Философия, её предмет и место в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 06:35, лекция

Описание работы

Считается, что термин «философия» появился в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Первым его использовал мыслитель по имени Пифагор, знакомый читателям по учебнику геометрии. Слово φιλοσοφια по-гречески означает «люблю мудрость». Это слово указывает на следующую мысль. Полная и совершенная мудрость возможна только для бога. Только бог обладает полной и определенной истиной, а человек лишь стремится к истине. (Имеются в виду боги греческого пантеона).

Файлы: 1 файл

01 Философия, её предмет и место в культуре up.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Считается, что термин «философия»  появился в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Первым его использовал  мыслитель по имени Пифагор, знакомый читателям по учебнику геометрии. Слово φιλοσοφια по-гречески означает «люблю мудрость». Это слово указывает на следующую мысль. Полная и совершенная мудрость возможна только для бога. Только бог обладает полной и определенной истиной, а человек лишь стремится к истине. (Имеются в виду боги греческого пантеона).

Слово σοφια означает «мудрость». А слово σοφος – мудрец, мудрый.

В Древней Греции до появления  философов были люди, которых считали  мудрецами. Они жили в первой половине 6 века до нашей эры. Это были так  называемые «семь мудрецов». Вот  их имена и некоторые их изречения.

Солон Афинский (1):

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить».

«Ничего слишком».

«Нет предела богатству».

Питтак (2):

«Что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам».

Биант (3):

«Большинство людей –  злы».

«Все мое ношу с собой».

Периандр (4):

«Наслаждения смертны, добродетели  бессмертны».

Клеобул (5):

«Мера – превыше всего».

Хилон (6):

«Думай о конце жизни».

Фалес (7):

«Поручись – и беда тут как  тут».

 

Вообще говоря, эти изречения  мудрецов обобщают жизненный повседневный опыт. Философы же (любители, искатели мудрости) ставили перед собой  более широкую задачу: выйти за пределы всякого возможного опыта. Слово φιλοσοφος (философ) так и переводится: «любящий мудрость», искатель мудрости.

Например, великий немецкий философ  Иммануил Кант (1724-1804) полагал, что предметом  философии является то, что не дано и не может быть дано в опыте.

Это мир в целом, душа и Бог.

С момента своего возникновения  философия предстает как единство трёх составляющих:

А) Содержание: философия объясняет тотальность вещей, реальность во всех частях без исключения. Слово «тотальность» и «тотальный» происходят от латинского слова totus – весь, полный, целый. Этот латинский корень мы встречаем в словах «тоталитаризм» и «тотальный» (например, «тотальная мобилизация»). Так вот, одна из главных задач философа – ответ на вопрос «Что есть всё?». («Что такое всё?»)

Б) Метод философии («метод» – буквально, «путь к чему-либо», в переносном значении  – «способ»): рациональное объяснение. Признаются только разумные аргументы, логическая мотивация, «логос», как выражаются философы.

Латинское слово RATIO означает разум. Слово «рациональный» означает «основанный на разуме».

Кроме того, философия иногда определяется как вид теоретической рефлексии. Слово «теоретический» происходит от слова «теория». А теория (θεωρια) буквально означает «созерцание», «наблюдение», а в переносном смысле – «исследование», а также «поиск истины ради самой истины».

Слово «рефлексия» –  латинского происхождения (REFLEXIO).

Латинская приставка RE- соответствует русской приставке пере-.

Слово FLEXIO означает «сгибание», «изгиб». Соответственно, рефлексия есть пере - гиб, от – ражение, отражение.

Можно сказать, что «рефлексия – это обращение мысли на саму себя».

То есть философия –  это такой поиск истины, который, во-первых, ведётся ради самой истины, а во-вторых, во время этого поиска надо постоянно следить, КАК он ведётся. Это означает, что философия вырабатывает устойчивые признаки (критерии), по которым можно определить, является ли данный философский аргумент разумным.

Для этого философия  должна оценивать и рассматривать своё же содержание. Поэтому и говорят, что философия – это вид теоретической рефлексии.

Эта рефлексия включает в себя, во-первых, точное определение  понятий. Этот момент традиционно называется «аналитика». АНАЛИЗ есть РАСЧЛЕНЕНИЕ. Во-вторых, эта рефлексия включает в себя оценку истинности суждений и умозаключений. Эта оценка традиционно называется «диалектика». (Мы бы сейчас назвали это логикой).

В) Цель философии: чистое созерцание истины, чистое желание её достичь. Великий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-либо практической пользы». Он же писал о философии: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной».

