Философия Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Имя Локка настолько известно всем образованным людям, что нет необходимости обосновывать его право на наше внимание. Локк довершил переворот, начатый Бэконом, и его справедливо называют отцом эмпиризма, того мировоззрения и метода, которым мы обязаны всем нашим положительным знанием. Это относится к содержанию философской деятельности Локка, но для нас имеет также огромное значение сама форма изложения его мыслей; своей простотою и ясностью оно доступно каждому мыслящему человеку.

Файлы: 1 файл

ЛОКК готовая.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Философия» на тему

«Философия  Джона Локка».

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Имя Локка настолько  известно всем образованным людям, что  нет необходимости обосновывать его право на наше внимание. Локк довершил переворот, начатый Бэконом, и его справедливо называют отцом  эмпиризма, того мировоззрения и метода, которым мы обязаны всем нашим положительным знанием. Это относится к содержанию философской деятельности Локка, но для нас имеет также огромное значение сама форма изложения его мыслей; своей простотою и ясностью оно доступно каждому мыслящему человеку. Для понимания философии Локка нет необходимости знать философию вообще: она вполне самобытна и по содержанию, и по форме, в ней может почерпнуть мудрость человек всякой профессии. Мудрость же эта заключается в приобретении навыка в правильном и самобытном процессе мышления. Такие философы, как Лейбниц, Кант и другие, требуют для изучения специальных знаний и много времени на предварительную подготовку. Локк же может и должен служить настольною книгой каждого обыкновенного человека. В этом отношении его справедливо можно назвать философом-воспитателем, тем более, что вопросы воспитания и образования постоянно занимали его ум. Его педагогические взгляды чужды всякой рутины; они важны не только для родителей и воспитателей, но также способны возбудить общий интерес, потому что это - независимые взгляды на жизнь и ее задачи.

 

 

 

 

Биография

Джон Локк родился  в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был  преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой  Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства - демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).

Воспитание в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.

Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе - Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде.

В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках. В это же время увлёкся философией Декарта (1596-1650), который, будучи выдающимся математиком, - заложил основы аналитической геометрии, ввёл понятия переменной величины и функции, обогатил язык алгебры многими обозначениями, увековечил своё имя в “Декартовых координатах” и т.д., - а также крупным физиком-теоретиком и физиологом, страстно ненавидел схоластику и схоластов, чем, прежде всего и покорил своего великого почитателя. Именно у Декарта Локк перенял отвращение к заумному пустословию и всю жизнь стремился излагать свои мысли ясным и простым языком, живо и увлекательно. Его литературный стиль, чувство слова до сих пор остаются недосягаемым образцом не только в педагогике, но и в философии. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Между прочим, эту должность занимал в своё время и Фрэнсис Бэкон (1521-1626), направивший Яну Амосу Коменскому (1592-1670) приглашение в Лондон для переподготовки британских педагогов в духе «Великой дидактики».

Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и политическую сторону  биографии Локка (упомянем лишь о  том, что именно Локк первым выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса, принцип, который начисто исключает возможность абсолютизма в любом его виде - классическим примером может служить государственное устройство, как самой Англии, так и её бывшей колонии США), - коротко остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.

   Вернувшись в Англию во  время «славной» революции, Локк  вначале намеревался занять свой  пост в Оксфордском университете, из которого был уволен по  указанию Карла II в 1684 году  после отъезда в Голландию. Однако, обнаружив, что место уже отдано некоему молодому человеку, он отказался от этой идеи и посвятил оставшиеся 15 лет жизни научным исследованиям и государственной службе. Вскоре Локк обнаружил, что пользуется известностью, но не из-за своих политических сочинений, выходивших анонимно, а как автор труда «Опыт о человеческом разумении», впервые увидевшего свет в 1690 году, однако начатого в 1671 году и законченного в основном в 1686 году. Опыт выдержал ряд изданий при жизни автора, последнее пятое издание, содержавшее исправления и дополнения, вышло в 1706 году, после смерти философа. Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, - спрашивал он, - от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, - писал он, - здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

   Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское общество, в котором вращался благодаря  успеху своих сочинений, однако  не в силах был выносить городскую духоту. Большую часть жизни он страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 году он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) - приглашение леди Мешэм, жены члена парламента и дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 году он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем. Там же его посещал И. Ньютон, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал.   В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс.

