Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:46, реферат
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир – живую и неживую природу, космическое пространство, и, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из неё. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось
Введение…………………………………………………………………..3
1.Немного из истории……………………………………..…….………...4
2. Возникновение древнеиндийской философии………………………..6
3.Основные направления древнеиндийской философии………………..8
3.1. Буддизм………………………………………………………………..8
3.2. Джайнизм……………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
своё назначение».
Отец, Шуддходан, не желал сыну религиозной карьеры. Он окружил
ребёнка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему
блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре
подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил
покрытого язвами больного, согбенного годами дряхлого старика, погребальную
процессию и погружённого в раздумья аскета. Именно так он и узнал о
неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул
дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от
страданий.
В течение семи
лет он безрезультатно
размышлял над текстами священных книг жрецов – брахманов. И лишь перестав
голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путём внезапного
озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к
спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва.
Сидя пол деревом бодхи, Сиддхартха познал «четыре благородные истины».
Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветлённого»
отказаться от возвращения людям пути спасения. Он запугивал его страшными
бурями, своим грозным воинством, посылал своих дочерей, чтобы соблазнить
его радостями жизни. Но Будда победил всё, в том числе и свои сомнения, и
вскоре произнёс в «Оленьем парке» первую проповедь, ставшую основой
вероучения буддизма. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения
новой религии или, как говорят буддисты, «привёл в движение колесо драхмы».
После провозглашения «четырёх благородных истин», окружённый всё
умножающимися учениками – последователями, Будда ходил сорок лет по городам
и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя своё учение.
Умер Будда согласно легенде, в восьмидесятилетнем возрасте в
Кушинагаре. Он лёг под деревом бодхи в «позу льва» и обратился к
собравшимся около него монахам и мирянам со словами: «Теперь, о монахи,
мне нечего больше сказать вам, кроме того, что всё созданное обречено на
разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни
буддисты называют «mahaparinirvana» - великим переходом в нирвану.
Считается, что он умер в полнолуние месяца вайшакха (май). Эта дата
почитается так же, как момент рождения Будды и момент его «прозрения»,
поэтому её называют «трижды святым днём».
Буддизм в своих истоках
связан не только с
религиозными и религиозно – философскими системами древней Индии. Анализ
этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и
объективными социальными процессами, и подготовлено идейно. Современная
наука даёт основания считать, что начало возникновения буддизма,
приходится на середину 1 тысячелетия до н.э., а местом его становления и
развития в последующие века является северо-восточная Индия. Буддизм
первоначально носил выраженную антижреческую направленность, будучи
идеологией, порождённой новой, высшей фазой развития рабовладельческих
отношений в конкретных условиях Индии этого времени. Для него характерны
черты, свойственные всем религиям развитого классового общества.
Учение о четырёх благородных истинах.
Это учение составляет
Истина страдания. Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины,
утверждает тотальность
существования. Принцип страдания (духкха) в буддийском миропонимании
следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой
индивидуальной эмоциональной жизни. Человеческое существование не содержит
в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним
изменениям и есть та данность, через которую, прежде всего, познаётся
страдание. Само рождение есть, согласно первой "благородной истине", факт
включения индивида в чувственный мир, где господствует закон причинно -
зависимого возникновения (пратитья - самуптпада). Этот закон призван
объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте
рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. "Истина
страдания" не обосновывается в буддизме логически. Эта истина может быть
дана человеку лишь в акте непосредственного видения (даршана). В плане
философии идеологема "страдание" выступает в функции ведущего
методологического принципа, в свете которого только и может быть осмыслена
религиозная прагматика системы – установка на обретение просветления.
Чувственный мир, атрибут которого есть страдание, - это, согласно доктрине,
сансара – круговорот рождений и смертей. Пребывание в сансаре для человека
связано с принципиальной неудовлетворённостью существования.
Истина возникновения страдания. Второй постулат формируется таким
образом, чтобы непосредственно указать на причины, порождающие страдания,
т.е. причины существования сансары.
В качестве исходной причины упоминается "жажда", страстное стремление к
переживанию чувственного опыта, т. е. влечение пребыванию в сансарном мире.
Доктринальное понятие таньха содержит весь спектр этих значений. Жажда
представляет собой фактор, обусловленный именно идеей Я, которая согласно
буддийской доктрине, искажает видение реальности и является содержательной
основой эгоценрированного отношения к миру.
Буддийская доктрина последовательно проводила принцип анатма
(отсутствие души), однако существует группа терминов, синонимически
выражающих идею Я, индивида, личности (пудгала). В конечном счете, именно
такое вечное и неизменное Я указывалось в буддийской доктрине как причина
страдания.
Истина прекращения страдания. Третий постулат вводит представление о
религиозной прагматике системы. Центральное понятие этого положения –
прекращение страдания (ниродха) – есть частичный синоним нирваны – такого
состояния сознания, при котором полностью сняты иллюзорные субъективные
установки и не остаётся никакого неведения (авидья) относительно сансарного
бытия и индивидуальной психики. Прекращение страдания в доктрине понимается
диалектически. С одной стороны, это устранение условий, порождающих
страдание, а с другой – остановка бесконечной цепи взаимообуславливающих
мотиваций, связанных с иллюзорной гипертрофией Я.
