Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является выявление специфики философии древней Индии. Для этого я рассматриваю содержание основных категорий древнеиндийской философии: Брахман, Атман, Карма, Сансара, Мокша и основное содержание философских школ: ортодоксальных – Веданта, Йога и неортодоксальных – Буддизм.
Введение
Глава 1. Основные категории древнеиндийской философии
1.1 Брахман
1.2 Атман
1.3 Карма
1.4 Сансара
1.5 . Мокша
Глава 2. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы
2.1 Йога
2.2 Буддизм
Заключение
Список литературы
Глава 2. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы
Несмотря на принципиальное
единство в понимании основных характеристик
«освобождения», индийские философы
существенно расходились в
2.1.Йога
Йога — система психосоматических методов достижения устойчивых измененных состояний сознания, включающая актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Слово «йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». Однако смысловых значений этого слова существует множество. Вот некоторые из них: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «преданность», «напряжение», «сопряжение», «сложение», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «служение», «сочетание» и т. п. Это слово похоже на латинское yugum, английское yoke, русское и украинское «иго» (ярмо). Впервые встречается в Ригведе — древнейшем из сохранившихся памятников индийской культуры. «Однако в ранних её частях употребляется в связи с колесницами царя богов Индры или Сурьи (Солнца), влекомых быстрыми буйными конями, обузданными и запряжёнными в упряжку». По мере формирования индийской культуры слово «йога» приобретало новые значения. «Образ упряжки становится символом некого обуздания, соединения и управления». Более поздние толкования его переводов сходятся в понимании йоги как особого метода, используемого для управления сознанием, системы психопрактик, ведущих к единению человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, к расширению сознания.Существуют следующие направления йоги.Общим для всех разновидностей йоги является то, что они представляют собой практики, нацеленные на достижение измененного состояния сознания — самадхи. Различия проявляются в методах, которые для этого используются и в том как понимается это состояние. Как правило практики, имеющие древнюю историю, такие как классическая йога, бхакти-йога, и др., зарождались в рамках тех или иных культов индуистских божеств, после чего их методология систематизировалась в текстах, представляющих уже самостоятельное учение.
2.3.Буддизм
Как и другие религии,
буддизм обещает людям
Заключение
Таким образом, в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Мы убеждаемся в этом, обнаруживая ту ключевую роль, которую играют Упанишадах понятия «атман», «брахман». Каждое из них имеет несколько значений, в этом состоит одна из трудностей изучения древнеиндийской философии. «Атман» - это тело, или дыхание, но также и индивидуальная человеческая душа; в ряде случаев в тексте Упанишад указывается, что это и всеобщая душа, некая первичная реальность. «Брахман» - это мир, сердце всего существующего. Согласно Упанишадам «этот» мир, включая и человека, вышел из атмана - брахмана, в него же всё и вернётся. Иначе говоря, существует круговорот бытия и цель человеческой жизни, таким образом, состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил недостойно, его душа после его физической смерти может воплотиться в низшем существе - в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами. Творящий добро становится добрым, творящий зло становится злым. Здесь действует закон кармы (каждый получает воздаяние по своим поступкам), но индивидуальная судьба человека определяется законом дхармы. Дхарма брахманов состоит в их предназначении управлять обществом, вайшьев - в обязанности трудиться и содержать брахманов и самих себя и т.д. Закон дхармы жёстко предопределяет жизненный путь человека, закон же кармы как бы ослабляет эту предопределённость, ибо он даёт возможность человеку самому влиять на свою жизнь, делая сознательный выбор в соответствии с этическими установками общества. Это, однако, самая общая, философская интерпретация законов, выводящая нас на извечную проблему свободы человека. В другом плане, а именно - в плане социально-политической философии дхармы и кармы использовались для оправдания кастовой системы общества, для умиротворения потенциальных бунтарей, ибо: что бы ни случилось в нашей жизни, мы должны принимать это с покорностью, т.к. всё есть результат наших же прошлых деяний.
Список литературы
1. Томпсон М.Восточная философия/Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.: ФАИР- ПРЕСС, 2000.
3. Васильева А.Н. История
4.Древнеиндийская философия.
5. Философия и религия на зарубежном Востоке 20в.: Сборник статей / АН СССР, Ин-т философии.Отв.ред. М.Т.Сепаняннц. – М.:Наука, 1985.
6. Адо А.В. и др. Философский словарь/Под ред.И.Т.Фролова. 5е изд.- М.:Политидат, 1987.
5. Радугин. История философии.
6. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов.-1999.