Философия Григория Сковороды
Учение Сковороды о человеке
опирается на понятие «внутреннего
человека», которое в учениях
восточных отцов церкви говорит
о человеке как единении сердца
и ума, а также на понятие
«сродства», которое позже получило
развитие у славянофилов и
характеризовало целостное отношение
человека к миру. Обращение к
внутреннему человеку выделяет
особое исследовательское поле,
в котором всесторонне выясняются
феномен человека эмпирического,
сущность человека внутреннего
и принцип «познай самого себя»,
который направлен на то, чтобы
«вырвать сердце из клейкой
стихийности мира».
В основании метафизики человека Сковороды
лежит противопоставление внешнего
и внутреннего, что в целом
традиционно как для религиозной
антропологии, так и для антропологических
идей, современных Сковороде. Сковорода
считал, то внешнее таит в себе внутреннее,
скрывает его.
В анализе человека Сковорода высвечивает
две стороны проблемы его бытия.
С одной стороны, он рассматривает
человека в контексте структуры
бытия, объявляет его одним из
миров с микрокосмом. Но, взяв человека
как микрокосм, философ приходит
к необходимости рассмотреть
связь этого микромира и макромиром.
Для Сковороды это связь мистическая,
поэтому она дается либо как откровение
Бога человеку, либо как устремление
человека к Богу на дороге самопознания.
Здесь важно то, что эта связь,
как подчеркивают исследователи
творчества Сковороды (Эрн, Чижевский,
Зеньковский и др.), может быть
осмыслена только как символический
мир, что и делает Сковорода в
своем учении о Библии и архетипе
Наркисса. С другой стороны, сокровенный
характер этой связи вводит в философствование
Сковороды, как бы мы теперь сказали, экзистенциал
надежды. Надежда найти себя, истинно постичь
жизнь, т. е. стать счастливым, и тем самым
избежать «тлени» – вот второй аспект
анализа человека у Сковороды и предмет
хорошо разработанных им педагогических
идей. Таким образом, положение человека
в мире, по Сковороде, имеет два выражения:
объективное – в структуре мира, и субъективное
– для себя.