 

***

Кроме философии, другими формами  рефлексии являются искусство, наука и религия.

Искусство, как и философия, ставит перед собой так называемые «всеобщие вопросы». Например: «Зачем я живу?», «Что такое человек?», «Почему всё есть, хотя могло бы ничего не быть?». Чтобы ответить на эти вопросы, искусство пользуется чувственными представлениями. То есть представлениями о чём-то таком, что можно воспринять органами чувств. (Чувственное представление – это то, что возникает в уме человека, когда он воспринимает внешние предметы органами чувств).

А философия использует абстрактные понятия.

Русские слова «абстрактный» и  «абстракция» восходят к латинскому глаголу ABSTRAHO. Он означает «отрываю», «отвлекаю», «отволакиваю», «рассеиваю». Поэтому «абстрактный» буквально означает «отвлеченный», «рассеянный».

 

Абстрактный

Конкретный

Отдельный

Соединенный

Простой

Сложный

Односторонний

Многосторонний

Частный

Целостный


 

Абстрактный есть отдельный, простой, односторонний, частный.

Конкретный есть соединенный, сложный, многосторонний, целостный.

Наука всеобщих вопросов перед собой не ставит, но, как и философия, пользуется абстрактными понятиями, хотя при этом опирается на опыт и эксперимент. Термин «опыт» в философии означает совокупность чувственных представлений. Термин «эксперимент» означает организацию наблюдения в искусственных условиях, предполагающее активное вмешательство в природу, с заранее предсказуемым результатом.

А вот философия в принципе выходит  за пределы всякого опыта.

Религия, как и философия, выходит за пределы всякого возможного опыта, но если философия во время таких выходов опирается на разум, то религия на иррациональную (неразумную) веру.

Религиозное мировоззрение ярко выразил  христианский писатель Тертуллиан (около 160 – около 220). Ему приписываются  такие слова:

CREDO, QUIA ABSURDUM.

«Верую, ибо абсурдно».

***

Философия и мировоззрение

 

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений. Они определяют отношение к действительности, общее понимание мира, жизненные  позиции, установки людей. Субъектом (= носителем) мировоззрения является и отдельный человек, и социальные группы, и профессиональные группы, и национальные общности, и религиозные общности. Мировоззрение отдельного индивида спонтанно или целенаправленно формируется под воздействием общества или социальной группы. У мировоззрения всегда есть личное своеобразие. Это бывает из-за специфического жизненного опыта каждого человека. Элементы, из которых состоит мировоззрение: знания и убеждения. Знания – это обычно содержание мировоззрения,  ответы на вопросы: Как? Что это? Почему это?

Убеждения – это эмоционально окрашенное отношение и к знаниям, и к  самой реальности. Это ответы на вопросы: Зачем это? Зачем всё  это? Какой в этом смысл? Хорошо это  или плохо? Когда хотят подчеркнуть  эмоциональную сторону мировоззрения, часто говорят «мироощущение». Оптимистическое мировоззрение, трагическое мировоззрение и так далее. В мировоззрение входят не все знания, которыми располагает субъект, а только самые важные и знАчимые знания. Философия – это один из видов мировоззрения. Любая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. Философия осознает мировоззренческие установки, выражает их в виде рациональных понятий, критически исследует в свете разума те взгляды и ценности, на которые опирается обыденное мировоззрение.

***

 

Философия включает в себя следующие  большие разделы:

Онтология (от греческого слова  το ον, в родительном падеже –του οντος – сущее и λογος – слово, понятие, учение) – учение о бытии, о бытии вообще, независимом от его частных видов.

 

Бытие

Небытие

Постоянное

Вечное

Существенное

Необходимое

(в смысле «неизбежное»,

«неотвратимое»)

Глубинное

Истинное

Настоящее

Непостоянное

Временное

Несущественное

Случайное

 

 

Поверхностное

Ложное

Фальшивое


 

Гносеология – учение о  познании и о его границах, об истине и её критериях. Основные категории онтологии: рационализм, иррационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм

Этика – это учение о  добре и зле, о нравственной норме  и моральном идеале. Основные категории  этики: благо, зло, аскетизм, гедонизм, эвдемонизм, природная склонность, долг.

Предмет философии. В зависимости от эпохи предмет философии смещается. Как мы увидим дальше, у Платона предмет философии преимущественно составляет онтология, у Эпикура – этика, у средневековых мыслителей – опять онтология, у Иммануила Канта – гносеология, у экзистенциалистов – этика.

Функции философии: критическая, прогностическая, интегрирующая, методологическая.


Информация о работе Философия, её предмет и место в культуре