Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 21:13, курсовая работа
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г. Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его ректором. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1.Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма……………………3
2. Философия природы…………………………………………………...………….7
3.Философия духа…………………………………………………………………..8
4.Диалектика Гегеля………………………………………………………………..9
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма……………………3
2. Философия природы…………………………………………………...…
3.Философия духа……………………………………
4.Диалектика Гегеля………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литература……………………………………………………
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)
родился в семье крупного чиновника. Учился
в Тюбингенском теологическом институте.
Некоторое время работал домашним учителем.
Служил директором гимназии в Нюрнберге.
С 1801 г. преподавал в Иенском университете.
В это время он вместе с Шеллингом издает
«Критический философский журнал». С 1816
г. Гегель — профессор Гейдельбергского
университета, а с1818 г. — Берлинского.
Некоторое время был его ректором.
1.Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма
Гегель - противник кантовского агностицизма
и априоризма. Он не согласен с метафизическим
разрывом между сущностью и явлением,
на чем настаивал Кант. Явление, по Гегелю,
не менее объективно, чем сущность. Сущность
является, т.е. обнаруживается, в явлении,
а явление выступает носителем сущности.
Это единство противоположностей, которые
не могут существовать друг без друга.
Поэтому несостоятельны утверждения Канта
о принципиальной непознаваемости вещей
в себе. Вещь в себе, говорит Гегель -это
лишь первоначальный момент, лишь ступень
в развитии вещи. «Так, например, человек
в себе есть ребенок, росток — растение
в себе... Все вещи суть сначала в себе,
но на этом дело не останавливается».
"Феноменология духа"
показательна, учитывая реализованные
в ней такие идеи:
В « Феноменологии духа» субстанция выступает как субстанция-субъект. Под субстанцией Гегель и его предшественники Фихте, и Шеллинг, понимали идею, которая развивается. Субстанция — это объективированные, преобразованные во что-то самостоятельное формы знания (искусство, религия, философия и др.). Но эти знания (субстанция) движутся вперед реальными людьми (субъектами), которые усваивают готовые формы и идут далее. В концепции субстанции (общественное знание) и субъекта (сознанию индивида) Гегель развивает идею единства общественно-исторического и индивидуального субъекта, преодолевая робинзонаду (рассмотрение субъекта как отдельного индивида) предыдущей философии. Правда, это единство быстрее декларируется как общий принцип, который базируется через конкретные формы. (Проблемы коммуникации и интерес субъективности, которые исследуют конкретные формы выхода за грани индивидуального субъекта, появились перед философией лишь в 20ст.)» Феноменология духа" построена на принципе историзма. Философию 17 – 18 вв., предметом которой преимущественно была природа, время и история, интересовали касательно. Вместо этого в 19 в., когда предметам исследования становится культура, проблемы историчности выходят на передний план. И это понятно, поскольку время не так важно для природы, как для культуры. Время, историчность являются способом существования, постоянного самовоспроизведения культуры. Эта мысль в развернутом виде представлена впервые в философии Гегеля, для которой прошлое существует в современном сознании как структурный элемент, как элемент и логической перестройки. И поэтому для понимания современного знания (сознания) необходимо исследовать путь его исторического становления. Благодаря "Феноменологии духа" отдельное сознание поднялось к абсолютной идее, которая, собственно, и является предметом изучения философии Гегеля. Абсолютная идея (Бог) в своем развитии преодолевает такие ступени: сначала она разворачивается в собственной стихи — в чистом мышлении, следовательно, переходит в природу, но природа как не материальное, телесное отвечает сути и она создаёт сферу духа, то есть человеческую культуру, которая пребывает в историческом развитии. Следовательно, развитие идеи происходит по диалектической триаде - тезис (чистое мышление), антитезис (природа) и синтез (дух). Соответственно и система философии Гегеля распадается на "Логику" как науку о чистом мышлении, "Философию природы" и "Философию духа". Согласно принципа тождественности мышления и бытие Гегель провозглашает логику учением не только о мышлении, но и о формах бытия, поскольку сущностью бытия является мышление. Предметом его логики становятся категории. Но категории у Гегеля — это не априорные формы рассудка Канта. Они являются общими понятиями ума, моментами в развитии абсолютной идеи. Развитие идеи по ступеням (категориям) — от наиболее абстрактных и односторонних определений к конкретным и полным — составляет содержание логики. То есть Гегель пытался расположить все общие понятия в таком порядке, который отвечал бы логике развития любого знания. Самыми общими узловыми моментами этого порядка являются бытие, сущность и понятие. Действительно, любое познание предмета фиксирует в первую очередь его бытие (например, атом), дальше познание проникает в его сущность и формирует понятие (теорию атома). Потому логика Гегеля и распадается на