В отличие от первого постулата второй и третий обосновываются логически
– через концепцию причинно – зависимого возникновения. Эта концепция вводит
практически полный набор доктринальных понятий, посредством которых
разъясняются состояния психики, соответствующие сансарному бытию. На основе
концепции причинно – зависимого возникновения развивается первичная
философская дискурс – классификация традиционных категорий анализа
человеческой психики.
Истина пути. Логика изложения доктринальных постулатов строится с
таким расчётом, чтобы подвести адепта к осознанию необходимости обрести
путь (марга), ведущий к прекращению страдания. Четвёртый постулат касается
именно этого предмета. Он известен также под названием "восьмеричного
благородного пути". Выдвигаемые здесь положения охватывают три сферы
психической жизни и социальной деятельности адепта учения – когнитивную
сферу (праджня), в которой устраняется даже бессознательная субъективная
ориентация; сферу добродетельного повеления (шила), включающую наряду с
непосредственными поведенческими актами также помыслы, мотивы и вербальное
поведение, и сферу монашеской духовной практики – буддийской йогической
психотехники (самадхи).
Раннебуддийские школы.
Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной религиозной
доктриной. Напротив, учение всячески поощряло индивидуальный духовный
поиск. Следовательно, не удивительно, что со временем возникло множество
философско-религиозных школ и течений. Традиционно выделяют три основных
направления, или яны (колесницы).
Хинаяна (малая колесница) – упрощенное толкование Дхармы. Позднее
возникло немало школ, носящих это название. Именно о них и пойдёт речь в
данном разделе. В наше время эта традиция известна как тхеравада (путь
старших).
Махаяна (большая колесница)
оформилась как
рубеже 1 тысячелетия н.э. и наряду с другими течениями возникла на основе
индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных
странах, особенно в Китае и Японии.
Ваджраяна (алмазная колесница), впитавшая тантрические традиции,
получила распространение в Тибете.
Не смотря на то, что более поздние школы буддизма заявляют о своей
аутентичности учению Гаутамы, наиболее близким к первоисточнику следует
считать тексты на языке пали (самая древняя и полная коллекция наставлений
Будды). В рамках традиции тхеравады представлены концепции, максимально
приближенные к оригиналу.
Школа стхавиравадинов.
Примерно в 345 г. до н.э. состоялся Второй Всебуддийский Собор, на
котором окончательно определился раскол между махасангхиками (которые
утверждали доминирующее значение монашеского служения) и стхавиравадинами,
приверженцами консервативных взглядов. Последние являются единственными
современными представителями традиции тхеравады. Адепты этого учения
утверждали, что Гаутама был простым смертным, и его последователи, архаты,
достигали такого же просветления, как и Учитель. Они практиковали
традиционные медитативные техники, сопровождаемые анализом дхарм, и
отрицали всяческие спекуляции, связанные с именем Будды. Согласно
воззрениям традиционалистов, то, что человек воспринимает на чувственном
уровне, является внешним и независимым от восприятия миром. Человеческий
опыт не может служить достаточным основанием для далеко идущих выводов о
внешних факторах, которые существуют сами по себе. Таким образом,
эмпирическое восприятие позволяет лишь констатировать факты и более
детально исследовать их в процессе медитации.
Школа сарваставадинов.
Эта школа отделилась от учения стхавиравадинов во 2 в. до н.э.
Философия учения может быть выражена словами сарвам асти ("всё
существует"), утверждающими существование дхарм во временном континууме – в
настоящем, прошлом и будущем. Когда человек вспоминает эпизод из прошлого,
он получает знание в настоящем на основе дхармы, существующей в прошлом.
Таким образом заявлялась сущность феноменов вне зависимости от временной
принадлежности; на основе этой посылки становится понятным действие
кармических законов на низшем уровне проявления, когда причина и следствие
сосуществуют в один период времени, хотя и имеют различные режимы
проявления.
В остальном дальнейшее развитие этой школы осуществлялось в рамках
традиции махаяны. Новые концепции были связаны с Колесом Жизни и шестью
методами – средствами достижения совершенства (парамитами).
Школа саутрантиков.
Это направление отделилось от предыдущего. Отрицая абхидхарму,
практиковавшуюся другими
тройственность состояний
каждый момент времени. Согласно этой концепции человек, воспринимая какое-
либо явление, фактически имеет дело с конкретным ментальным образом. Даже
если допустить вероятность того, что образ вызван уже существующей дхармой,
этому нет никаких доказательств; соответственно, к моменту появления образа
дхарма перестаёт существовать. В этой связи возникает концептуальная
проблема. Так, если дхармы не имеют временной протяжённости, становится
непонятным действие изначального кармического закона. Встаёт вопрос: каким
образом то, что более не существует, может влиять на состояние
объекта/субъекта в настоящем? Согласно учению, поступки одухотворяют разум
и, соответственно, влияю на то, что случится в будущем.
3.2. Джайнизм.
Возникновение джайнизма.
Центральной идеей этого религиозно - философского учения является
принцип ахимсы (не причинения вреда). Джайнизм главной целью ставит
реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят