Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:08, реферат
Генри Дэвид Торо (1817–1862), американский писатель и философ, родился 12 июля 1817 года в Конкорде (штат Массачусетс), в семье ремесленника. Его дед со стороны отца — француз с острова Джерси, переселившийся в Америку накануне Войны за независимость; мать — шотландского происхождения.
За исключением четырех лет, затраченных на обучение Гарвардском университете (1833–3837), и шести месяцев, проведенных на Стейтен-Айленд в 1843 году, Генри Торо всю жизнь провел в Конкорде. Конкорд прославился еще во время Войны за независимость, но известности городу добавил и тот факт, что в нем жили и работали такие люди, как Р. У. Эмерсон, А. Олкотти Н. Готорн.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные события в жизни Г. Торо и его произведения………………….4-6
"Уолден или Жизнь в лесу"………………………………………………...6-7
"О долге гражданского неповиновения"…………………………………..7-8
Неделя на реках Конкорд и Мерримак"…………………………………...8-9
Заключительный аккорд ……………………………………………………..9
Глава II.Теоретические истоки учения……………………………………………10-13
Глава III.Символическое мировоззрение…………………………………………….14
3.1 Романтическая картина мира……………………………………………..14-17
3.2 Мифологический закон "Обновления"………………………………..…17-20
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
Реферат
По философии на тему:
«Философия Генри Торо»
Выполнила:
Студентка 1 курса ИП, БПСЭ
Елизаркина Алёна
Проверила:
к.с.н., доцент каф. Философии
Данченко-Морозова М.В.
2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Основные события в жизни Г. Торо и его произведения………………….4-6
Глава II.Теоретические истоки учения……………………………………………10-13
Глава III.Символическое мировоззрение……………………………………………
3.1 Романтическая картина мира……………………………………………..14-17
3.2 Мифологический закон "Обновления"………………………………..…17-
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Введение
Генри Дэвид Торо (1817–1862), американский писатель и философ, родился 12 июля 1817 года в Конкорде (штат Массачусетс), в семье ремесленника. Его дед со стороны отца — француз с острова Джерси, переселившийся в Америку накануне Войны за независимость; мать — шотландского происхождения.
За исключением четырех лет, затраченных на обучение Гарвардском университете (1833–3837), и шести месяцев, проведенных на Стейтен-Айленд в 1843 году, Генри Торо всю жизнь провел в Конкорде. Конкорд прославился еще во время Войны за независимость, но известности городу добавил и тот факт, что в нем жили и работали такие люди, как Р. У. Эмерсон, А. Олкотти Н. Готорн.
Г. Торо — исключительно многогранная и многоплановая личность, в разных странах и в разное время к нему относились неоднозначно и не всегда рассматривали в первую очередь как литератора или общественного деятеля. В США и Канаде наиболее ценят идеи Торо как теоретика природоохранной деятельности. Г. Торо первым в западной культурной традиции стал говорить о дикой природе как о нравственной и свободной сущности, которую именно за это и нужно ценить.
Глава I. Основные события в жизни Г. Торо и его произведения
С ранних лет мальчику была привита
трепетная любовь к природе. Особая
заслуга в этом принадлежала матери.
Большую часть времени юный Торо
проводил вне дома - в лесу, в полях, на
берегу реки. Близкие отмечали необычную
для его возраста склонность к созерцательности,
и даже самоуглубленности. Кроме природы
излюбленной темой в семейном кругу была
религия. В оживленных и даже порой бурных
дискуссиях обсуждались преимущества
и недостатки двух соперничавших тогда
религиозных направлений: тринитарианства
(пуританизма) и унитарианства.
Годы формирования взглядов молодого
Торо пришлись на бурный период религиозных
распрей - "развенчание Жана Кальвина"
и утверждение унитарианства, которое
в большей степени отвечало интересам
прогрессировавшей новоанглийской буржуазии.
Достигнув официального совершеннолетия,
Торо выносит собственное суждение в споре
протестантских сект: получив налоговый
лист унитарианской церкви, он отказался
уплачивать подать и заявил о выходе из
этой общины. Однако он не присоединился
ни к какой другой и за Торо с тех пор прочно
укрепилось прозвище "безбожник".
Когда перед смертью его все же спросили,
приготовился ли он к "другому" миру,
он ответил: "Не стоит думать о двух
мирах сразу". Еще более решительно
будущий философ отвергал торговлю, свою
вторую наследственную профессию, рассматривая
ее как одно из главных зол современной
ему эпохи.
В 1827-1830 гг. Торо учился сначала в Конкордской
академии, а затем в лицее. В 1883 г. Торо
поступил в один из старейших в США, Гарвардский
университет, расположенный В городке
Кэмбридж, недалеко от Бостона.
Он настойчиво изучал античную культуру,
древние и современные языки, литературно-философские
памятники прошлого, а также сочинения
новейших авторов. В его небольшой личной
библиотеке книги были подобраны самым
тщательным образом. Современные исследователи
в целом справедливо отмечают неоригинальный
характер университетских сочинений Торо.
Но университетские сочинения Торо говорят
и о другом: о самостоятельных попытках
их автора суммировать знания, полученные
в аудитории, о начавшемся влиянии на него
трансцендентализма, о последовательном
стремлении к самообразованию.
В 1837 г. Торо написал дипломное эссе "Коммерческий
дух" и в публичной дискуссии защитил
его. Согласно часто повторяемой легенде,
он отказался получить диплом, не желая
платить необходимые в подобных случаях
пять долларов пошлины. Вскоре после окончания
университета. Торо поступил учителем
в конкордскую школу. Однако проучительствовал
он всего несколько недель. Дело в том
что американских школах господствовала
система телесных наказании, что противоречило
педагогическим принципам Торо и побуждало
его к довольно резким выступлениям против
данной системы. Совет попечителей школы
вынудил Торо оставить место, ибо своевольный
учитель причинял слишком много хлопот.
В последующие месяцы экономическая депрессия,
достигшая в 1837г. своего пика, сделала
почти бесперспективными для Торо поиски
работы. Даже тихий провинциальный Конкорд
испытывал на себе последствия охватившего
страну экономического кризиса.
Экономический кризис 1837 г. вызвал массовую
безработицу. Положение осложнилось начавшимся
в штатах Новой Англии аграрным переворотом.
Разорялись мелкие фермерские хозяйства,
а их бывшие владельцы пополняли армию
городского пролетариата. Конкорд, окруженный
фермами и полями, стал свидетелем этого
трагического и болезненного явления.
Житель провинциального городка, Торо
между тем чутко реагировал на все изменения
социальной действительности. Ни одно
проявление зла, несправедливости, политиканства
не могло оставить его равнодушным. Повышенная
чувствительность к вопросам нравственности
имела важнейшее значение для формирования
его мировоззрения. Именно в 1837 г., 22 октября,
Торо сделал первую запись в своем дневнике.
Почти полностью дошедший до наших дней
"Дневник" - одно из интереснейших
произведений литературно-философского
и природоведческого жанра XIX в. Почти
ежедневно в нем заполнялось несколько
страниц. За двадцать пять лет "Дневник"
превратился в объемистую рукопись. В
1838 г. Торо с помощью своего старшего брата
Джона открыл частную школу. Она имела
успех и хорошо посещалась. Педагогические
методы Торо полностью исключали телесные
наказания, уже одно это было радикальным
новшеством. Школа просуществовала около
трех лет. В том же 1838 г. Торо прочитал свою
первую лекцию перед аудиторией Конкордскогр
лицея - местного просветительского лектория.
В дальнейшем в течение всей жизни Торо,
как правило, один-два раза в год выступал
с лекциями по философии, природоведческим
и социально-политическим вопросам. Как
лектор Торо пользовался заметным успехом,
несмотря на глухой, слабый голос аудитория
не без интереса слушала описания знакомой
ей окрестной природы однако как только
оратор приступал к философским темам,
слушатели начинали перешептываться:
трансцендентальная философия не вызывала
у них энтузиазма.
Еще по возвращении домой после окончания
Гарварда Торо познакомился с Элен Сьюол,
дочерью унитарианского священника. В
ноябре 1839 г. Генри в письме делает ей предложение
и получает холодный отказ. На решение
девушки, явно симпатизировавшей Торо,
главное влияние оказало мнение ее родителей:
правоверные унитариане считали Торо
"одним из радикалов".
1.1 "Уолден или Жизнь
в лесу"
К середине 40-х годов мировоззрение Торо
эволюционирует в сторону индивидуализма.
Смерть старшего брата, неудача попыток
определить свое место в обществе, непонимание
со стороны большинства членов Трансцендентального
клуба - таковы внешние обстоятельства,
побуждавшие Торо к постоянному размышлению
о преимуществах одиночества и уединенной
жизни. Разумеется, для этого были и внутренние
причины - своеобразная социально-философская
логика, которая привела мыслителя к утверждению
идеала эскейпизма, ухода от действительности.
В День независимости, 4 июля 1845 г., Торо
поселяется в хижине на берегу Уолденского
озера, стремясь на практике осуществить
принципы упрощения жизни и продемонстрировать
личную независимость от экономической
системы чуждого ему общественного уклада.
Торо провел на Уолдене два года и два
месяца. Главным итогом этих лет была начерно
написанная книга "Уолден, или Жизнь
в лесу" - основное сочинение Торо, подлинный
шедевр мировой литературы, не принесший,
однако, славы автору при его жизни. Окончательный
вариант книги был написан много позднее
уолденского периода, уже после возвращения
Торо в Конкорд, а опубликована она была
только в 1854г.
"Уолден или Жизнь в лесу" не просто
отчет о времени, прожитом в лесной обители.
В сложной художественно-философской
форме в трактате раскрывается мировоззрение
автора, излагаются элементы его космологии,
концепции природы и человека, взгляд
на общество и прогресс цивилизации. Поразителен
диапазон художественно-философских методов,
примененных Торо: от сенсуалистического,
в духе Локка, до крайне абстрактного,
символического истолкования действительности.
И все это покоится на принципе трансцендентной
духовности, пронизывающей бытие мира.
Сугубо философский анализ "Уолдена"
осложнен наличием в тексте мифологических
напластований и мифотворческих тенденций.
Непрестанное стремление автора прочувствовать
и до глубины понять феноменальный мир
привело к причудливому результату, совмещающему
в себе диаметрально противоположные
элементы - как методологические, так и
собственно содержательные.
1.2 "О долге гражданского неповиновения"
В конце июля 1846 еще находясь
на бepery Уолдена, Торо на несколько часов
отправился в Конкор для того, чтобы забрать
из починки башмаки. На улице городка он
был арестован и препровожден в тюрьму
за неуплату федерального налога. Отказ
от уплаты государственных пошлин и налогов
был для Торо своеобразной формой протеста
против политики, правительства, фактически
поощрявшего рабство негров и начавшего
захватническую войну в Мексике. Наутро
кто-то из доброжелателей, к огромному
неудовольствию Торо, заплатил требуемую
сумму, и Торо освободили. Ночью, проведенной
в городской тюрьме у философа родился
замысел трактата, в котором бы давалась
всеохватывающая нравственно-политическая
характеристика отношений индивида и
государства. Позднее этот замысел реализовался
сначала в лекции "О сопротивлении гражданскому
правительству", а затем и в эссе "О
долге гражданского неповиновения"
(1848).
Это эссе - второе произведение, благодаря
которому духовное наследие Торо стало
в XX в. предметом пристального внимания.
Эссе родилось не как плод абстрактных
размышлений, а как страстный решительный
ответ на конкретные явления текущей политической
жизни, но ответ, написанный философом,
который за отдельным и индивидуальным
видел неизмеримо большее. Глубокий интерес
Торо к социально-философским темам был
созвучен современной ему эпохе, отмеченной
становлением в США движения за отмену
рабства.
Мысль Торо искала пути, отличные от общепринятых
методов рассмотрения отношений личности
и государства. Философ как бы выносит
духовный мир личности за пределы системы
государственно-правовых отношений и
максимально противопоставляет их. При
этом последовательное критическое отношение
к американской действительности стало
у Торо основой не революционной программы,
а учения о непротивлении злу насилием,
пацифизма.
1.3 Неделя на реках
Конкорд и Мерримак"
В 1849 г. была опубликована книга Торо "Неделя
на реках Конкорд и Мерримак". События
ее относятся к 1839 г. Каждому дню путешествия
по Массачусетсу, совершенного Торо с
братом, в книге соответствует отдельная
глава. В целом сочинение свидетельствует
о том, что Торо как писатель достиг уровня
"большой" литературы. Его талант
окреп и стал зрелым. Книга оказалась первым
крупным произведением Торо, увидевшим
свет при жизни автора. Помимо пейзажных
зарисовок здесь помещены также рассуждения
на отвлеченные философские, религиозные
и литературные темы. Эти фрагменты занимают
около половины объема всей рукописи.
"Неделя" более, чем другие сочинения
Торо, проникнута идеями трансцендентализма;
много места автор уделяет изложению трансценденталистской
концепции человека. В отрывке о религии
Торо развивает взгляды, весьма озадачившие
его благочестивых читателей: критике
подвергается вся система христианства.
1.4 Заключительный
аккорд
В Бостоне в 50-е годы существовал
"Кружок Паркера", объединявший решительных
сторонников освобождения негров. В
него помимо Теодора Паркера входили
Торо и многие друзья последнего - Эмерсон,
Олкотт, Уильям Чаннинг. Антирабовладельческие
настроения охватили и жителей Конкорда.
Все члены семьи Торо разделяли взгляды
аболиционистов. Сам Торо был активным
сторонником движения: он участвовал в
так называемой подземной дороге, т. е.
помогал переправляться в Канаду беглым
рабам, критиковал рабство в своих теоретических
и публицистических сочинениях.
Резкое ухудшение здоровья-хронический,
бронхит перешел в активный легочный процесс
- заставляет Торо в мае-июне 1861 г. поехать
в штат Миннесота, чтобы испытать последний
способ лечения - смену климата. Посетив
по дороге Ниагарский водопад и Чикаго,
Торо проводит в Миннесоте всего месяц.
Облегчения не наступило, и он возвращается
домой. Через год Торо уже не мог покидать
стены своего дома на Майн-Стрит в Конкорде.
Окруженный друзьями и учениками, недвижно
лежал он в своей комнате. День ото дня
увеличивался поток посетителей, и всем
Торо оказывал радушный прием. На вопрос
одного из благочестивых гостей, примирился
ли он с господом; Торо ответил: "А я
и не знал, что мы когдато-спорили". Шестого
мая 1862 г. Торо умер.
Глава II. Теоретические истоки учения
Идейным истоком философии
Торо стала протестантская этика. В трансцендентализме
вообще и во взглядах Торо в частности
ощущается влияние протестантского учения
о человеке, протестантской морали.
Религиозность Торо - сложный и спорный
вопрос. Философ не принадлежал ни к одному
из направлений протестантизма и никогда
не посещал богослужений. В сочинениях
Торо ссылки на Писание встречаются относительно
редко и никогда не используются в качестве
аргументов, а только как иллюстрации.
Следуя общему духу философии Платона,
Торо рассматривал идею божества как целиком
совпадающую с идеями всесовершенной
красоты, мудрости и нравственного блага.
Вплотную подходя к пантеизму, Торо утверждал,
что мир природы наполнен абстрактной
деперсонифицированной трансцендентальной
духовностью. Интуитивное обнаружение
этого божественного принципа не может
быть предметом деятельности какого-либо
сообщества людей-церкви, религиозной
общины; между абсолютом и человеком не
должно быть посредников.
И наконец, бог в понимании Торо - это лежащий
в основе бытия абстрактный абсолют, составляющий
канон этического и эстетического идеалов.
Здесь дает о себе знать определенная
близость к шеллингианству и немецкому
романтизму.
В этических взглядах Торо ощущается влияние
пуританизма (кальвинизма) и унитарианства-
двух относительно противоположных в
рамках протестантизма течений религиозной
мысли.
Идеи жесткого этического ригоризма, материального
и духовного аскетизма, а также идея нравственного
самосовершенствования стали ведущими-жизненными
принципами Генри Торо, причем мыслитель
отказался от их религиозного обоснования,
отвергнув кальвинистское учение об абсолютном
предопределении
и божественной благодати. Такой метод
"просеивания"религиозной идеологии
и выделения из нее "чистых" философских
элементов применялся Торо и к унитарианству.
Торо были близки многие этические установки
унитарианства с тем лишь различием, что
на место понятия "бог", где только
было возможно, он
ставил понятия "красота", "добро",
"мудрость". Однако для Торо был совершенно
неприемлем воинствующий консерватизм
унитарианства, затрагивавший все сферы
жизни, за исключением пожалуй, собственно
религиозно-догматической.
Унитарианство стало религией преуспевающих
в жизни. И Торо было с ними явно не по пути.
Существенное влияние на формирование
взглядов философа оказало также просвещение,
прежде всего американское.
Торо, пожалуй, более других своих коллегтрансценденталистов
был подвержен влиянию Просвещения. Выступая
с крайних романтических позиций против
существовавших в США политических институтов,
он постоянно обращался к чисто просветительским
аргументам. Как бы последовательно Торо-романтик
ни пытался доказать несущественность
социальной стороны жизни, То-
ро-просветитель опровергает его, утверждая
необходимость борьбы за демократизацию
американского строя, за просвещение народа.
Это внутреннее противоречие мировоззрения
Торо было одновременно важным источником
его философского развития, которое в
общем и целом шло в русле романтизма.
Еще одним источником философских воззрений
Торо стала культура Востока, которая
являлась предметом особого почитания
и даже преклонения со стороны трансценденталистов.
На Торо, большое впечатление произвел
открытыйим для себя примечательный факт
очевидного сходства идей восточных философов
и трансценденталистов при колоссальной
пространственной и временной отдаленности
двух цивилизаций. Это
подтверждало важнейший тезис мыслителя:
истинное знание вечно и абсолютно, оно
не устаревает и не изобретается, его можно
лишь заново открывать.
Восток стал для Торо символом вечной
и неизменной мудрости.
Несмотря на несомненную близость трансцендентализма
Торо к учениям некоторых школ древне-восточной
философии, не стоит преувеличивать роль
последних в формировании мировоззрения
мыслителя. По его собственным словам,
он завершил рукописи, связанные с китайскими
и индийскими священными книгами, после
того, как у него уже сформировались собственные
взгляды, близкие восточной философии".
По мнению У.Хардинга, "Торо нашел в
восточной литературе то, что было отражением
и подтверждением уже достигнутых им самим
идей и суждений". Но знакомство с восточной
фило-
софией, безусловно, существенно повлияло
на философские взгляды Торо.
Необходимо остановиться на античной
культуре. Влияние ее начало проявляться
еще в университетские годы философа.
Но и после окончания Гарварда Торо продолжал
расширять свои знания в области классической
филологии и философии. На его рабочем
столе всегда лежали томики Гомера, греческих
лириков (Пиндара и Анакреона) и драматургов,
прежде всего Эсхила
("Прикованный Прометей", "Семеро
против Фив"). Из философов Торо читал
Плутарха ("Сравнительные жизнеописания","Moralia"),
Ямвлиха ("Свод пифагорейских учений")
и Порфирия ("О воздержании от употребления
в пищу одушевленных существ").Среди
латинских авторов Торо предпочитал поэтов
-
Вергилия, Горация и Овидия.
В конце 50-х годов американского натуралиста
и философа привлекли трактаты неоплатоников,
а также натурфилософские и естественнонаучные
сочинения Аристотеля, Теофраста и Плиния
Старшего. Это отражало общую тенденцию
изменения философского мировоззрения
Торо - постепенное охлаждение к трансценденталистским
мотивам и возрастание интереса к естествознанию.
Однако
общая установка остается у Торо трансценденталистской:
великие памятники философской и художественной
мысли Торо чтил скорее как реликвии, окруженные
таинственным ореолом, чем как источники
непосредственных практических выводов.
"Илиада" символизировала для него
мудрость
в ее первозданном классическом виде.
Поэтому Торо взял поэму Гомера на берег
Уолдена, но именно поэтому он и не считал
нужным часто открывать эту книгу. В произведениях
мыслителей Древней Греции и Рима Торо
искал не решения
стоявших перед ним теоретических проблем,
но лишь подтверждения своих собственных
идей.
Обзор основных источников философского
мировоззрения Торо показывает, что его
разносторонняя образованность служила
почти всегда лишь фоном, но отнюдь не
основой его собственных открытий и достижений.
Прослеживая эволюцию интереса Торо к
произведениям того или иного философа
или писателя, почти всегда убеждаешься
в том, что мыслитель с поразительным и,
по всей видимости, непроизвольным упорством
сохранял оригинальность и самобытность
подхода к
прочитанному материалу; почти никогда
он послушно не следовал за логикой рассуждений
и аргументацией изучаемого автора, но
организовывал и упорядочивал прочитанное
согласно собственным теоретическим убеждениям.
Вот в чем причина характерной для Торо
"фрагментарности" и "мозаичности"
использования источников. При этом, разумеется,
отрицать влияние предшествующей философии
на Торо - столь же недопустимая крайность,
как и преувеличивать это влияние.
Глава
III. Символическое мировоззрение
3.1 Романтическая
картина мира
Торо очень близко подходил к символизму
в его немецком и новоанглийском виде.
"Объекты и явления природы,- писал он,-
суть оригинальные символы, или "образы,
которые выражают наши мысли и ощущения".
Творчество Торо -прекрасный пример воплощения
в жизнь шеллингианской концепции символа
как "органического" соединения идейности
и образности. Символизм Торо и романтиков
не был ни случайным, ни исключительным
явлением в истории философии.
В отличие от романтиков-символистов Германи
и Англии Торо не стремился во что бы то
ни стало противопоставить идеал той реальности,
которая его окружала. Символический метод,
полагал Торо, способен обнаружить идеал
в повседневном, ординарном бытии. "Мы
способны постичь божественное и высокое,
только если постоянно проникаемся окружающей
нас реальностью" . Однако при всем этом
символизм был в сущности идеалистическим
методом освоения действительности, а
это неизбежно приводило к противоречивости
его внутренней структуры, к искажению
общей картины мира."Супранатуралистическая"
подоплека символизма
логически влекла за собой спиритуалистические
колебания.
Символизм оказал существенное влияние
не только на метод, но и на структуру мировоззрения
Торо. Разделению мироощущения Торо на
чувственно-художественную и трансцендентную
сферы соответствовало структурное деление
бытия на область физического и метафизического
мира. Торо определял статус каждой из
этих областей в согласии с платоновской
объективно-идеалистической традицией.
Материальный (физический) мир реален,
но не существен в той мере, в какой существен
метафизический (трансцендентный) мир.
Однако, по мнению Торо, нельзя игнорировать
внешний эмпирический опыт, ибо только
он один делает
возможной связь с подлинной трансцендентной
реальностью. "Необходимо держать, свои
чувства остро отточенными, а сознание
в состоянии трепещущей готовности, чтобы
они в конечном результате смогли бы понять
принципы и идеи -
истинную реальность, к которой приплюсовываются
бесчисленные внешние факты".
Для человеческого ума внешняя реальность
есть конструкция, создаваемая сознанием
путем классификации, синтезирования
хаотического опыта освоения внешнего
мира. Сознание упорядочивает мир в его
постоянном бессистемном
становлении. Малозначимые сами по себе
факты внешнего опыта чрезвычайно ценны
как проявления (воплощения) общих идей.
Довольно четкое смысловое различение
сферы материи и сферы духа не влекло в
мировоззрении Торо полярного их разъединения.
Напротив, фундаментальнейшим тезисом
мировоззрения философа было утверждение
о "пронизанности" материи
духовным началом. Находясь на противоположных
полюсах, материя и дух в сфере физического
мира существуют в единстве.
Задача, которую поставил перед собой
Торо,-возвысить статус материального
мира, оставаясь в русле платоновской
традиции, была невыполнима. Но, пытаясь
решить ее, он вводит в контекст своего
мировоззрения мифологические элементы.
Сопряжение символических и мифологических
структурных уровнеи мировоззрения Торо
проходило на своем пути определенные
стадии.
Смысловыми элементами текстов Торо стали
символы: "озеро", "дерево", "небо",
"дом" и др. Но непререкаемое методологическое
требование заставляло Торо идти вглубь
и искать еще более простые элементы.Упрощение,
вернее, разложение на составляющие явлений
внешнего мира, истолкованных как символ,
было подчинено у Торо соответствующей
методологии. Философ вычленяет понятия
элементов мира ("первоэлементов"):
огня, воздуха, земли, воды. Таким образом,
происходит не только внутреннее, но и
внешнее соприкосновение с мифо- логическим
сознанием. Это непосредственно связано
с иррационалистическими сторонами мировоззрения
Topo. Торо вовлекает миф
в систему философского мировоззрения
потому, что, по его мнению, законы науки
вследствие рационально-понятийной формы
неадекватно описывают мир, и, кроме того,
он полагает, что подчинение системы символов
мифологическим законам
сообщает ей динамичность. "Элементы
мира" иоказались теми промежуточными
уровнями структуры мировоззрения Торо,
через которые шло "вживление" символа
в миф.
Какова же природа первоэлементов? Согласно
Торо, она двойственна. Повторяя общую
структуру символа, каждый из первоэлементов
заключал в себе две сферы-конкретную
(эмпирическую) и трансцендентную (отвлеченную).
Когда в фило-
софском контексте у него встречается
упоминание тех или иных "элементов
мира", это значит, что подразумеваются
прежде всего не материальные стихии в
их физическом аспекте, а некие образы,
имеющие опосредствованную символическую
связь с упомянутыми выше материальными
стихиями.
Торо следует схеме, выдвинутой еще Эмпедоклом.
Земля в иерархической системе символов
олицетворяет полную противоположность
духовному. Она - материал,
составляющий грязь; она тверда и безжизненна;наконец,
земля находится внизу, в направлении,
противоположном движению вверх. Неоплатонистская
подоплека подобных символико-мифологических
представлений не вызывает сомнений. При
этом груз отрицательной "ценности",
присущий земле как символу бездуховности,
переносится даже на социальные явления.
Так, о рабовладельческих законах США
Торо писал, что они принадлежат "грязи
и слякоти, находясь на одном уровне со
ступнями ног". Однако Торо, хотя и рисовал
землю инертной, безжизненной массой-материей,
признавал и ее значение в "символическом
мироздании. Земля, будучи веществом смерти
и разложения, одновременно становится
пассивной, но необходимой основой для
рождения и роста. Поэтому все живое, одухотворенное
(будь то растения, животные, люди), стремясь
оторваться от земли, не может в силу своей
сущности покинуть ее, не может жить и
развиваться без нее. Прекрасно знакомый
с достижениями естественных наук (и прежде
всего биологии), Торо вовсе не отрицал
их ценности. Но он следует своей философской
установке, согласно которой материальный
мир с необходимостью несет в себе присутствие
мира трансцендентного, мира подлинной
осмысленности и подлинных сущностей.
Поэтому многочисленные рассуждения Торо
по поводу явлений природы были не только
и не столько мыслями о конкретных феноменах
материальной дей- твительности, сколько
попытками уловить, сохранить и выразить
универсальный смысл природы с точки зрения
ее "трансцендентности" и "духовности".
И не удивительно поэтому, что Торо обращается
не к естествознанию (хотя он относился
к нему с большим уважением), а к философии,
облаченной в символико-мифологическую
форму, крайне условную и вместе с тем
художественно со- вершенную. Это сложное,
"двойное" измерение текстов Торо
надо иметь в виду всякий раз, когда речь
заходит об интерпретации тех или иных
высказываний американского философа
и писателя.
3.2 Мифологический
закон "Обновления"
Символический метод применялся философом
и при рассмотрении пространственно-временного
строения мира, что помогало ему за обыденными
вещами усматривать отвлеченные истины.
Исходная посылка постулирования пространства
сводится Торо к той идеальной точке, в
которой находится сознание человека,
переживающего мир, а время определяется
как идеальный момент - "моментальность",
также опирающийся на переживание окружающего
мира. Торо считал, что не изучение,а скорее
"переживание" пространства и времени
в их физической объективности дает возможность
увидеть символы, ведущие к постижению
трансцендентного мира,- в котором и пространство
и время теряют свое значение.На вопрос
"где?" Торо мог дать только один ответ:
в той точке пространства где в данный
момент находится внутреннее Я. Следуя
своему методу символического истолкования
свойств физического мира, Торо наделял
ме- тафорическим смыслом характеристики
физического пространства, в том числе
понятия вертикально- го и горизонтального
измерений. Вертикальное измерение, или
"линия индивидуального сознания в
каждом данном пересечении времени и пространства"
(70, 18), имеет два полюса, две крайние точки.
Одна из них - земля, основа всего происходящего
в физическом мире, мир природных яв-
лений в жизни человека, взятой в физико-физиологическом
(бездуховном) аспекте. Другой полюс, другая
точка - это точка звезды. Она символизирует
цель духовного становления, мир чистого
интеллектуального бытия. Вертикальная
линия
"земля - звезды" есть главная метафизическая
линия индивидуального сознания.
Движение вверх означает развитие. Вся
жизнь (история) природы и человечества,
отмечал Торо, есть стремление занять
и упрочить свое вертикальное положение
и приблизиться к звездам. Эти мысли философа
с очевидностью показывают, как
переплетаются в его мировоззрении различные
идейные факторы - мифолого-религиозные
и естественнонаучные; В духе христианства
Торо искал в
небесных сферах область господства идеала,
абсолютного духа. Но не без влияния современного
ему естествознания он изучал действие
Солнца на рост растений и живых организмов.
Причудливым сочетанием этих противоположных
факторов пронизаны взгляды Торо на важнейший
природный процесс - процесс роста. Для
Торо горизонтальное перемещение не есть
движение как таковое, это всего лишь
смена физической точки нахождения, не
сопровождаемая возникновением нового
позитивного качества. И если индивидуальное
развитие человека сопровождается вертикальным
ростом, то развитие сложных форм бытия
- скажем, коммерческой цивилизации-происходит
главным образом по горизонтали. Цивилизация
"расползается" вширь, а не растет.
Прикованность к физической поверх-
ностиземли свидетельствует об отсутствии
духовности Подобно тому как точка в пространстве
отождествлялась Торо со всей вселенной,
так и момент
переживания отождествляется с вечностью.
"Люди считают, что истина отдалена
от них пространством и временем, что она
где-то за дальними звездами, до Адама
и после последнего человека на земле.
Да, вечность заключает в себе высокую
истину. Но время, место и случай, все это
- сейчас и здесь. Само божество выражает
себя в настоящем мгновении, и во всей
бесконечности времен не может быть божественнее...
Вселенная всегда послушно соответствует
нашим замыслам"
(9, 115). Существенны для Торо только данный
момент и абсолютная вечность, сам же ход
времени теряет важность и трансцендентальную
значимость. "Мы занимаемся рассмотрением
времени, когда следует воздвигать вечность"
(10, 7, 212). "Время всего лишь река, куда
я забрасываю свою удочку. Я пью из нее,
но в это время вижу ее песчаное дно и убеждаюсь,
как она мелка. Этот мелкий поток бежит
мимо, а вечность остается. Я хотел бы пить
из глубинных источников, я хотел бы закинуть
удочку в небо, где дно устлано камешками
звезд" (9, 117).
Благодаря таким способностям человека,
как воображение, память и предвидение,
основывающимся на чутком наблюдении
внешнего мира и состояний сознания, человек
сводит в один фокус все пространственные
и временные характеристики
мира. Существует только миг глубокого
подлинного мирочувствования, все остальное
вторично, относительно и гипотетично,
полагал Торо.
В единой конструкции вселенной у Торо
сливались символизм физических явлений
и динамика материальных процессов. Однако
динамизм картины мира, присущий всем
романтикам, достигался Торо своеобразным
способом. Рост, рождение, борьба, разложение,
смерть - все эти природные процессы занимали
первостепенное место в его мировоззрении.
Следуя своему изначальному прин- ципу
признания подобия физического и метафизического
миров, сферы материи и духа, философ объединял
эти две области бытия одним законом, названным
законом "возрождения" (rebirth), или
"обновления".Закон "возрождения",
или "обновления", утверждает превосходство-неорганизованных
форм природы и духа над строго организованными,
примат динамики над стати- кой, внутренней
структуры над внешней формой, непрерывности
над дискретностью
Мир как видимый, так скрытый внутри человека
(дух), подчиняется ритмическим циклам
угасания и возрождения, которые "обновляют"
бытие. Человек - носитель духовного начала
- подчиняется в своей жизни, считал Торо,
тем же
циклам, что и органическая природа. Но
речь идет вовсе не о тождестве этих циклов,
а об их символическом подобии. Этой символикой
проникнуты
рассуждения Торо о таких явлениях природы,
как смена времен года, смена дня и ночи
(особый смысл приобретают утро и рассвет),
наконец, этапы человеческой жизни (рождение-детство-
возмужание - расцвет - старость).
Миф "обновления" и "возрождения"
природы, жизни и духа подчинил себе структуру
мировоззрения Торо, придав ей динамичность.
Закон "возрождения" и "обновления"
запределен и пространству и времени -
они "отпадают" от него
как несущественные. Для трансцендентной
реальности, по мысли Торо, нет времени,
но есть длительность, измеряемая пульсацией
циклов угасания и обновления. Процессы
возрождения (движиние вверх) сопровождаются
усилением духовного начала и, достигая
пика, сменяются движением вниз (отпадением
материи от духа) - эманацией.