Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:18, реферат
Развитие философской мысли в Индии имеет длительную и многообразную историю. Задача данного раздела, не претендуя на полноту, постараться проявить основные моменты и проблемы философии Древней Индии.
Высокий уровень культуры, достигнутый народами Индии ещё в древности, сложность форм производства и общественной жизни очень рано вызвали попытки осмысления всего окружающего. Развитие древнеиндийской философии носило сложный и противоречивый характер. Философия продолжала тесно переплетаться с мифами и религиозными верованиями, которым правящие классы стремились придать законченный систематический характер. Для буддийской философии характерен крайний субъективный идеализм: реально существует только субъект, весь окружающий его мир — иллюзия (майя).
Объект работы – философия Древней Индии. Предмет – процесс становления философии Древней Индии.
Цель работы – раскрыть сущность философии древней Индии. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Показать основные этапы и истоки древнеиндийской философии.
Проанализировать основные черты древнеиндийской философии.
Рассмотреть основополагающие философские школы Древней Индии.
Разобрать буддизм и веданты как основных представителей ортодоксальной школы и неортодоксальной школы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Этапы и истоки философии Древней Индии………………………………….5
2.Общие черты философии Древней Индии……………………………………6
3.Философские школы Древней Индии…………………………………………8
4.Буддизм как яркий представитель неортодоксальной школы древнеиндийской философии…………………………………………………...16
5.Веданты как яркий представитель ортодоксальной школы древнеиндийской философии...……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Буддизм — неортодоксальное религиозно-философское учение, оказавшее огромное влияние па мировую философскую мысль.
Основатель буддизма — Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни — «отшельник из рода Шакьев») — сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившегося на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинством ориентологов относится к VI—V вв. до н.э. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонических текстов. В «Трипитаке» выделяют три раздела:
- «Виная-питака» (посвящена правилам поведения и принципам сангхи - буддийской общины);
- «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч);
- «Абхидхарма-питака»
(посвящена философской
Фундаментальными основаниями буддизма являются «четыре благородные истины». В кратком изложении они выглядят так.
1. Земная
жизнь полна страданий от
2. Страдания
имеют причину. Она
3. Существует
возможность прекращения
4. Существует
практический восьмеричный
Учение
Будды в первоначальном, чистом виде
не является религией, так как исходит
не из религиозных положений, а из
философских постулатов и личного
духовного опыта его
философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию), краеугольными камнями которой являются следующие положения:
- Отрицание Бога как некоего личностного (антропоморфного) существа, сотворившего и управляющего миром.
- Признание всеобщего закона причинности (детерминизм), который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Впенричинпые («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называются теорией обусловленного существования (или зависимого происхождения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории.
-Убеждение
в существовании высших (надземных,
духовных, трансцендентных,
- Теория
всеобщей изменчивости, согласно
которой в природе не
- Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Перевоплощению подлежит не личная душа, а сверхличный поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (па одну жизнь) комбинации дхарм или скандх. Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.
- Стремление
к эмпирическому (т.е.
- Высшие духовные цели человека: освобождение от невежества (авидьи), преодоление страданий и привязанности к земному бытию, достижение нирваны и бескорыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей в конечном счете и была подчинена жизнь буддийской общины (сапгхи)8.
Будда различает учения о переселении душ и о кармическом воздаянии за поступки. Поскольку не существует души как устойчивой субстанции, новое живое существо, возникающее в результате деяний предыдущего, не тождественно с ним ни в душевном, ни в телесном отношении. Оно есть , скорее, лишь звено в причинной цепи деяний, продолжающейся за пределы смерти и ведущей к новой жизни. Эту обусловленность объясняет учение о причинной связи (Рис.2.):из (1)неведения возникает (2)кармообразующие силы, а из них (3) сознание и отсюда (4) имя и телесная форма, а потом появляются (5) чувства и тем самым (6) контакт с внешним миром; из (7) ощущения возникает (8) жажда, а с ней (9) влечение к жизни, в результате – (10) кармическое становление и (11)новое рождение, а затем (12) старение и смерть. Этот круг может быть разорван только в том случае, если уничтожены неведение и связанное с ним зло.
С течением времени в рамках буддизма появилось множество направлений и философских школ, во многих из которых идеи учения Будды претерпели существенные изменения. В позднем буддизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буддизма как этико-философского и религиозного учения: махаяна — «Большая колесница» (или так называемый Северный буддизм), хинаяна — «Малая колесница» (или так называемый Южный буддизм), ваджраяна — «Алмазная колесница».
Основные философские школы:
- Шупья-вада (мадхьямика) — Нагарджупа, Асвагхоша;
- Виджпяпа-вада (йогачара) — Асапга, Васубапдха, Дигпага;
- Саутрантика — Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра;
- Сарвасти-вада
(вайбхашика) — Катьяянипутра, Васумитра,
Бхаданта.
5. Веданта как яркий представитель ортодоксальной школы древнеиндийской философии
Веданта (буквально: «конец, завершение Вед», то есть Упанишады) ортодоксальная, религиозно-философская основа брахманизма. Утверждает, что Веды — источник истинного знания о Боге и смысле жизни, знания о единстве Брахмана и Атмана.
Основу Веданты составляет различение и противопоставление двух миров — мира существования (изменяемого, невечного) и мира реальности (неизменяемого, вечного). (Рис. 3)
Реальность имеет два полюса: субъективный Атман (буквально: «душа»); объективный — Брахман (буквально: «молитва»), различие между которыми возникает лишь в мире существования.
Брахман— абсолютное единство всего со всем; Атман — разум, душа Брахмана. Атман — Брахман, познающий самого себя. Высший вид знания (Видья) — знание того, что все есть Брахман, и того, что Брахман есть Атман. Достижению такого знания мешает личная и мировая Авидья (невежество).
Цель изучения Веданты — постижение вечной природы реальности, или Брахмана, и разоблачение видимости Авидьи мира земных вещей. Реальность, то есть Брахман, не знает борьбы, никакого изменения и становления, тождествен самому себе во всех своих проявлениях. Брахман везде и повсюду. Все вещи зависят от него и заключаются в нем. Природа Брахмана невыразима и неопределима, ибо нет ничего более высшего и низшего, чем Брахман. Он — предел знания.
Авидья — причина всех наших страданий. Только она мешает познать все как единство Брахмана и Атмана.
Смысл жизни человека. Человек может покорить Авидью и познать реальность, если вырвется из бесконечного круга перевоплощений и освободится от своей кармы (закона справедливости: все, что происходит с нами в этой жизни, есть результат предшествующей)9.
Мы не можем изменить реальность. Но мы можем уменьшить страдания, вызванные нашими желаниями, познавая и понимая се. Истинное познание высшее благо, ложное познание — несчастье. Познание реальности — цель нашей жизни. Истинному познанию мешает эгоизм величайшее зло и помогает любовь и сострадание -величайшее благо. В борьбе с эгоизмом человек должен опираться на долг и обязанности, то есть на то, что помогает ему уменьшить значение своего я.
Избавляться надо не от жизни, а от нашей зависимости от эгоизма. Истинная свобода — расширение и просветление нашего знания до знания Атмана. Если причина наших страданий в ложном знании, Авидье, то свобода человека — в разрушении ложного знания, преодолении всех эмпирических различий между субъектом и объектом, связей с целями существования, изгнании Авидьи.
Изучение
Веданты, освобождение от кармы посредством
нейтрализации прошлых ошибок, постоянная
борьба с Авидьей - единственный путь к
состоянию полной свободы (мокши) от невежества.
Заключение
Философия древнего мира рождается в обществе, которое неспособно решать новые проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое «Я». Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как
олицетворение его новых форм. Она выражает и закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.
Основные
темы и понятия философии Древней
Индии отчасти содержались уже
в ведийской литературе (особенно
в более поздней ее части —
Упанишадах), где ставились вопросы
о начале мироздания и о познании. Первоначально
дискуссии между различными брахманскими
школами носили ритуалистический характер,
поскольку темой для дебатов выступали
вопросы о том, когда и каким образом правильно
совершать жертвоприношения богам ведийского
пантеона и духам предков. Искусство аргументации
проявлялось в умении обосновать то или
иное положение и вывести необходимое
заключение. Изначальная ориентированность
индийской риторики и логики на оппонента
и аудиторию впоследствии найдет отражение
в текстах собственно философского характера
— сутрах и комментариях на сутры, которые
будут зачастую выстраиваться по диалогическому
принципу. Появление на исторической арене
Индии философии как таковой произошло
в эпоху странствующих аскетов-учителей,
которые отстаивали свои собственные
взгляды на устройство мира в противовес
традиционным брахманским представлениям.
Список использованной литературы
1. Аблеев С.Р. История мировой философии. М.,2002.
2. Васильев В.В, Кротов А.А.,Бугай Д.В. История философии. М.,2005
3. Горелов А.А. Основы философии. М.,2003.
4. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.,2001.
5. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов. М.,2003.
6. Касьянов
В.В. История философии. М.,
7. Куцман П., Бурнард Ф-П., Видман Ф. Философия:dtv-Atlas.М.,2002.
9. Мапельман В.М. , Пеньков Е.М. История философии. М.,1997.
10.Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Общий курс. М.,2004.
11.Попов Е.В. Основы философии. М.,1997.
12.Светлов
В.А. История философии в схемах и комментариях.
СПб.,2010.