Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения.
Одной из важнейших форм мировоззрения является философия. Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок. 2500 лет наз. в странах др. мира. В кач-ве особой науки выделена Платоном.
Ф. - специфический тип мышления, система мировоззрения, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Ф. нужна чтобы иметь не однобокое, а целостное представление о мире; чтобы приобретать мудрость, понимать жизнь.

Файлы: 1 файл

филос (3).docx

— 254.91 Кб (Скачать файл)

  Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции. Философия  как  личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. 
 
Одной из важнейших форм мировоззрения является философия. Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок. 2500 лет наз. в странах др. мира. В кач-ве особой науки выделена Платоном.  
 
Ф. - специфический тип мышления, система мировоззрения, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Ф. нужна чтобы иметь не однобокое, а целостное представление о мире; чтобы приобретать мудрость, понимать жизнь. 
 
Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».  
 
Главный предмет философии – многопроблемное соотношение “мир-человек”. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом философии является субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. 
 
Проблемы ф. сущ. объ-вно, независимо от нее. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва. 
 
Разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности), гносеол. (о познании); логика (о мышл., его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф. (зарожд.,становл., разв-е ф.мысли).. 
 
Функции: Мировоззренческая: Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение. Гносеологическая: отношение объекта и субъекта познания, выявл. связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др.  Методологическая: разраб. универсальные, общие методологические  и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук. Интегририрующая: обощает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания. Аксиологическая: философия дает оценку, формир. систему ценностей. Критическая: подвергает критич. оценке то, что не соотв. философской системе. Познавательная: фил. органично соединяет получ. знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, фил. раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно–воспитательная: приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление. 
 
Метод философии: это метод теоретического мышления на основе использования: достижений науки и; практического опыта человечества. Методология: учение о методах научного познания или приобразования мира; совокупность методов научного познания. 
 
Философские категории – это всеобщие, уверсальные понятия, которые прямо или косвенно применяются во всех науках и являются основой всякого человеческого интелекта. 
 
Всегда в основе фил-кого знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. 
 
Философия выступает  как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности 
 
Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает. 
 
Философия помогает познать человеку мир. Философию элемент духовной культуры. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения.

Философия древнего Китая

  1.  
    Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. 
    Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае. 
    Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей. 
     
    I. Философия Древнего Китая 
    Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э. 
    В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.  
    Важнейшим элементом древнекитайской религии являлся культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков. 
    В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира. 
    В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии. 
    Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.  
    Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов. 
    Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения. 
    Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии. 
    Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”. Они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”. 
    Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникают наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево. 
    Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.  
    Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.  
    В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы - даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.  
     
    1.1. Особенности развития философии в Китае 
    Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э. 
    Период формирования философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации. 
    История становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе. Поэтому борьба различных классов в обществе, противостояние прогрессивных сил реакционным непосредственно отразилась на развитии философии и привела к борьбе двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений. 
    Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.  
    Другая особенность развития китайской философии в том, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые после эпохи Чжоу прекратили свое существование. 
    Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древние наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.  
    Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.  
    Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого, натурфилософские концепции объяснения природы, а такж<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times

Информация о работе Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции