Философия, ее предмет, функции и генезис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

1. Наиболее существенные особенности мифологических, религиозных и философских представлений о мире.
2. В чем сходство и различие между философией и наукой?
3. Каковы функции философии в духовной жизни общества?
4. В чем отличие философской методологии от методов естественных наук?
5. Являются ли ценностные установки ученого (например, его философские или религиозные взгляды) фактором, воздействующим на ход и результаты научного исследования?
6. Основные подразделения философского знания, их тематические и функциональные характеристики.

Файлы: 1 файл

философия2.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Философия, ее предмет, функции и генезис.

 

  1. Наиболее существенные особенности мифологических, религиозных и философских представлений о мире.
  2. В чем сходство и различие между философией и наукой?
  3. Каковы функции философии в духовной жизни общества?
  4. В чем отличие философской методологии от методов естественных наук?
  5. Являются ли ценностные установки ученого (например, его философские или религиозные взгляды) фактором, воздействующим на ход и результаты научного исследования?
  6. Основные подразделения философского знания, их тематические и функциональные характеристики.

 

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. [1]

 

Вопрос№1.

Мировоззрение — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение.

Мифологический тип мировоззрения  определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Специфической особенностью религии является наличие культа, т.е. системы обрядовых действий и процедур, обуславливающих отношение со сверхъестественным существом – Богом.

Философское мировоззрение как  бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное  рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Философия характеризуется теоретическим отношением к действительности. [2]

 

Вопрос№2.

Наука – систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. В философии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки – истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («философия»– любовь к мудрости, истине). Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий – это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная – проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы. [3],[4]

 

Вопрос №3.

Особое значение философии в  духовной жизни человека и общества выражено и в функциях философии как науки, обычно выделяют следующие функции философии:

  • Мировоззренческая. Эта система знаний, дает человеку представление об окружающем мире и, конечно, месте человека в этом мире.
  • Методологическая. Философия создает главные первоосновные правила и методы поиска научной истины для всей совокупности специальных наук.
  • Предсказательная. Это значит, что философские концепции пытаются определить ход развития общественно-исторических или любых других процессов или явлений.
  • Критическая. Философия в процессе своего развития неизбежно дает оценку и научным открытиям, и историческим перспективам и событиям, и социальным явлениям, и отдельным политическим деятелям. Это происходит неизбежно. И на основе этой критики происходит процесс коррекции, изменения или дополнения самого философского знания.
  • Идеологическая. Заключается в создании определенных философских концепций, которые включают совокупность преставлений о мире, этике, общественно-исторических явлениях
  • Ценностная функция заключается в том, что философская наука создает аксиологические взгляды человека на окружающий мир и свое место в этом мире.
  • Интеллектуальная. Просветительная функция философии. Философия как наука накопила огромный пласт знаний, идей и отдельных размышлений о мире и человеке. Это огромная система знаний, которая несет в себе интеллектуальный потенциал всего человечества за многие века.

Таким образом, из выше приведенных  функций, мы можем сделать вывод, что философия тесно переплетена  с духовной культурой и научным  потенциалом человечества. Чтобы охарактеризовать пути взаимодействия философии и духовно-интеллектуального потенциала человечества, необходимо определить главное утверждение. Культура представляет собой продукты духовной и интеллектуальной деятельности человека, которые зависят от уровня развития общества на данный момент, и характеризует определенный этап в развитии человечества. Это та действительность, в которой выражены результаты человеческой рефлексии и осмысления бытия. Следовательно, можно выделить следующие каналы связи между философией и культурой.

Философия является частью культуры человечества, и философские концепции  во многом зависят от уровня развития и специфики культуры данной страны, что включает в себя и определенный уровень развития науки, и отношение к религии, и национальные традиции. Философия влияет на развитие культуры. Философская мысль способна преображать мышление человека, рождать в нем новые идеи, направить его деятельность к новым идеалам. Отсюда возникают и новые направления в искусстве, и, конечно, новые научные открытия. Таким образом, выявляется обратная связь между философией и культурой. Философия и культура развиваются синхронно. Это обусловлено взаимовлиянием философии и культуры. В период упадка культуры не наблюдается и успехов на философском поприще. И наоборот, в моменты расцвета культуры совпадают и с обилием и глубиной философских концепций, как например, в Эпоху Возрождения.

Таким образом, взаимосвязь культуры и философии заключается в  следующем:

  • философия является порождением духовной культуры человека. Для ее появления общество должно было достигнуть определенного уровня культурного развития.
  • процессы развития культуры и философии однонаправлены. При упадке культуры наблюдается упадок и философской мысли, и наоборот. Этому есть историческое подтверждение
  • знание философии приводит к личностному росту индивида, что повышает его уровень культуры и творческий потенциал. [5], [6]

 

Вопрос №4.

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Философская методология имеет форму философского знания, добываемого с помощью методов самой философии, примененных к анализу процесса научного познания. Разработка этого уровня методологии осуществляется, как правило, профессиональными философами и связана с анализом наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Философия выполняет двоякую методологическую роль. Она осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития; дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов) с точки зрения той или иной картины мира. [7]

Философия выступает в роли общей  методологии науки, в роли важнейшего средства научного познания мира. Каждая наука использует целый комплекс методов и наряду со специфическими, обусловленными особенностями изучаемого объекта, использует универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, общенаучные методы познания). Но учёные специально не занимаются разработкой, осмыслением этих познавательных средств. Теоретико-познавательные основания науки разрабатываются таким разделом философского знания, как философия и методология науки.

Философская методология имеет  свою специфику:

Во-первых, она абстрактна, то есть имеет предельно общий характер. Методологические рекомендации, которые дает философия, не являются простыми и однозначными, а уж тем более – рецептурными.

Во-вторых, она носят эвристический характер, то есть исчерпывается, по сути, теми или иными перспективами, подсказками, символами.

Все методы научного познания по степени  общности и области применения можно подразделить на следующие основные группы:

1.  Всеобщие (диалектический и метафизический);

2. Общенаучные (эксперимент, наблюдение, моделирование и др.), их используют многие науки.

3.  Частные методы, характерные только определённой науке.

Всеобщность материалистической диалектики заключается в том, что она в своих законах и категориях отражает наиболее общие закономерности объективной реальности. Диалектика как метод познания пронизывает собой весь познавательный процесс в любой области знания.

Философия не даёт в руки учёного конкретный метод для изучения именно химических или механических явлений. Но философия как теория познания и диалектическая логика вооружает исследователя всеобщим методом мышления и общенаучными методами. Методологическое значение материалистической диалектики в том, что она выступает в виде основных принципов мировоззрения, применённых к процессу познания и практике. [8], [9]

 

Вопрос №5.

От философии учёный получает определённые мировоззренческие, ценностные установки  и смысловые жизненные ориентиры, которые – иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) – влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологические аспекты).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), но также нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и вместе с тем принадлежащих человечеству в целом (общечеловеческие ценности). Философия играет роль критической "селекции", т.е. аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим поколения. Тем самым она предлагает учёному различные варианты миропонимания ("возможные миры", "мировоззренческие образы"), которые всегда являются интеграцией всех форм человеческого опыта – практического, познавательного, ценностного, эстетического и других. Философия  "поставляет" учёному огромный материал для формирования его системы взглядов на объективный мир (и на своё место в нём), его жизненной позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, его интересов, пристрастий, нравственных принципов и т.д. и т.п. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды "крутой ломки" понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным – в зависимости от того, какой философией – "хорошей" или "плохой" – руководствуется учёный и какие именно философские принципы он использует. [10]

 

Вопрос №6.

Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос "Что изучает  философия?", т.е. уточнение той  совокупности явлений, объектов и процессов  реальности, которые подлежат духовному  освоению средствами философии и отражены в системе философского знания. Философское знание имеет определенную структуру.

Традиционно философия включает:

  • онтологию- учение о бытии, главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией.
  • гносеологию—учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира.
  • аксиологию-учение о ценностях.

 Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека

Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества.

В качестве ядра философии в отечественной  литературе нередко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии – методология, а учение о путях творчества и их обосновании – эвристика. Отдельными областями философии являются: философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры. Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение  «человек – мир», рассматриваемое  под углом зрения природы и  сущности мира и человека, места  человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится. [11]. [12]

Информация о работе Философия, ее предмет, функции и генезис