 Умер Локк в доме леди  Мешэм 28 октября 1704 года.

 

Философские воззрения

Если попытаться в  самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Фрэнсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII — начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей» 17. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Наконец, Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса.

Джон Локк родился в небольшом  городке графства Сомерсет на юго-западе Англии в семье мелкого судейского чиновника, который по своим политическим убеждениям принадлежал к пуританам  крайне левого толка (их в просторечии  называли индепедентами, т.е. независимыми, ибо они не признавали власти епископата и назначали священниками людей из своей среды). Обстановка дома, где выше всех добродетелей ценили труд, свободу искреннюю веру в Бога, оказала самое непосредственное влияние на формирование характера юного Локка. Наставлениям отца Локк обязан и своим рано пробудившимся интересом к вопросам религии, права, политики, исследованию которых он посвятил свою жизнь. В школу при Вестминстерском аббатстве он поступил достаточно поздно (эпоха была бурная — в Англии бушевала гражданская война, закончившаяся свержением и казнью короля Карла I и установлением единоличного правления Оливера Кромвеля, и поэтому мать долго не решалась отдавать сына в учение), но это не помешало ему благополучно закончить курс и поступить в колледж Христовой церкви Оксфордского университета. Как лучшего ученика, набравшего самый высокий балл при вступительных испытаниях, его определили в число студентов, обучающихся за казенный счет, что было большим благом для семейства, постоянно испытывавшего материальные трудности. Это произошло в 1652 г., и с этого момента более чем на тридцать лет судьба Локка оказалась связанной с Оксфордом. Локк закончил богословский факультет, но отказался принять сан, как этого требовал университетский устав для преподавателей, и поэтому ему разрешили преподавать не весь комплекс дисциплин, который читался обычно «остепененными» докторами, а только греческий язык, риторику. Несколько позже ему было дозволено чтение курса этики (ее называли в те времена «моральной философией»). Будучи преподавателем, Локк поступил на медицинский факультет (его влекли естественные науки, и он усиленно занимался физикой, химией, биологией), но после окончания курса в получении диплома доктора медицины ему было отказано. О причинах отказа университетские хроники говорят весьма туманно, но можно предположить, что это было связано с репутацией атеиста и безбожника, которая прочно закрепилась за Локком со времен магистратуры и издания его первых трудов. Но это не остановило Локка, который продолжал (и довольно успешно) заниматься исследованиями в избранной им области. Вскоре его имя становится известным в научных кругах. Он знакомится с крупнейшим физиком того времени Робертом Бойлем и помогает ему в его экспериментах. Успехи Локка на научном поприще не прошли незамеченными. В 1668 г. (ему тогда было 36 лет) Локка избирают действительным членом Лондонского королевского общества, которое, по сути, являлось (и является до сих пор) национальной академией наук Соединенного Королевства. Вскоре он меняет род своей деятельности и начинает заниматься политикой. Это было связано со знакомством с графом Шефтсбери, известным государственным деятелем той поры, который предложил ему пост личного секретаря и наставника его детей. Постепенно Локк становится его ближайшим советником и получает возможность влиять на процессы большой политики. Он участвует в подготовке ряда законодательных актов, в выработке тактики и стратегии правящего кабинета, оказывает деликатные услуги в области тайной дипломатии своему покровителю и другу. Политическая деятельность все более и более захватывает его, и вскоре, благодаря своему таланту, он становится одним из признанных деятелей партии вигов (так называли партию средней и крупной английской буржуазии, стремившуюся закрепить завоевания английской буржуазной революции и не дать отобрать роялистам завоеванные ею свободы). Благодаря поддержке оппозиции, Локка назначают на ряд видных государственных постов, где он проявляет недюжинные способности государственного деятеля. Но вскоре его успешно начатая политическая карьера прерывается. После падения кабинета Шефтсбери и ареста его покровителя Локк бежит в Голландию, которая была в те годы прибежищем для эмигрантов со всей Европы. Королевские власти требуют его выдачи для суда и казни, но вмешивается случай, который резко меняет траекторию жизненного пути Локка. Он знакомится со штатгальтером (правителем) Голландской республики Вильгельмом III Оранским, который, оценив по достоинству его ум и политический опыт, приближает его к себе. После свержения Якова II Стюарта Вильгельмом Оранским, имевшим неоспоримые права на английский престол, Локк возвращается в Англию, где становится одним из наиболее видных деятелей нового правительства. Он получает пост комиссара по делам колоний и торговли, возглавляет комитет по денежной реформе. По его предложению создается Английский банк, ряд других финансовых организаций. Одновременно он занимается интенсивной научной деятельностью. Из под его пера один за другим выходят экономические, политические, атеистические трактаты. Ведет он и активную полемику на страницах газет и журналов со своими политическими оппонентами. Неоднократно выступает в парламенте и на заседаниях Королевского совета. Однако в 1700 г. он из-за болезни оставляет все свои посты и поселяется вне Лондона, в поместье лорда Мешэма, где занимается воспитанием его внука. Умер Джон Локк в 1704 г., будучи на вершине славы, окруженный почетом и уважением людей, хорошо осознававших, что с его смертью уходит целая историческая эпоха и начинается новая, наступление которой Джон Локк обосновал и идеологически подготовил.

