Философия Григория Сковороды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:40, доклад

Описание работы

Учение Сковороды о человеке опирается на понятие «внутреннего человека», которое в учениях восточных отцов церкви говорит о человеке как единении сердца и ума, а также на понятие «сродства», которое позже получило развитие у славянофилов и характеризовало целостное отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

Философия Григория Сковороды.docx

— 12.69 Кб (Скачать файл)

Философия Григория Сковороды

 Учение Сковороды о человеке  опирается на понятие «внутреннего  человека», которое в учениях  восточных отцов церкви говорит  о человеке как единении сердца  и ума, а также на понятие  «сродства», которое позже получило  развитие у славянофилов и  характеризовало целостное отношение  человека к миру. Обращение к  внутреннему человеку выделяет  особое исследовательское поле, в котором всесторонне выясняются  феномен человека эмпирического,  сущность человека внутреннего  и принцип «познай самого себя»,  который направлен на то, чтобы  «вырвать сердце из клейкой  стихийности мира». 

В основании метафизики человека Сковороды  лежит противопоставление внешнего и внутреннего, что в целом  традиционно как для религиозной  антропологии, так и для антропологических  идей, современных Сковороде. Сковорода считал, то внешнее таит в себе внутреннее, скрывает его.

В анализе человека Сковорода высвечивает  две стороны проблемы его бытия. С одной стороны, он рассматривает  человека в контексте структуры  бытия, объявляет его одним из миров с микрокосмом. Но, взяв человека как микрокосм, философ приходит к необходимости рассмотреть  связь этого микромира и макромиром. Для Сковороды это связь мистическая, поэтому она дается либо как откровение Бога человеку, либо как устремление  человека к Богу на дороге самопознания. Здесь важно то, что эта связь, как подчеркивают исследователи  творчества Сковороды (Эрн, Чижевский, Зеньковский и др.), может быть осмыслена только как символический  мир, что и делает Сковорода в  своем учении о Библии и архетипе Наркисса. С другой стороны, сокровенный характер этой связи вводит в философствование Сковороды, как бы мы теперь сказали, экзистенциал надежды. Надежда найти себя, истинно постичь жизнь, т. е. стать счастливым, и тем самым избежать «тлени» – вот второй аспект анализа человека у Сковороды и предмет хорошо разработанных им педагогических идей. Таким образом, положение человека в мире, по Сковороде, имеет два выражения: объективное – в структуре мира, и субъективное – для себя.

 


Информация о работе Философия Григория Сковороды