три части — "Бытие", "Сущность" и "Понятие" Каждая из них, в свою очередь, также включает триаду. Например, "Бытие" делится на качество, количество, меру, которые опять же распадаются на триады. Благодаря этому предметом исследования "Логики" становится свыше 80 общих понятий, каждое из которых переходит в следующие и охватывает предыдущие. В частности, в "Бытии" Гегель рассмотрел взаимосвязь, как категории качества и количества, их переход в меру. В "Сущности" показано единство и взаимопроникновение противоположностей. "Понятие", как и вся система, построено на принципе отрицания. Переход количества в качество, взаимопроникновение (борьба) противоположностей и отрицание отрицания конуры вознесены в марксизме к рангу трех законов диалектики, которым пытались подчинить все явления мира. В "Логике" Гегеля оказалась гибкость понятий, их взаимозависимость, субординация по глубине проникновения в суть. Свою логику (как логику ума) он противопоставлял формальной логике Аристотеля, которую считал логикой рассудка. Попытка советских философов на основе "Логики" Гегеля, а также "Капитала" Маркса создать диалектическую логику, отличающуюся от традиционной аристотелевской, оказалась бесплодной. И все же "Логика"
2.Философия природы
Развитие абсолютной идеи Гегель считает
природу. Природа есть порождение абсолютной
идеи, ее инобытие. Порожденная духом,
природа не имеет независимого от него
существования. Так решается Гегелем основной
вопрос философии, хотя само это выражение
им не употребляется. При этом Гегель пытается
отмежеваться от традиционного религиозного
представления о сотворении мира. Абсолютная
идея на ступени логики существует, по
его словам, вне времени и пространства.
Не случайно эти категории отсутствуют
в его логике. Как говорит Гегель, неверно
рассуждать о том, что было раньше, а что
потом. Выражения «раньше» и «потом» не
подходят для данного случая. Они выражают
«чисто логическую» первичность и вторичность.
И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный,
а абстрактная идея мирового разума, он
все же не отказывается от христианского
догмата о сотворении мира.Природа интересует
Гегеля не сама по себе, а как необходимый
этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями
в природе он считает механику, физику,
органику. Переход от неживой природы
к живой завершает чисто природный процесс.
Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития. Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектические догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.
3. Философия духа
Философия духа, представляющая
собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная
идея как бы пробуждается, освобождается
от природных уз и находит свое выражение
в абсолютном духе. Человек — часть природы.
Однако человеческий; дух — продукт не
природы, а абсолютного духа. Да и сама
природа порождена духом. «Для нас дух
имеет своей предпосылкой природу, он
является ее истиной, и тем самым абсолютно
первым в отношении ее. В этой истине природа
исчезла, и дух обнаружился в ней как идея,
достигшая для-себя-бытия». Саморазвитие
духа идет по трем ступеням. Первая - «субъективный
дух»- индивидуальное человеческое сознание,
подразделяющееся на три вида: антропологию,
феноменологию и психологию. Вторая ступень
«объективный дух» — человеческое общество
и три его главные формы: право, нравственность,
государство. Последняя ступень — «абсолютный
дух»-включает искусство, религию, философию.
4.Диалектика Гегеля
Гегеля остаётся непревзойденным образцом
диалектики; разработанный им диалектический
метод является одним в из самых продуктивных
в философии. Уязвимым аспектом диалектически
логика Гегеля является то, что она навязывает
свою схему общих понятий (категорий) любому
предмету. Она не выводит категории из
развития предмета, а пытается извне привнести
их в предмет. Логика, ограничивающая действительность,
предстаёт как панлогизм. Однако не следует
отрицать и положительной стороны диалектической
логики. Именно благодаря ей общие понятия
(необходимость и случайность, тождественность
и отличие и др.) мыслятся во взаимосвязи,
в переходах. Содержание этих понятий
через их соотношение приобрело ту определенность,
которая выскальзывала из рассудочного
и будничного мышления.
В философии Гегеля следует четко различать диалектический метод и систему, которые противоречат друг другу, находятся в противоречии, которое проявляется в таких моментах.
1. Метод выходит из признания всеобщности развития. Система же отрицает всеобщее развитие, поскольку природа развивается лишь в пространстве, а не во времени. Система требует ограничения развития.
2.Метод основан на признании всеобщности
противоречия. Система же требует решения
всех противоречий и установления непротиворечивого
состояния.
3. Метод требует соответствия
движения мысли состоянию, характерному
для реальных процессов. Система
же предусматривает
4. Метод требует постоянного
превращения действительности, а
система — неизменности
Заключение
Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу - метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Гегель справедливо упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека.
Список литературы:
1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч.1,2,3. М., Л., 1929
2. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937
3.Философия: Курс лекций. – К., 1994