Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является выявление специфики философии древней Индии. Для этого я рассматриваю содержание основных категорий древнеиндийской философии: Брахман, Атман, Карма, Сансара, Мокша и основное содержание философских школ: ортодоксальных – Веданта, Йога и неортодоксальных – Буддизм.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные категории древнеиндийской философии
1.1 Брахман
1.2 Атман
1.3 Карма
1.4 Сансара
1.5 . Мокша
Глава 2. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы
2.1 Йога
2.2 Буддизм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат - Философия Древней Индии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы

Несмотря на принципиальное единство в понимании основных характеристик  «освобождения», индийские философы существенно расходились в интерпретации  многих конкретных аспектов природы. 'Веданта' буквально означает 'завершение вед'. Первоначально под этим словом понимались упанишады, но впоследствии оно приобрело более широкий смысл и словом 'веданта' стали называть все идеи, вышедшие из упанишад. Упанишады могут рассматриваться как завершение вед с разных точек зрения. Упанишады были многочисленны, ибо они разрабатывались различными ведийскими школами, причем создавались в разное время и в разных местах. Несмотря на единство общего мировоззрения, рассматриваемые ими проблемы и предлагаемые решения были различны. Поэтому с течением времени возникла потребность систематизировать различные учения так, чтобы привести их к внутреннему единству, лежащему в их основе. Эта задача была решена Бадараяной в 'Брахма-сутре' (известной также под названиями 'Веданта-сутра', 'Шарирака-сутра' или 'Шарирака-миманса' и 'Уттара-миманса'). Бадараяна сделал попытку изложить сущность учения упанишад и защитить их от возможных и действительных возражений. Но его сутры, будучи очень краткими, допускали различные толкования. Поэтому для разработки доктрины веданты должны были появиться различные комментарии, в каждом из которых делалась попытка доказать, что его позиция - единственно совместимая с текстами божественного откровения и сутрами. Авторы этих главных комментариев явились основателями самостоятельных школ веданты. Так возникли школы Шанкары, Рама-нуджи, Мадхвы, Валлабхи, Нимбарки и другие . Каждая школа веданты состоит не только из философов, теоретически придерживающихся ее взглядов, но также и из большого числа рядовых последователей, которые стремятся вести соответствующий образ жизни. Именно в этом отношении веданта в своих различных формах и сейчас продолжает оказывать влияние на жизнь миллионов людей. После появления основных комментариев веданта развивалась далее в бесчисленных вспомогательных комментариях, словарях и самостоятельных трактатах, написанных выдающимися представителями каждой школы в защиту своих взглядов и для опровержения взглядов других школ. Таким образом, общий объем литературы веданты чрезвычайно велик, хотя напечатана лишь небольшая его часть. Наиболее общим вопросом, по которому расходятся школы веданты, является вопрос об отношении я (души) и бога (Брахман). Некоторые ведантисты, например Мадхва, утверждают, что я и бог - это совершенно различные сущности; такой взгляд называется дуализмом (двайта). Представители других школ (например, школы Шанкары) считают, что я и бог абсолютно тождественны. Этот взгляд называется монизмом (адвайта). Третьи, придерживающиеся таких же взглядов, как и Рамануджа, утверждают, что я и бог тождественны только в некотором определенном смысле; этот взгляд может быть назван ограниченным монизмом (вишишта-ад-вайта). Высказывалось много и других точек зрения, каждая из которых по-своему определяла особый тип тождества, различия или тождества в различии я и бога. Наиболее известными системами веданты являются школы Шанкары и Рамануджи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Йога