 

Труды Локка

Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин  отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие «вышли из Локка» 18. На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.

Духовное наследие Локка весьма впечатляет. В число трудов, написанных им, входят: «Элементы натуральной  философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении», «Некоторые мысли о воспитании», наконец, знаменитый трактат «Опыт о человеческом разумении»). В своем главном научном труде «Опыт о человеческом разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Ряд работ был издан Локком под чужими именами (он всегда опасался, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, повешенного во времена Карла II за то, что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения о правительстве», где защищалась теория общественного договора), и сегодня произвести их идентификацию не представляется возможным.

Среди работ Локка  – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration, 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration, 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education, 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures, 1695) и многие другие.

 

Духовное наследие Локка  весьма впечатляет. В число трудов, написанных им, входят: «Элементы натуральной  философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном  правлении», «Некоторые мысли о воспитании», наконец, знаменитый трактат «Опыт о человеческом разумении». Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Ряд работ был издан Локком под чужими именами (он всегда опасался, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, повешенного во времена Карла II за то, что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения о правительстве», где защищалась теория общественного договора), и сегодня произвести их идентификацию не представляется возможным.

 Среди трудов Локка нет  книги, специально посвященной  рассмотрению вопросов культурологии,  но это не означает, что он  их не касался. Анализ локковских  текстов показывает, что он не  обошел ни одну из главных  проблем теоретической культурологии. Весьма обстоятельно он рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют бытие социума, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа.

 

Человек и государство в философии Локка

Весьма обстоятельно он рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие  законы определяют бытие социума, какие  функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа.

Сразу необходимо сказать, что основатель английского сенсуализма  предлагает иную концепцию общества и государства, нежели Гоббс, хотя отправные  точки у того и другого одинаковы. Локк исходит из того, что естественное состояние, в котором пребывали  люди на заре своей истории, отнюдь не представляет «войну всех против всех», как об этом писал Гоббс. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало, и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Таким образом, исходной посылкой для Локка является одно из базовых положений философии истории, сформулированное идеологами английской буржуазной революции еще в середине XVII в, и которое, кстати, до сегодняшнего дня содержится в идейном арсенале апологетов либерализма.

Итак, общество в естественном состоянии у Локка выглядит как  социум, организованный на основе принципов  равенства, справедливости, независимости  людей друг от друга. В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в друге не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так возникает состояние «войны всех против всех», которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они, в конечном счете, приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.

Таким образом, государство, по Локку, есть искусственное, т.е., культурное образование, создаваемое волей  и деяниями людей.

Информация о работе Философия Джона Локка