Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:45, реферат
Цель исследования – всестороннее изучение философии Фрейда и ее развития в XX веке.
В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:
▪ изучить философию З. Фрейда как новое понимание человека
▪ изучить взаимосвязи психоанализа и культуру, проанализировать особенности развития философии З. Фрейда в XX веке.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Философия З. Фрейда как новое понимание человека…………. 5
Глава 2. Психоанализ и культура, развитие философии З. Фрейда в XX веке…………………………………………………………………………………... 9
Заключение………………………………………………………………… 12
Список использованной литературы…………………………………... 14
Но Эрос – не единственная сила человеческой жизни. А.Б. Карабанов верно отмечает, что «согласно Фрейду, человеческая агрессия занимает центральное место среди инстинктивных движущих сил» [5, с.94]. При устранении сдерживающих ограничений человек оказывается диким животным. Чтобы противостоять этому, культура вынуждена предпринимать энергичные усилия. Она должна мобилизовать все свои ресурсы, чтобы ограничить человеческую деструктивность. Тем не менее ее достижения в этой области довольно скромны: людям, очевидно, не так-то просто ограничить свою агрессивность. Цивилизация пытается направить агрессию на внешних и внутренних врагов, что приводит к ужасающим бедствиям, свойственным современной культуре.
Итак, как отмечает П. Гуревич, «Фрейд считал, что человек обладает врожденной потребностью в «зле», агрессии и жестокости» [6, с.76]. Агрессия – это прирожденный, независимый инстинкт, присущий всем людям. Однако культуре помогает Эрос. Его цель состоит в том, чтобы ассимилировать человека в семью, племя, нацию и, в конце концов, в самую большую общность – человечество. Согласно Фрейду, программа действий, реализуемая Эросом, конфликтует с инстинктом смерти: «Этой программе культуры противостоит природный инстинкт агрессивности, враждебности одного ко всем и всех к каждому».
Таким образом, развитие культуры демонстрирует битву Эроса и Танатоса, сил жизни и инстинкта смерти. Поэтому культурное развитие можно назвать «сражением человечества за жизнь».
Дальнейшее развитие взглядов З. Фрейда связано с жизнью и творчеством его учеников и последователей: А. Адлера (индивидуальная психология), К.Г. Юнга (аналитическая психология), Э. Фромма (неофрейдизм). Одновременно взгляды З. Фрейда являются идейными истоками таких направлений западной психологии, как гуманистическая психология (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), экзистенциальная психология и Логотерапия (В. Франкл), эго-психология (Э. Эриксон).
Заключение
Подведем итог вышесказанному.
З. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пан-сексуализм), антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, фрейдизм, по существу, мистифицировал ее.
Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул.
Вполне возможно, что
Фрейд преувеличивал
Вопреки многим возражениям, выдвигаемым против учения Фрейда, нельзя не признать его решающий вклад в «демистификацию человека», которая аналогична современному научному «расколдовыванию мира» (Вебер). Вот почему его теории все еще вызывают интерес.
Дальнейшее развитие взглядов З. Фрейда связано с жизнью и творчеством его учеников и последователей: А. Адлера (индивидуальная психология), К.Г. Юнга (аналитическая психология), Э. Фромма (неофрейдизм). Одновременно взгляды З. Фрейда являются идейными истоками таких направлений западной психологии, как гуманистическая психология (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), экзистенциальная психология и Логотерапия (В. Франкл), эго-психология (Э. Эриксон).
В целом учение З. Фрейда совершило переворот как в психологической, так и в социально-философской сферах. С учением З. Фрейда можно соглашаться, можно его осуждать – но не считаться с его ролью и значением в научной мысли – нельзя.
Список использованной литературы
1 Фрейд З. О сновидении. / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Книга, 1995.
2 См. в книге: Фрейд 3. Психология бессознательного. – М.: Правда, 1989.
3 См. в книге: Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: Современные проблемы, 2002.
4 Подр. см.: Фрейд З. «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений. – М.: РИК «Культура», 1992.
Информация о работе Философия Фрейда и ее развитие в XX веке