Йога — система психосоматических методов достижения устойчивых измененных состояний сознания, включающая актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Слово «йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». Однако смысловых значений этого слова существует множество. Вот некоторые из них: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «преданность», «напряжение», «сопряжение», «сложение», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «служение», «сочетание» и т. п. Это слово похоже на латинское yugum, английское yoke, русское и украинское «иго» (ярмо). Впервые встречается в Ригведе — древнейшем из сохранившихся памятников индийской культуры. «Однако в ранних её частях употребляется в связи с колесницами царя богов Индры или Сурьи (Солнца), влекомых быстрыми буйными конями, обузданными и запряжёнными в упряжку». По мере формирования индийской культуры слово «йога» приобретало новые значения. «Образ упряжки становится символом некого обуздания, соединения и управления». Более поздние толкования его переводов сходятся в понимании йоги как особого метода, используемого для управления сознанием, системы психопрактик, ведущих к единению человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, к расширению сознания.Существуют следующие направления йоги.Общим для всех разновидностей йоги является то, что они представляют собой практики, нацеленные на достижение измененного состояния сознания — самадхи. Различия проявляются в методах, которые для этого используются и в том как понимается это состояние. Как правило практики, имеющие древнюю историю, такие как классическая йога, бхакти-йога, и др., зарождались в рамках тех или иных культов индуистских божеств, после чего их методология систематизировалась в текстах, представляющих уже самостоятельное учение.

 

2.3.Буддизм

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы, который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра - “колесо жизни”. Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы – физического и психологического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому , что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть. Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. “Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого я назову учителем?”     Так сказано в “Дхаммападе”.Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Нирвана – это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь совершенного, свободного духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в древнеиндийской  философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Мы убеждаемся в этом, обнаруживая ту ключевую роль, которую играют Упанишадах понятия «атман», «брахман». Каждое из них имеет несколько значений, в этом состоит одна из трудностей изучения древнеиндийской философии. «Атман» - это тело, или дыхание, но также и индивидуальная человеческая душа; в ряде случаев в тексте Упанишад указывается, что это и всеобщая душа, некая первичная реальность. «Брахман» - это мир, сердце всего существующего. Согласно Упанишадам «этот» мир, включая и человека, вышел из атмана - брахмана, в него же всё и вернётся. Иначе говоря, существует круговорот бытия и цель человеческой жизни, таким образом, состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил недостойно, его душа после его физической смерти может воплотиться в низшем существе - в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами. Творящий добро становится добрым, творящий зло становится злым. Здесь действует закон кармы (каждый получает воздаяние по своим поступкам), но индивидуальная судьба человека определяется законом дхармы. Дхарма брахманов состоит в их предназначении управлять обществом, вайшьев - в обязанности трудиться и содержать брахманов и самих себя и т.д. Закон дхармы жёстко предопределяет жизненный путь человека, закон же кармы как бы ослабляет эту предопределённость, ибо он даёт возможность человеку самому влиять на свою жизнь, делая сознательный выбор в соответствии с этическими установками общества. Это, однако, самая общая, философская интерпретация законов, выводящая нас на извечную проблему свободы человека. В другом плане, а именно - в плане социально-политической философии дхармы и кармы использовались для оправдания кастовой системы общества, для умиротворения потенциальных бунтарей, ибо: что бы ни случилось в нашей жизни, мы должны принимать это с покорностью, т.к. всё есть результат наших же прошлых деяний.

Список  литературы

 1. Томпсон М.Восточная философия/Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.: ФАИР- ПРЕСС, 2000.

  1. Беседы о философах: от античности до эпохи Возрождения: Авториз. пер. с бел./Людмила Рублевская. – Мн.: Беларусь, 2004 – 151 с.: ил.

3. Васильева А.Н. История религии  Востока, – Москва, 1983

4.Древнеиндийская философия. Собрание  текстов. – Москва,1972

5. Философия и религия на зарубежном Востоке 20в.: Сборник статей / АН СССР, Ин-т философии.Отв.ред. М.Т.Сепаняннц. – М.:Наука, 1985.

 6. Адо А.В. и др. Философский словарь/Под ред.И.Т.Фролова. 5е изд.- М.:Политидат, 1987.

5. Радугин. История  философии.

6. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов.-1999.

 

 

 


Информация о работе Философия Древней Индии