Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:50, доклад
Родился Гегель 27 августа 1770 года, в Штутгарте, умер 14 ноября 1831 года, в Берлине.
Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.
Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Родился Гегель 27 августа 1770 года, в Штутгарте, умер 14 ноября 1831 года, в Берлине.
Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.
Диалектический идеализм
Гегеля именно в логике ближе всего
стоит к диалектическому
Логика. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей.
Наука логики (Wissenschaft der Logik) — работа Гегеля, являющаяся основанием выстраиваемой им философской системы. Представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея).
История написания и издания
Работа была написана Гегелем в Нюрнбергский период его жизни, в бытность Гегеля директором местной гимназии.
Известно, что в 1831 Гегель предпринял попытку переработать текст «Науки логики», однако смерть помешала ему завершить задуманный проект; в итоге он успел подготовить к переизданию лишь первую часть — «Логику бытия», которая и была опубликована Л.фон Геннингом в 1833 после смерти Гегеля в качестве третьего тома собрания его сочинений. Две другие части вышли в свет в 1834 году, составив четвертый и пятый тома этого же собрания сочинений.
Все три части были переизданы в 1841 году.
В 1923 году Г.Лассон выпустил новое издание.
В юбилейном издании Полного собрания сочинений Гегеля, подготовленного Г.Глокнером, «Наука логики» вышла в составе четвертого и пятого томов в 1928 году.
В истории философии за вариантом логики, изложенным в данной работе, закрепилось название «Большой логики», ибо существует еще и так называемая «Малая логика», под которой принято понимать версию, изложенную Гегелем в «Энциклопедии философских наук». Самым же популярным вариантом изложения «Науки логики» считается раздел, посвященный логике в «Философской пропедевтике», задуманной автором как пособие для старших классов гимназии и написанной в 1808—1811, однако изданной лишь в 1840.
Краткое содержание
Если философия духа и философия природы изображают движение Абсолютной Идеи в её инобытии (в формах движения природы и сознания), то в логике Абсолютная идея находится внутри себя в стихии своей чистоты. Царство чистой мысли есть «царство истины, какова она без покровов, в себе и для себя самой». В этом смысле, наука логики есть изложение самой Абсолютной Идеи в ее необходимом развертывании. Именно в этом смысле «Наука логики» является фундаментом всей системы гегелевской философии. Следует заметить, что «Наука логики» не опровергает формальную логику, но, по замыслу Гегеля, развивает понимание логического до уровняспекулятивного. Формально-логическое по Гегелю является чем-то недостаточным, рассудочным, неполным изображением Логики как жизни Идеи. Только спекулятивное, в котором формально-логическое (рассудочное) преодолевается диалектически, является истинной Логикой.
В науке логики, как и в целом в системе спекулятивной философии, знание и предмет изначально находятся в единстве, именно поэтому метод философии или логики и ее содержание или сама система неотрывны друг от друга, о расхождении и тем более противопоставлении системы и метода философии Гегеля говорить не приходится. Абсолютное мышление представляет само себя как начало и одновременно должно вернуться к самому себе же в конце как абсолютная идея. «Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самой себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее — также и первым». Это мышление не противостоит своему предмету, а развертывает его из самого себя таким образом, что непосредственное и опосредованное в процессе мышления взаимно подталкивают друг друга к развитию. В этом специфика гегелевского философского мышления, которое предстает «в абсолютном смысле как мышление бесконечное, не обремененное конечностью сознания... мышление как таковое». Только так мышление может быть представлено научным образом во всей полноте и взаимосвязи его форм. В отличие от содержательной логики Гегеля традиционная аристотелевская формальная логика, по его мнению, «может притязать самое большее на значение естественно-исторического описания явлений мышления в том виде, в каком они имеются налицо».
Логическое мышление у Гегеля выступает в трех формах: рассудочной, диалектической и спекулятивной, каждая из которых выражает одну из сторон мышления: первая — абстрактное мышление в конечных категориях рассудка, вторая — диалектическое мышление, обнаруживающее противоречивость категорий рассудка и отрицающее их ограниченность, и, наконец, третья — спекулятивное мышление, удваивающее отрицание и производящее в мышлении некий положительный результат. Движение в науке логики, как и в феноменологии духа, происходит через двойное отрицание, или Aufhebung, как называет этот процесс Гегель, т. е. преодоление одной формы другой, вырастающей из отрицания первой.
Свое движение
по категориям мышления гегелевская
логика начинает с непосредственного
бытия. Понятие бытия представлено
как, с одной стороны, непосредственное
начало и самый простой предмет
мышления, а с другой стороны, оно
уже содержит в себе как понятие
внутреннее противоречие и отрицательность,
опосредованность рефлексией, которое
даст толчок всему последующему развитию.
Рефлексия показывает нам это
непосредственное бытие в отношении
к его отрицанию как
Избавление от дурной бесконечности достигается вместе с избавлением от внешней рефлексии, когда переход в другое означает переход в другое как в такое же нечто, следовательно, есть и возвращение в себя нечто и одновременно его самопреодоление, вхождение рефлексии в само бытие. Наличное бытие превращается в бесконечное отношение бытия с самим собой, в для-себя бытие, простейшую форму сознательности или понятия как сущего. «Сознание уже как таковое содержит в себе определение для-себя бытия», тогда как «самосознание есть для-себя-бытие как исполненное и положенное... ближайший пример наличия бесконечности». Наличное бытие снимается в отрицании и обнаруживает конечность как идеальное, а не реальное, с другой стороны, здесь же выступает и реальность идеального, но только через истинную бесконечность в самосознании, или в для-себя-бытии. «Эта идеальность конечного есть основное положение философии, и каждое подлинно философское учение есть поэтому идеализм».
Для-себя бытие выступает через категории одно (оно отрицает отношение с другим, поскольку само есть это другое), но тем не менее как одно в отношении многих, поэтому дальнейшее развертывание отрицательности и идеальности бытия связано уже с категорией количества. «Количество есть качество, ставшее уже отрицательным; величина есть определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отлична от него, она снятое, ставшее безразличным качество». «Число есть мысль, но оно есть мысль как некое совершенно внешнее самому себе бытие».
Если качество переходит в количество (через отрицание в логическом мышлении), то и количество переходит к качеству (как единству с качеством через повторное отрицание) путем меры как качественно определенного количества. Узловая линия мер, представляющая это движение перехода количества в качество, выражает в себе сущность или истину бытия.
«Бытие, или непосредственность, которая через отрицание самой себя опосредствует себя собой и приходит в отношение с самой собой и которая следовательно, есть также опосредование, снимающее себя, приводящее себя к отношению с собой, к непосредственности, есть сущность.»). Рефлексия теперь не просто внешним образом проникает в само бытие, а позволяет себе снять или отрицать бытие ради проникновения в сущность.
«В сущности нет больше перехода, а есть только отношение. Форма отношения есть в бытии лишь наша рефлексия; напротив, в сущности отношение есть ее собственное определение». Сущность низводит непосредственное бытие к видимости, а с другой стороны, заключает бытие в себе как отношение к самой себе. «Сущность и далее внутреннее находят свое подтверждение единственно лишь в том, как они выступают в явлении». «В ней все положено как бытие рефлексии, бытие, которое светится видимостью в другом и в котором светится видимостью другое. Она поэтому есть также сфера положенного противоречия, которое в сфере бытия остается лишь в себе».
Противоречия мышления обнаруживаются на уровне сущности как раз в явном виде и также необходимо преодолеваются в самой сущности. Поэтому, как заявляет Гегель, «противоречие — вот, что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (противоречие) снимает себя через само себя. Но снятое противоречие не есть абстрактное тождество, ибо последнее само есть лишь одна сторона противоположности. Ближайший результат положенной как противоречие противоположности есть основание, которое содержит в себе как снятые и низведенные лишь к идеальным моментам и тождество и различие». Тождество и различие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность, действительность и возможность все эти категории преодолевают себя и отражаются, или «светятся видимостью», в своей противоположности за счет собственной рефлексии, тем самым они оказываются связанными с друг другом и демонстрируют вместо своей противоположности свое единство в процессе мышления. Сущность есть сторона явления, но и явление в равной мере существенно. Через субстанциальное отношение (необходимость), причинное отношение и взаимодействие раскрывается категория действительности, пронизанная логическими отношениями, что демонстрирует нам разумный характер самой действительности.
«В отличие от голого явления действительность как прежде всего единство внутреннего и внешнего так мало противостоит разуму, что она, наоборот, насквозь разумна, и то, что неразумно, именно поэтому не должно рассматриваться как действительное». Для логики это означает, что действительность снимает себя в логической форме понятия.
Начавшись с понятия
бытия, теперь само понятие снимает
противоречие бытия и сущности и
выходит на поверхность в чистом
виде. Это не то же, что понятие
в формальной логике, — простая форма
общего. «Понятие здесь следует рассматривать
не как акт сознающего себя рассудка, не
как субъективный рассудок, а как понятие
в себе и для себя, образующее ступень
и природы, и духа» (2: 3, 20). «Понятие есть
истинно первое, и вещи суть то, что они
суть благодаря деятельности присущего
им и открывающегося в них понятия. Мысль,
или, точнее говоря, понятие, есть та бесконечная
форма или свободная творческая деятельность,
которая для своей реализации не нуждается
в находящемся вне ее материале».
На этой ступени движение происходит как
развитие, развертывание реальности понятия
из него самого и проходит следующие стадии:
субъективное понятие (заключающее в себе
гегелевское учение о традиционных формах
мышления: понятии, суждении и умозаключении),
объективное понятие, разворачивающееся
в области естествознания в виде механизма,
химизма и телеологизма, и абсолютная
идея, раскрывающая себя через жизнь и
познание. «Понятие, которое сначала только
субъективно, соответственно своей собственной
деятельности, не нуждаясь для этого ни
в каком внешнем материале или веществе,
приходит к тому, чтобы объективировать
себя, и точно так же объект не есть нечто
неподвижное, нечто, в чем не совершается
никакого процесса; его развитие состоит
в том, что он обнаруживает себя одновременно
и как субъективное, которое образует
дальнейшее движение к идее»).
Сама абсолютная идея складывается как
единство полностью развитой действительности
как жизни и всей полноты форм и содержания
познания. И поэтому «единственно лишь
абсолютная идея есть бытие, непреходящая
жизнь, знающая себя истина и вся истина».
Этим заканчивается развертывание Абсолюта
на уровне чистого объективного мышления,
но продолжается его развитие как переход
абсолютной идеи в инобытие, в природу.
Абсолютное мышление не может остановиться
или ограничиться чистым самим собой,
а вынуждается реализовать внутреннюю
отрицательность, накопленную в ходе логического
движения, против самого себя и предстать
уже как нечто объективированное и внешнее,
как природа.