Философия и медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:20, сочинение

Описание работы

Данную тему я выбрала, т.к. философия имеет важное место в современной медицине. Она помогает пациентам справиться с трудностями в отношении их здоровья, доверительным общением с врачом. Данная проблема очень актуальна в наше время. Сейчас на планете очень много разных заболеваний и пациенты не всегда могут справиться в одиночку. Мы живем в век инновационных технологий, когда очень развиты научные направления и все, что связано с этим имеет определенное место в философии и свои проблемы.

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 20.57 Кб (Скачать файл)

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Самарский Государственный Медицинский Университет

 

Кафедра философии и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе:

 

«Философия и медицина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                  студентка I курса

факультета медицинской психологии

группы  187

                                                                                              Тухтаева Е.Т.

                                                                      Проверил: доцент Иливицкая Л.Г.

                                                               

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

Самара 2014

Данную тему я выбрала, т.к. философия имеет важное место в современной медицине. Она помогает пациентам справиться с трудностями в отношении их здоровья, доверительным общением с врачом. Данная проблема очень актуальна в наше время. Сейчас на планете очень много разных заболеваний и пациенты не всегда могут справиться в одиночку. Мы живем в век инновационных технологий, когда очень развиты научные направления и  все, что связано с этим имеет определенное место в философии и свои проблемы.

Известно, что в мире немало людей, имеющих все необходимое для здоровой жизни и тем не менее испытывающие серьезные проблемы со здоровьем. Под здоровьем понимают – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. При кажущейся очевидности здоровье человека - наисложнейшее само по себе жизненное явление, ибо оно требует создания необходимых условий не только естественно-природного, но и социально-гуманитарного свойства. Здоровье человека – это не просто его хорошее самочувствие, но и творческий настрой на его же развитие и совершенствование. Быть здоровым человеком - значит спонтанно и надежно адаптироваться к любым изменениям во внешне природной и социальной среде.

Медицина в системе наук представляет собой некоторое проблематичное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя содействует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Не говоря уже о том, что она развивает мировоззренческие взгляды медицинского работника и  творческий потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. Практика показывает, что, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При всем при этом она и сама делается объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей. 
Медицина имеет необходимость в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Связь медицины и философии началась издавна, с момента появления первых явных признаков абстрактного отвлеченного мышления в лечебном деле, и продолжается поныне. 
В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сформировался философско-научный стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Потому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.

  Всё данное не могло не отразиться на формировании нового специфичного предметно-понятийного мышления докторов. Это явление полностью объяснимо, так как философские системы и научная медицина никоим образом не смогли бы развиваться вместе и сразу существовать самостоятельными, если бы они по-своему не отражали и не выражали бы общий энтузиазм, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей. 
Философия активно помогает докторам на многие известные им вещи наблюдать по-другому, видеть невидимое, другими словами сознавать внутренний смысл предметов и явлений. В подтверждении этим словам хочется привести в пример историю из известного американского сериала «Клиника». В отделении у опытного доктора Кокса лежат три пациента, которые нуждаются в пересадке органов. За очень короткое время он находит все необходимое у другого больного и с успехом пересаживает новые органы больным. Он был очень рад, что безнадежно больные люди стали приходить в себя. В ходе лабораторных исследовании стало известна, что донор страдал бешенством. В последующие три дня все спасенные пациенты погибли. Кокс очень страдал из-за этого, но это послужило ему и его интернам уроком, что нужно очень внимательно следить за донорами.  
Философия  снабдила медицину очень важным предметом - методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. В отсутствии врачебных и философских познаний сегодня в принципе не могут нормально функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система образования и спорт, культура и так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью. 
Медицинские познания как многие другие точные сведения о бытии справедливого мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, нацеленные на саморазвитие и самосовершенствование.

Медицина – это не совсем только умение фактического врачевания, но и интеграционная наука, и кроме теоретическая. Медицина принципиально различается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет из себя неповторимое согласие познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией. 
Современный культурный и научно-технический прогресс,  развитие медицинской науки и  практики, биотехнологии в мировом  здравоохранении – все это  поставило перед философской  мыслью новые морально-этические вопросы. В этой связи представляется важным философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиционные участки медицинской науки и практики. 
Среди заповедей древней  медицины, дошедших до наших дней, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя  Гиппократа « не навреди», обращенный ко всем медикам. Вся история человечества убеждает в том, что развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравственных принципов справедливости в обществе.  Морально-этические  аспекты медицины практически во всех великих философских системах прошлого характеризуются двумя особенностями: доктринальностью и назидательностью. Доктринальность любой этики означала, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы. Примером именно такой этики могут служить учения Гиппократа и Галена. Доктринальность и назидательность медицинской этики воплощались в соответствующей нормативной системе, содержанием которой стала целостная программа нравственного поведения врача.  
Сегодня моральные требования в медицинской среде радикально изменились. Причиной тому служат новые медицинские технологии – генная инженерия, трансплантология, искусственное оплодотворение и другие. Немало острейших философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, проводимые на животных, клонирование. Эти технологии опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждает вырабатывать принципиально новые этические принципы и критерии нравственных оценок в медицине и науке, создавать новые моральные контрольные структуры, действие которых должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых технологий. 
Мораль всегда выражает действительные общественные интересы, при этом выражаясь внутри человеческой личности. Творческий характер врачебной деятельности восходит не только к диалектическим тонкостям клинического мышления, но и к необходимости постижения врачом гносеологических проблем и морально-этических норм профессионального исследования человека и качественного улучшения его сущности. Медицина по сути своей стала философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, медицина представляет собой необходимую систему человеческого жизнеобеспечивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Алексеев П. В. Философия: учебник.- М.:Проспект, 2008

2.  Каган М.С. Философия культуры.- СПб, 1996

3. Философия медицины: учебник /Под ред. Ю. Л.Шевченко.- М. ГЭОТАР-Мед, 2004

4. Ионин Л.Г. Социология культуры М., Логос, 1998

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия и медицина