субстанция. Мир состоит  из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Из них состоит все, что есть, в том числе и тело человека. Мир произвольная комбинация элементов, а не божественное творение. Бог - это миф, так как его нельзя воспринять с помощью органов  чувств. Элементы материи, скомбинированные особым образом, порождают новые  качества, в частности живое тело, обладающее сознанием, представляющим собой свойство материи. Как водка  есть результат переработки риса, так и дух и сама жизнь - свойства, возникающие из смеси элементов. Taк как сознание - свойство живого материального тела и вне тел не существует, личность неотделима от тела, совпадает с ним Нематериальной души нет, человек целиком состоит из материи поэтому, если он умирает, то от него не остается ничего, что могло бы наслаждаться и страдать. С этих позиций чарвака отрицала бессмертие.

Единственная  реальная жизнь - земная, и на нее  должен ориентироваться человек. Каутилья выдвигает этическое учение, согласно которому существование тела человека связано и с наслаждением, и  со страданием, поэтому человеку следует  руководствоваться двумя принципами: кама (наслаждение) и артха (польза). Наслаждение связывалось с активной производительной деятельностью во всех сферах труда, наслаждение является высшей целью человека, а богатство  и добродетель - средства ее достижения. Провозглашался принцип чувственной  жизни, так как она приносит пользу человеку. Из жизни следует извлечь  самое лучшее. Смысл жизни состоит  в том, чтобы получать как; можно  больше удовольствий и избегать страдания. Иногда страдания сопровождают удовольствия, но глупо воздерживаться от наслаждений, если они сочетаются со страданиями. Это напоминало бы - отказ от зерна  из-за его шелухи. Наслаждение чарвака  считала самоцелью, а поэтому - «ешь, ней, веселись».

В теории познания чарвака утверждала: достижимо  то, что воспринимаемо чувствами. Достоверным источником познания являются только восприятия, так как с их помощью непосредственно познается  материальный мир. Логическое мышление может дать определенную пользу лишь при эмпирическом подтверждении  выводов. Чарвака скептически относилась к рациональному познанию. Логический вывод и свидетельства других людей имеют не прямой, а опосредованный характер, они находятся вне процесса восприятия. Рациональное знание ненадежно, часто вводит в заблуждение, поэтому  ведическое знание чарвака не считала  знанием. Отрицая его основы, она  доказывала, что не существует магического  жертвоприношения (яджны), воздаяния  человеку за жизнь после смерти (кармы), перевоплощения (сансары), следовательно, нет предопределенности жизни человека и нет оснований для аскетизма.

2.5 Вайшешика-ньяя

 

Из других школ древней Индии следует отметить школу Вайшешика-нъяя, возникшую  в V-III вв. до н.э. и синтезировавшую родственные учения вайшешика (от «вишеша» - особенность) и ньяя (логика). Учение вайшешика рассматривает с позиций теологии преимущественно онтологические проблемы, ньяя - гносеологические. Вайшешика представляет мир как набор субстанций, в который включаются стихии (вода, земля, воздух, огонь), пространство и время, а также тонкая материя - эфир, душа и ум. Мироздание есть комбинация этих элементов.

Выделялись  вечные внутренние частички стихий, которые  назывались «ану» (атомы). Эти частички настолько малы, что они невидимы. Ану обладают свойствами субстанции, т.е. являются вечными материальными  носителями и причинами всех проявлений вещей. В этом состоит их всеобщность. В противоположность всеобщности  ану обладают и особенностью (вишеша), имеют индивидуальный характер. Например, ану земли имеют запахи, цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, ану воды - цвет, вкус, осязаемость, ану огня - цвет и осязаемость, ану воздуха  присуща только осязаемость.

Ану сами по себе не способны к изменению  и движению. Миром ану управляет  высших дух - Брахман посредство адришт («невидимые факторы»), воплощающих  закон кармы. Брахман порождает  различные свойства any, связывает их и расчленяет. В дальнейшем атомистическое учение было развито в античной философии, о чем будет сказано в следующей главе.

В познании Вайшешика-ньяя утверждала рационализм. Познание начинается с чувственных  восприятий предметов стихии, так  как ану недоступны для чувств. «Не существует ни врожденных идей, ни априорных принципов. Все приходит к познающему индивидууму извне. Познание постигает внешнюю реальность, реальность саму по себе»9. Восприятие подразделяется на внешнее, основывающееся на органах чувств, и внутреннее логическое умозрение. Чувственное восприятие - основа для логического познания, но главное средство познания - умозаключение, ибо только умозаключая, мы приходим к выводу о существовании ану. Однако умозаключение следует проверять, если это возможно, чувственным восприятием. Умозрение выполняет основную роль в познании потому, что оно способствует обретению высшего блаженства, т.е. слиянию с Пурушей, и освобождению человека от всех страданий.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сказать, индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую  человеческую мысль. Индийская философия  сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала  такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который  идет с Востока", "истины о происхождении pода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы - очевидное  свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это  не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в  целях чисто медико-физиологических.

Индийская философия с древних времен развивалась  непрерывно, без резкого изменения  точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

Согласно  установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.

Самхиты - это четыре сборника гимнов: Ригведа - самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний) - заимствуют стихи из Ригведы.

Брахманы - являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа - свои, и т. д.

Араньяки  и Упанишады непосредственно  примыкают или к Самхитам или  к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады  имеют не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Таким  образом, вся структура Вед в  конечном счете определяется структурой Самхит.

К традиционным школам Древнеиндийской философии  относятся санкхъя, веданта и  некоторые другие. Наряду со школами, признающими авторитет Вед, существовали учения, отрицавшие ведизм, это буддизм, локаята - чарвака, вайшешика - ньяя.

Из всего  вышесказанного следует вывод, что  главная ценность древнеиндийской  философии состоит в ее обращении  к внутреннему миру человека, она  открывает миp возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется  тайна ее притягательности и живучести.

 

БиблиограФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

1. Гегель  Г.В.Ф. Лекции по истории философии.- Кн. 1.- СПб., 1993.

2. Древний  Восток: история, философия, религия,  искусство: Иллюстрированная энциклопедическая  библиотека / Под ред. В. Бутромеева.- М.: Рыбинск : Деконт: Рыбинский дом  печати, 1996.

3. История  философии.- В 4 т.- Т. I.- M., 1957.

4. История  философии. Учебник для высших  учебных заведений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

5. Онтологические  основания личности в интерпретации  школ индийского буддизма / С.  З. Ринчинова // Вестник Бурятского  государственного университета.- 2007 .- № 9 .- С. 170-173.

6. Степанянц  М.Л. Восточная философия.- М., 1997.

7. Тросников  В. Мысли перед рассветом.- Париж, 1980.

8. Философия:  Часть первая: История философии:  Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб.  и доп. - М.: Юриста, 1999.

9. Чаттерджи  С. и Датта Д. Древняя индийская  философия.- М., 1954.

10. Щербатский  Ф.И. Избранные труды но буддизму.- М., 1988.

 

1 История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс»., 2001 - С. 13-21.

2 Древний Восток: история, философия, религия, искусство: Иллюстрированная энциклопедическая библиотека / Под ред. В.Бутромеева.- М ; Рыбинск : Деконт: Рыбинский дом печати, 1996. – С. 55-60.

3 Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юриста, 1999. – С.28-35.

4 Цит. по: Степанянц МЛ.  Восточная философия. - М., 1997.- С. 13.

5 Цит. по: Тросников В. Мысли перед рассветом. - Париж, 1980.- С. 301.

6 Чаттерджи С. и Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1954.- С. 128.

7 Онтологические основания личности в интерпретации школ индийского буддизма / С. З. Ринчинова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2007 .- Вып. 9 .- С. 170-173.

8 См.: История философии. В 4 т. Т. I. M., 1957.- С. 51.

9 Щербатский Ф.И. Избранные труды но буддизму. М., 1988.- С. 77-78.


Информация о работе Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы