Философия и ее роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 17:06, реферат

Описание работы

Философия – любовь к мудрости. Этот термин возник в Древней Греции.
«София» - в переводе с греческого, означает мудрость.
Мудрость- рассуждение, философствование.
Впервые слово «философ» употребил Пифагор (580-500 г до н.э.) – человек, стремящийся к получению знаний, к правильному образу жизни.
В европейской культуре закрепилось понятие «философия», истолкованное Платоном (427-347 г до н.э.): любовь к мудрости.

Содержание работы

1. Предмет философии
2. Место и роль философии в культуре
3. Методы философии и ее функции

Файлы: 1 файл

1.Философия и ее роль в жизни человека.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Философия и ее роль в жизни человека.

План:

1. Предмет философии

2. Место и роль философии  в культуре

3. Методы философии и ее функции

Введение

Философия – любовь к мудрости. Этот термин возник в Древней Греции.

«София» - в переводе с греческого, означает мудрость.

Мудрость- рассуждение, философствование.

Впервые слово «философ» употребил Пифагор (580-500 г до н.э.) – человек, стремящийся к получению знаний, к правильному образу жизни.

В европейской культуре закрепилось понятие «философия», истолкованное Платоном (427-347 г до н.э.): любовь к мудрости.

В Древней Греции были благоприятные условия для развития философии:

1. в Древней Греции  активно развивались школы →  большое количество грамотных  людей

2. существовал определенный слой людей, не занимавшихся физической работой; их основным занятием было философствование;

3. в Древней Греции  почитались люди, занимающиеся интеллектуальным  трудом. К ним прислушивались, и они занимали определенные должности в управлении государством.

Древнегреческие философы стремились познать вечную истину, указывающую правильный путь жизни. Можно сделать вывод о том, что их волновали вопросы первопричины (появление всего), проблемы всеобщего устройства. Философия ставила своей целью познание истины, т.е. первоначало вечного и неизменного бытия.

Философы Древней Греции затрагивали все стороны жизни, поэтому философия выступала ”как наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины” (Аристотель).

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

В античности философия объединяла все науки. И лишь Аристотель по мере развития научной мысли выделил из философии теоретические, практические и прикладные науки.

 

ФИЛОСОФИЯ

теоретическая    практическая   прикладная 

-математика     - физика    - ремесла

-метафизика

В процессе исторического развития, когда наука конкретизировалась, философия превратилась в самостоятельную дисциплину.

СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФИИ:

1. философия обладает  всеобщностью и абстрактностью

2. философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности

3. философия формирует  ценностные ориентиры людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На все смысловажные вопросы дает ответы философия.

1. ПРЕДМЕТ  ФИЛОСОФИИ

Предмет философии – круг вопросов, которые изучает философия.

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ:

1 раздел: Онтология – учение о бытии

2 раздел: Гносеология – учение о познании

3 раздел: Человек

4 раздел: Общество

2.МЕСТО  И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяется три основных формы мировоззрения:

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Философское

Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере  в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

Философское мировоззрение – отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяется 4 компонента:

1. Познавательный

2. Ценностно-нормативный

3. Эмоционально-волевой

4. Практический

Философское мировоззрение имеет определенную структуру:

1 уровень: Элементарный – совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания

2 уровень: Концептуальный – включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3 уровень: Методологический – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло 3 стадии эволюции:

1. Космоцентризм

2. Теоцентризм

3. Антропоцентризм

Философское мышление – это мышление теоретическое и оно близко к научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница – философское сознание противопоставлено обыденному сознанию.

 

Обыденное сознание

Философское сознание

1. Определяется жизненными потрясениями, частичными мелкими проблемами(требует ситуация), отсутствует внутренний стержень, план, логика.

1. Мышление принципиально  отгорожено от прозы жизни, от  лишних забот жизни. Для теоретического  занятия человек должен создать  себе досуг. Не может существовать  без фундаментальной науки. Философия  должна отрицать политическую ангажированность (зависимость).

2. Предмет обыденного  сознания всегда соразмерен человеку. Круг вещей человеком постигается  через чувства, интуицию. В обыденном  сознании нет четкого определения  вещам и явлениям, оно скользит  по поверхности.

2. Ученый думает об обыденных вещах, но они приобретают необыденное значение.

3. Оперирует образами  знакомых предметов, слова не  имеют четко очерченного смысла, речь полна сокращений, наполнена  субъективностью, эмоциональностью, часто  не аргументируется.

3.В теоретическом мышлении возникают мысленные конструкции. Возникает ряд последующих шагов, заданных определенной целью. Вырабатывается особый язык, термины имеют однозначный смысл. Исключена эмоциональность и субъективность.

4. Опирается на устную  речь, никто не запоминает, не записывает свои мысли, часто используются устные традиции.

4.Любое положение доказывается, опираясь на запись и логику.


 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА:

1. Афоризм (Лукреций Кар  «О природе вещей»)

2.Диалог (Платон «Диалоги  с Сократом»)

3.Система (постановка проблемы, исследование противоречий и  версий различных сторон, формулировка  определенных решений). Впервые использовали  Аристотель и Парменин.

4. Рассказ (Платон, Аристотель)

5. Письмо (Сенека, Чаадай)

6. Эссе (среднее между научным исследованием и поэмой в прозе)

3. МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

1. Диалектика

2. Метафизика

3. Догматизм

4. Эклектика

5. Софистика

6. Герменевтика

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая

3. Мыслительно-теоретическая

4. Гносеологическая

5. Критическая

6. Аксеологическая

7. Социальная

8. Воспитательно- гуманитарная

9. Прогностическая

10. Общекультурная

11. Практическая

Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая – познавательная.

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная – эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

 

Вопросы:

1. Стадии развития  философского мировоззрения?

2. Что такое герменевтика?

3. Основные формы  мировоззрения?

4. Почему философия  активно развивалась в Древней  Греции?

 

 

Список основной литературы:

Введение в философию. 2-е изд. М.,2002

Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). М.,1992. Гл.2.

Двадцать лекций по философии./ Под ред. Н.Я. Лойфмана. Екатеринбург,2001

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.,1972

Многообразие жанров философского дискуса: Учебное пособие. / Под ред.  В.И.Плотникова. Екатеринбург, 2001

Список дополнительной литературы:

Анахт Д. Определения философии. // Соч. М., 1975

Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978

Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993

Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М.,1985

Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997

 

Категориальный анализ понятий:

*Философия- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

*Предмет философии – круг вопросов, которые изучает философия.

*Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере  в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

Философское мировоззрение – отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно(имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

*Философское мышление – это мышление теоретическое и оно близко  научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница – философское сознание противопоставлено обыденному сознанию.

*Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека