Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:31, реферат
В философии Индии выделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Философия древней Индии
В философии индии вделяют
три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский
(500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский
(с 1000).
Дхарма – учение, доктрина,
в нашем понимании философия.
На востоке дхарма – это философия
и религия вместе (неотделимые), дхарма
это моральный долг и путь каждого благочестивого
человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные
тексты индуизма, написанные на санскрите
(Ведийский санскрит). Веды и комментарии
к ведам лежат в основе индийской философии.
Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
1) Риг-веда – веда хвалы, состоит
из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая
часть стихов прославляет Агни, бога огня
и Индру, бога дождя и райских планет.
2) Само-веда – веда песнопений, описание
молитвы при жертвоприношениях
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений,
описание ритуала жертвоприношения.
4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания
заклинаний, содержит различные песни
и обряды, в большинстве предназначенные
для излечения болезней
После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.
Анрита – нарушение мирового ритма.
Карма – это закон причины
и следствия, даже боги имеют и
зависят от кармы.
Майя – философская категория, которая
постулирует утверждение что все, что
окружает человека является лишь иллюзией.
Человек, в силу своего неведения, создает
иллюзорное представление о мире, именно
это представление и является майей.
Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.
Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью.
Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.
Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.
Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.
Пути достижения абсолюта или мокши:
Джняна-марга - “путь знаний”.
Предполагает размышления, обретение
знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие
интеллектуальных способностей и сверхчувственной
интуиции, стремление постичь высшую мудрость
Вед.
Карма-марга - “путь деяний”, человек
должен следовать своей дхарме, исполнять
свой долг бескорыстно, не думая о результатах.
Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности
своему богу, безграничное вверение себя
ему. Любовь и Преданность очищают сердце
и направляют мысль к высшему знанию.
В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.
Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы
логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный
мир существует и человек познает его
при помощи пяти органов чувств, все, что
выходит за рамки пяти органов чувств
– не существует.
Существуют четыре источника знания: восприятие,
умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта – конец Веды,
сосредоточена на философии,
6) Йога – система практических
действий, направленных на познание
абсолюта. Базовый трактат – йога
сутра. Йога посвящена
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм – первооснова
мира – вечная, несотворенная
субстанция (материя). Субстанция является
носителем энергии и обладает
простым и поступательным
3) Буддизм. Четыре благородных
истины Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавится путем
отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.