Философия Федора Михайловича Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:12, доклад

Описание работы

В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно же глубоко и органично философские идеи представлены в самых разнообразных литературных жанрах. Есть все основания говорить о философичности русской литературы. Метафизические темы присутствуют в русской поэзии XIX века (прежде всего у Ф. И. Тютчева) и, конечно, в творчестве крупнейших русских поэтов начала XX века, особенно тех из них, кто были творцами оригинальных философских концепций (Вяч. И. Иванов, А. Белый). Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли: русский романтизм, религиозно-философские искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Л. Толстого.

Файлы: 1 файл

философия доклады.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

 «Философия Федора Михайловича Достоевского»

Почему Достоевского можно  считать философом

В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи  между философским и художественным творчеством. Особенно же глубоко и  органично философские идеи представлены в самых разнообразных литературных жанрах. Есть все основания говорить о философичности русской литературы. Метафизические темы присутствуют в русской поэзии XIX века (прежде всего у Ф. И. Тютчева) и, конечно, в творчестве крупнейших русских поэтов начала XX века, особенно тех из них, кто были творцами оригинальных философских концепций (Вяч. И. Иванов, А. Белый). Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли: русский романтизм, религиозно-философские искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Л. Толстого.

Идеи Достоевского

Философское значение художественных творений Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и  друг писателя философ В. С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, "предтечу нового религиозного искусства". В XX столетии проблема метафизического  содержания его сочинений - это особая и очень важная тема русской философской  мысли. Метафизические идеи и проблемы ("проклятые вопросы") наполняют  жизнь героев Достоевского, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани  его произведений ("приключение  идеи"), сталкиваются в "полифоническом" (М. М. Бахтин) диалоге позиций и  мировоззрений. Эта диалектика идей менее всего имела отвлеченный  характер. Она в художественно-символической  форме отразила глубоко личный, духовный, можно сказать экзистенциальный, опыт автора, для которого поиск  истинных ответов на "последние", метафизические вопросы был смыслом  жизни и творчества. Испытав в молодости влияние социалистических идей, пройдя через трагический опыт каторги и пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский как художник и мыслитель в своих романах и публицистике будет следовать тем идеям, в которых он видел суть философии христианства, христианской метафизики.

Философские искания Достоевского

В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько  периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в  кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.

Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку  зло, как полагал он, коренится  в самой человеческой натуре. Достоевский  становится противником распространения  в России «общечеловеческого» прогресса  и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864—1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному  корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, как безнравственного общества, подменившего свободу «миллионом». Он порицал современную ему западную культуру за отсутствие в ней «братского начала» и чрезмерно разросшийся индивидуализм.

 

 

Как Достоевский воплощает  свои идеи

Конечно, Достоевский не является философом в обычном  и банальном смысле слова, — у  него нет ни одного чисто-философского сочинения. Он мыслит как художник, — диалектика идей воплощается у  него в столкновениях и встречах различных “героев”. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии  духа, — это темы антропологии, философии  истории, этики, философии религии. 

Ранний социализм

В 1845-ом году он печатает свое первое произведение “Бедные люди”, сразу выдвинувшее его в первоклассные  писатели. После появления в печати “Бедных людей”, прежний романтизм  Достоевского сильно накренился в сторону  социализма; особенно сильно было в  это время влияние Жорж Санд и  французского утопического социализма. Этот ранний социализм Достоевского надо считать очень важным, а отчасти  даже решающим, фактором в духовных исканиях его. Это есть вера в основное и “естественное” добро человеческой природы, в “естественную” возможность подлинного и всецелого “счастья”, устраиваемого “естественными” же путями. Это есть прямое и решительное отвержение учения о “радикальном зле” человеческой природы, говоря терминами Канта, — отвержение доктрины первородного греха и доктрины искупления и спасения, во Христе принесенного людям. Идеалистически окрашенный социализм и связал Достоевского с “петрашевцами”.

Период после каторги

Главной формой творчества в период после каторги было литературное творчество. Начиная с первоклассного произведения “Преступление и наказание”, Достоевский пишет романы один за другим - “Идиот”, "Подросток”, “Бесы” и, наконец, “Братья Карамазовы”.  Много раз уже указывалось, что под “эмпирической” тканью во всех этих произведениях есть еще иной план, который, вслед за Вяч. Ивановым, часто называют “метафизическим”. Действительно, в главных “героях” Достоевского перед нами не только живая, конкретная личность, но в ее судьбе, во внутреннем логосе и диалектике ее развития Достоевским прослеживается диалектика той или иной идеи. 

Мысли о Боге

В основе всей идейной жизни, всех исканий и построений Достоевского были его религиозные искания. Достоевский  всю жизнь оставался религиозной  натурой, всю жизнь “мучился”, по его выражению, мыслью о Боге. Поэтому  в лице Достоевского больше, чем  в лице кого-либо другого, мы имеем  дело с философским творчеством, выраставшим в лоне религиозного сознания. Но вся исключительная значительность идейного творчества Достоевского заключалась  как раз в том, что он с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает религиозную проблематику в темах антропологии, этики, эстетики, историософии. Именно в осознании этих проблем с точки зрения религии и состояло то, о чем он говорил, что его “мучил Бог”. В “записной книжке” Достоевского читаем: “и в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла”.

Но эти сомнения рождались  из глубин самого религиозного сознания; все они связаны с одной  и той же темой - о взаимоотношении и связи Бога и мира. У Достоевского никогда не было сомнений в бытии Бога, но перед ним всегда вставал (и в разные периоды по-разному решался) вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его исторического действования. Возможно ли религиозное (во Христе) восприятие и участие в ней культуры? Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты?

 

 

Размышления о человеке

Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже определяющей для него была тема о человеке. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропоцентричен, а его философское мировоззрение есть, прежде всего, персонализм, окрашенный, правда, чисто этически, но зато и достигающий в этой окраске необычайной силы и глубины. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека — абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Не только грех, порочность, эгоизм, вообще “демоническая” стихия в человеке вскрыты у Достоевского с небывалой силой, но не менее глубоко вскрыты движения правды и добра в человеческой душе, “ангельское” начало в нем. Но само восприятие человека у Достоевского внутренне пронизано этической категорией, - он не только описывает борьбу добра и зла в человеке, но он ищет ее в нем. Основная тайна человека в том и состоит, по Достоевскому, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность есть не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми. 

Свобода человека

Этический персонализм Достоевского облекается в живую плоть действительности: “ядро” человека, его подлинная  суть даны в его свободе, в его  жажде и возможности его индивидуального  самоутверждения (“по своей глупой воле пожить”). Онтология человека определяется этой жаждой свободы, жаждой быть “самим собой”, - но именно потому, что Достоевский видит в свободе сокровенную суть человека, никто глубже его не заглядывал в тайну свободы, никто ярче его не вскрывал всю ее проблематику, ее “неустроенность”. Если свобода дороже всего человеку, если в ней последняя его “суть”, то она же оказывается бременем, снести которое слишком трудно.

Вот, например, Раскольников: разложив в работе разума все предписания  традиционной морали, он стал вплотную перед соблазном, что “все позволено”, и пошел на преступление. Мораль оказалась лишенной основания в  глубине души, свобода оборачивается  аморализмом, напомним, что и на каторге  Раскольников долго не чувствовал никакого раскаяния. Поворот пришел позже, когда  в нем расцвела любовь к Соне, а до этого в его свободе  он не находил никакого вдохновения  к моральному раздумью. Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов по-разному, но все страдают от того, что заглушили в себе живое чувство Добра (то есть Бога), что остались сами с собой. Свобода, если она оставляет нас с самими собой, раскрывает лишь хаос в душе, обнажает темные и низшие движения, то есть превращает нас в рабов страстей, заставляет мучительно страдать... Это значит, что человек создан этическим существом и не может перестать быть им. С особенной силой и болью говорит Достоевский о том, что преступление совсем не означает природной аморальности, а, наоборот, свидетельствует (отрицательно) о том, что, отходя от добра, человек теряет нечто, без чего ему жить нельзя.

Проблематика свободы  в человеке есть вершина идей Достоевского в антропологии; свобода не есть последняя правда о человеке - эта  правда определяется этическим началом  в человеке, тем, к добру или  злу идет человек в своей свободе. Оттого в свободе есть, может быть, “семя смерти” и саморазрушения, но она же может вознести человека на высоты преображения. Свобода открывает простор для демонизма в человеке, но она же может возвысить ангельское начало в нем. Есть диалектика зла в движениях свободы, но есть и диалектика добра в них.

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья  Карамазовы» (1879—1880) – последнее  и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская  поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Здесь  сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание  свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы  духовной в пользу того, что Великий  инквизитор назвал «тихим, смиренным  счастьем», тогда он перестанет быть свободным. 

Заключение

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие  на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и  фрейдизм), и особенно на русскую  философию, передав ей не какую-то систему  идей, а то, что философ и богослов Г. В. Флоровский назвал «раздвижением  и углублением самого метафизического  опыта». В Достоевском открывается, в сущности, новый период в истории русской мысли; хотя вся значительность и фундаментальность религиозной установки все время утверждались русскими мыслителями, но только у Достоевского все проблемы человеческого духа становятся проблемами религиозного порядка. 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Федора Михайловича Достоевского