Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Предмет и структура философии. Круг основанных философских проблем……………………………………………………………………………. 4
2. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями…………….8
3. Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста- делового человека………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Философия Антонов.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерность развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления. 
 
Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3)Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Ф. отличается от научного способа постижения действительности тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

    Философский анализ «деловой культуры руководителя» как категории философско-культурологического знания позволил дать ей следующую характеристику: это - совокупность ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируются и соответствуют уровню и ориентациям развития общества; это - мера и способ инновационной самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении организацией; это - не только ценность, система или процесс, но еще и результат, фиксирующий факт присвоения государством, обществом и личностью ценностей, рождающихся в процессе ее становления.  
    С содержательной точки зрения в деловой культуре руководителя выделяются: личностно-деятельностная основа, которая формируется на основе механизмов умственной деятельности (гносеологический аспект), ее инновационное проявление, которое осуществляется на основе закономерностей процесса познания (когнитивный аспект), мотивационная направленность специалиста, ориентация его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций (эмоционально-психологический аспект); человеческий опыт, не поддающийся рефлексии, формально не выражаемый, существующий в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект). Деловая культура руководителя имеет свою специфику: напряженность, инновационный характер, метадеятельность; способствует выполнению управленческих функций, отличающихся однородностью содержания выполняемых работ (операций) и их целевой направленностью. В структуре деловой культуры руководителя присутствуют базовый и мировоззренческий уровень, уровень практической деятельности, уровень регуляции управленческого поведения, эмоциональный уровень.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологическому знанию. 
На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы. 
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Берлин, И. Назначение философии / И. Берлин // Вопросы философии. 1999. № 5.
  2. Ветошкин, А.П. Философия экономики / А.П. Ветошкин, К.П. Стожко. Екатеринбург, 2001.
  3. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. М., 2001.
  4. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М., 1991.
  5. Лосев, А.Ф. Мифология. Философия. Культура / А.Ф. Лосев. М., 1991.
  6. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. М., 1990. С. 14–26.
  7. Мир философии: кн. для чтения. М., 1991 Ч. 1. Разд. 1.
  8. Никифоров, А.Л. Философия в системе высшего образования / А.Л. Никифоров // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 17–23
  9. О настоящем и будущем (размышления о философии) // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 3–16.
  10. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. М., 1991.
  11. Пайпс, Р. Собственность и свобода / Р. Пайпс. М., 2000.
  12. Самсин, А.И. Основы философии и экономики / А.И. Самсин. М., 2003.
  13. Теория философии / под. ред. Э.Ф. Звездкина и др. М.: ЭКСМО, 2004.
  14. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. Гл. 2.

Юшкевич, П.С. О сущности философии / П.С. Юшкевич // Философские науки. 1990. № 9.

 


 



Информация о работе Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре