Философия, ее предмет, проблемы,
структура и функции. Философия
как личностное знание и рационально-критическая
форма мировоззрения.
Одной из важнейших форм мировоззрения
является философия. Ф. (любовь к мудрости)
зарод. ок. 2500 лет наз. в странах др. мира.
В кач-ве особой науки выделена Платоном.
Ф. - специфический тип мышления, система
мировоззрения, когда человек размышляет
о мироздании, о добре и зле, прекрасном
и безобразном, социальной справедливости,
истине и лжи, о смысле и цели человеческой
истории. Ф. нужна чтобы иметь не однобокое,
а целостное представление о мире; чтобы
приобретать мудрость, понимать жизнь.
Сущность философии - в размышления над
всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».
Главный предмет философии – многопроблемное
соотношение “мир-человек”. Предметом философии
являются всеобщие свойства и связи (отношения)
действительности - природы, обществ, человека,
отношения объектов действительности
и субъектов мира, материального и идеального,
бытия и мышления. Предметом философии
является субъект как универсальная категория,
противопоставленная столь же универсальной
категории объекта. Предмет философии
существует объективно, независимо от
философии. Предмет ф. не локализован в
пределах той или иной конкретной обл.
знания.
Проблемы ф. сущ. объ-вно, независимо от
нее. Проблемы ф.: начальн.
пер-д хар-тся космоцентризмом
- стремл. понять мир как целое, его происх.
и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм
- пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм
- прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время:
пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва.
Разделы ф.: онтология
(о бытии и его сущности), гносеол.
(о познании); логика (о
мышл., его законах и формах), этика (о
морали), эстетика
(о прекрасном), социальн.ф.
(о чел. о-ве), история ф.
(зарожд.,становл., разв-е ф.мысли)..
Функции: Мировоззренческая:
Преобразовать взгляды человека в обоснованное
мировоззрение. Гносеологическая: отношение объекта
и субъекта познания, выявл. связь чувственного
и рационального, исследует проблемы истины
и др. Методологическая:
разраб. универсальные, общие методологические
и мыслительные инструменты (категории,
принципы и методы познания) для наук. Интегририрующая: обощает выводы
специал. наук, объединяет их на основании
своих функций и методов познания. Аксиологическая: философия дает
оценку, формир. систему ценностей. Критическая: подвергает
критич. оценке то, что не соотв. философской
системе. Познавательная:
фил. органично соединяет получ. знания,
“рисуя” универсальную, обобщенную теорет.
картину мира, фил. раскрывает источники,
формы и методы научного познания. Культурно–воспитательная:
приобщает к культуре, воспитывает разумное
мышление.
Метод философии: это метод теоретического
мышления на основе использования: достижений
науки и; практического опыта человечества.
Методология: учение о методах научного
познания или приобразования мира; совокупность
методов научного познания.
Философские категории – это всеобщие,
уверсальные понятия, которые прямо или
косвенно применяются во всех науках и
являются основой всякого человеческого
интелекта.
Всегда в основе фил-кого знания лежала
установка на выяснение связи между чел.
и миром, т.е. на выяснение внутренних целей,
причин и способов познания и преобразования
мира человеком.
Философия выступает как информация о
мире в целом и отношении человека к этому
миру и как комплекс принципов познания,
как всеобщий метод познавательной деятельности
Проблемы философского мировоззрения
охватывают мир в целом, жизнь человека
в целом, отношение человека к миру в целом.
Более широких проблем, чем мировоззрение
не бывает.
Философия помогает познать человеку
мир. Философию элемент духовной культуры.
Любая философия может рассматриваться,
как форма мировоззрения.
Философия древнего
Китая
-
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.
Цель данной работы - ознакомление с основными идеями древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей.
I. Философия Древнего Китая
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии являлся культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”. Они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникают наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.
В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы - даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
1.1. Особенности развития философии в Китае
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период формирования философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
История становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе. Поэтому борьба различных классов в обществе, противостояние прогрессивных сил реакционным непосредственно отразилась на развитии философии и привела к борьбе двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской философии в том, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые после эпохи Чжоу прекратили свое существование.
Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древние наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.
Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого, натурфилософские концепции объяснения природы, а такж<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times