Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:56, реферат
Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.
Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.
Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Сценариев будущего великое множество. Это и библия, и пророчества Нострадамуса, утопии сциентистов и антиутопии антисциентистов. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.
Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, ибо благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.
Глобальные проблемы современности в контексте
будущего человечества
В предыдущих темах неоднократно звучала мысль о сложности, многогранности процесса развития и той значительной роли, которую играет в нем человек. Результатом участия в нем стали не только созданные блага, но и многочисленные трудности, с которыми сталкивается природа и сам человек в результате своей активной преобразующей деятельности. В настоящее время, именно о них принято говорить как о глобальных проблемах современности. К ним относятся такие как экологические, войны и мира, демографические, болезней, преступности и некоторые другие.
Остановим внимание на названных и, в первую очередь, на экологической проблеме, в силу тех причин, что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.
Поэтому , как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру. В ней выделяются (см. схему № 3):
1. Геосфера - поверхность Земли, как необитаемая, так и пригодная для жизни человека.
2. Биосфера - совокупность живых
организмов на поверхности, в
недрах и атмосфере нашей
3. Космосфера - околоземное космическое пространство, в котором уже находятся созданные людьми космические аппараты, а также та область космоса, которая может быть заселена землянами в исторически обозримое время и являющаяся объектом интенсивных научных исследований.
4. Ноосфера («ноо» - разум) - область разумной деятельности человека, онрделяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации.
5. Техносфера - («техне»-искусство, мастерство,
умение). Представляет собой
С целью их разгадки, все сферы взаимоотношений природы и человека были условно разделены на естественную и искусственную среды обитания.
В естественную оказались включенными гео-, био- и космосфе-ры. Она обладает очень большим диаметром, и в нее концентрически вложена искусственная среда обитания, включающая в себя техносферу. В едином их центре находится сам человек, а следовательно, и ноосфера. Радиус естественной среды обитания постоянно расширяется за счет неосвоенной человеком живой природы , а также ноосферы. И, конечно, же воздействие, которому подвергается естественная среда обитания, не может не вызывать у нас опасения за жизнь на Земле, и, в первую очередь, самого человека. Ведь он является биологическим существом, а следовательно, не может жить вне природы.
Переживания за будущее нашей цивилизации сделали искусственную и естественную среды обитания объектом исследований многих ученых и, в частности, выдающегося представителя русской науки В.И.Вернадского (1863-1945 гг.). Его, в первую очередь, интересовали процессы, протекающие в биосфере и ноосфере. Среди идей, высказанных им и представляющих для темы нашего обсуждения наибольший интерес, стало утверждение о том, что ноосфера не является самостоятельным образованием, а последним из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории Земли. Процесс этот как раз и происходит в настоящее время.
Своеобразным продолжением мифических представлений наших древних предков о ней как о живом существе стали заявления некоторых современных ученых о необходимости восприятия биосферы как сложного организма, функционирующего разумно и по определенным законам, а поэтому способного достаточно активно влиять на многие из процессов, протекающих на нашей планете.
Одна и другая точки зрения, несмотря на их оригинальность, вне всякого сомнения, несут в себе большой заряд оптимизма и веру в способность РАЗУМА преодолеть глобальные проблемы современности и, в частности, экологическую.
Благодаря выше рассмотренным подходам, удается совсем по иному взглянуть на взаимодействие искусственной и естественной сред обитания как на части одного целого, а не неприемлющие друг друга. Но, справедливости ради, следует отметить, что на экологическую проблему существуют и другие точки зрения. В них открыто выражается тревога по тому поводу, что развитие техносферы, какими бы оно благами не оборачивалось для человека, должно иметь пределы, за которыми гибель природы может оказаться неизбежной. Опасения подобного рода, конечно, имеют под собой достаточно прочное основание. Гений человека, его разум, стремление к самовыражению и свободе творчества позволили за сравнительно короткий исторический отрезок времени пройти нелегкий путь от младшего, и чаще бесполезного, партнера до возжелавшего стать господином над всеми. Но насколько основательны эти претензии?
Ответы же на этот вопрос следуют порой самые противоречивые. Например, достаточно большая группа последователей технического сциентизма связывает загрязнение почв, воды, гибель лесов, уменьшение озонового слоя Земли не только с результатом производственной деятельности людей, но и с несовершенством самой природы, обладающей рядом принципиальных изъянов. Поэтому выход из экологического кризиса связывается ими с организацией экологического производства, призванного улучшить и усовершенствовать природу в интересах человека, то есть ими фактически предлагается вариант создания искусственной среды взамен «не оправдавшей надежд» человека естественной. Спорность такой точки зрения заключается:
- в отсутствии доказательств
несовершенства природы по
- в опасности нарушения
- в вероятности более быстрого
приспособления к
- в отсутствии способов точного
прогнозирования и оценки
- сохранения и поддержания
- признания неизбежности научно-
К достоинствам такого подхода относится осознание современными исследователями негативных последствий развития техносферы и для самого человека, которые могут принять даже необратимый характер. Все чаще они проявляются в изменениях наследственности, мутациях, постоянных перегрузках его организма и психики. Ведь изменение жизни, которое происходит у людей в растуших городах, рост ее темпов сопровождаются:
- стрессом, т.е. чрезвычайным возбуждением нервной системы человека,
- депрессиями, характеризующимися
снижением жизненной
Наблюдения над человеком, подвергающимся активному негативному воздействию техносферы, зафиксировали снижение у него слуха, падение работоспособности, снижение умственной активности, заболевание нервной системы и пр.
Но существует ли наиболее оптимальные варианты гармонизации выработки механизма сосуществования естественной и искусственной сред обитания? По мнению В.И.Вернадского и его последователей, человечеству следует объединить свои усилия в следующих направлениях:'
1. Заселения людьми всей планеты,
которое продолжается с
2. Резкого преобразования
3. Усиления политических
4. Преобладания геологического
воздействия человека над
5. Расширения границ биосферы за счет выхода человечества в космос, что с возрастающей интенсивностью и происходит в последние десятилетия.
6. Открытия новых источников энергии. Их число также растет за счет использования ядерной, солнечной, ветровой, термальных источников и т.д.
7. Равенства людей всех рас и религий.
8. Увеличения роли народных масс в решении вопросов внутренней и внешней политики.
9. Обеспечения свободы научной мысли и научного творчества от давления религиозных, философских и политических настроений и создания в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли, для реализации которых человечеству предстоит еще приложить немало усилий.
10. Подъема благосостояния
11. Разумного преобразования
12. Исключения войн из жизни
общества. Это условие В.И.Вернадский
считает чрезвычайно важным
Почти все из названных условий постепенно выполняются, но с разной степенью эффективности. Синтез этих процессов, протекающих в направлении гармонизации человеческого сообщества и природы , получил название коэволюции. С нею связывается взаимное приспособление друг к другу человека и природы, а биосферы - к человеку и к техносфере. Но эти процессы протекают очень сложно, и Неоднозначно характеризуются специалистами. В частности, серьезные опасения у них вызывают проблемы, которые могут возникнуть с развитием биологических и информационных технологий.
Первая из них, биологическая, связана с генной инженерией, т.е. с открытием возможности создания человеком новых комбинаций ДНК, благодаря чему он сможет «переписывать» наследственную информацию и создавать новые гены, а следовательно, и «конструировать» принципиально новые живые существа, способные отрицательно повлиять на существование живой природы.
Информационная технология позволяет создавать различные и, в том числе, автономные .системы искусственного интеллекта, которые уже сейчас оказывают воздействие на формирование мировоззрения и системы культурно-духовных ценностей и ориентации у значительной части населения нашей планеты. Это отражается и в активных исследованиях в направлении разработки моделей роботов новых поколений, способных радикально изменить формулу хода эволюции, которая может выглядеть следующим образом: «живая природа - человек - роботы 3-го поколения и системы искусственного интеллекта».
Таким образом, экологическая проблема является очень актуальной для всех живых существ и организмов, населяющих нашу планету. Границы ее очень широки и выходят далеко за рамки ее самой, в чем не трудно убедиться при анализе выше описанных двенадцати условий сохранения биосферы Земли, названных В.И. Вернадским (см.схему № 5).
Обратимся, хотя бы, к проблемам войны и мира. Известно, что на протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.
В нынешнем столетии у всех живущих на нашей планете и потрясенных ужасами Первой и Второй мировых войн, после их окончания возникали иллюзии о том, что подобного кошмара больше не должно повториться. С целью предотвращения новых военных трагедий в 1922 году была создана Лига Наций, а в 1945 году - Организация Объединенных наций. Но ни в одном, ни в другом случаях опасность войн не уменьшилась. Так, с 1945 года по настоящее время на планете уже произошло более 150 крупных войн. На протяжении нескольких десятилетий мир, расколотый на капиталистический и социалистический лагеря, жил в напряженном ожидании неотвратимой 3-ей мировой, но уже ядерной войны. И когда во второй половине 80-х годов рухнула коммунистическая система, то установление нового мирового порядка, основанного на общечеловеческих ценностях, представлялось многим политикам и рядовым гражданам неминуемым. Как показала практика, в условиях научно-технической и информационной революций, военный конфликт даже между небольшими и экономически слабыми государствами может привести к тяжелейшим последствиям. Дело в том, что в настоящее время в мире широкое распространения получили такие средства массового уничтожения людей, как бактериологическое и химическое оружие. Для их производства и доставки к месту боевых действий требуется минимум средств, а их применение чревато столь же катастрофическими последствиями для человека и природы как и взрыв водородной или нейтронной бомбы. Недаром в ряде средств массовой информации за таким оружием закрепилось название «ядерного оружия для бедных». Помимо этого, следует учитывать и то обстоятельство, что и конфликт между малыми государствами может затронуть политические, религиозные, экономические интересы нескольких групп государств одновременно, которые неминуемо окажутся втянутыми в глобальное военное противостояние.