Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:16, доклад
Философия (с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Философия - это общая теория мира и человека в нем, так кратко можно ответить на вопрос, что она представляет собой. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической функциейей от греч. methods-способ, путь logos-учение. Мировоззрение, очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и практической деятельности человека.
1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Философия (с греческ. “любовь
к мудрости”)- это учение о
высших принципах
Мировоззрение - взгляд на мир есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизнен- ные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Очевидно, что мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира, но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззре- ние не может сформироваться само по себе, вне духовно – практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек не есть человек и действовать он будет методом проб и ошибок, т.е. неосознанное, вслепую. Следовательно, мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом. Что касается субъекта носителя мировоззрениия, то им является всякий мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеются собственный опыт и знания о внешнем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей классы, слои и др. Все изложенное выше можно представить в виде простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, мировоззрение это отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Очевидно, что мировоззрение как бы трехслойно по внутреннему со 5 - держанию. Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же реакционным, оптимистическим и пессимистическим и я многое другое. Как говорится в Русской народной пословице: «Сколько людей, столько и мнений». т.е. мировоззрений.
В заключение можно
отметить, что что мировоззрение существует
в виде системы ценностных ориентации,
идеалов, верований и убеждений, и выражается
через образ жизни человека и общества.
А итоговое определение соотношения философии
и мировоззрения можно сформулировать
так: философия - это система основополагающих
идей в составе мировоззрения человека
и общества.
2. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ
Немецкая классическая
философия рассматривается отдельной
темой в курсе философии, потому что на
небольшом отрезке времени появились
четыре гиганта. Философы - теоретики,
которые сделали теоретические открытия
столь глобального масштаба, которые изучаются
и подтверждаются в современной науке.
Основоположники немецкой классической
философии: И. Кант родился (1724-1804). Всю
жизнь он прожил в городе Кенигсберге
(Калининград). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг
(1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Философы были
связаны узами дружбы и учительства. Фихте
считал себя учеником Канта, Шеллинг был
учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись,
дружба была прервана, многие их них обвинили
друг друга. В Германии была благоприятная
среда для развития науки, исследований.
К этому времени в Германии образовалась
сеть университетов. Философы были преподавателями.
Университеты поддерживались государством
в материальном плане. Научная информация
была доступна для широкого круга людей.
19 в. считался развитием Европейской философской
мысли. Немецкие философы превратили философию
в профессиональный вид занятий. Они сделали
попытку превратить ее в высшую форму
теоретического познания. Философствование
не отделимо от научности. Теория выше,
существеннее всякого эмпирического созерцательного
бытия. Характерной чертой немецкой философии
была абсолютизация понятийного познания
на основе особой формы работы с понятием.
Главный предмет науки - понятие немецкой
классической философии — выступает в
предельной форме рационализма заложенного
традициями Платона и Аристотеля. В основе
традиции лежат мысли: “не человек, а мировой
разум. Законы разума лежат в основе мира”
(не доказано не истина). Доказательство
истины было доведено до крайней черты
немецкой классической философии. Для
всей немецкой классической философии
свойственна особенная техника философствования
(работа с понятием). Мыслительная сила
способна предвидеть, работающая только
с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект,
имеет чисто теоретические возможности,
который способен даже на мысленные эксперименты.
Немецкой классической философией был
разработан диалектический метод: мир
рассматривается в целом, не по частям.
Мир рассматривается в движении, развитии.
Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается
от низшего к высшему, изменения происходят
количественно, и переходит в новое качество.
Развитие имеет внутреннюю цель. Особое
открытие в диалектике сделал Гегель.
Он предположил, что существует тройственный
метод мышления. Например, тезис-антитезис
- синтез; бытие — небытие — становление.
Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно,
обращаясь к понятию, а не к опыту через
единство и противоположность этих понятий.
Гегель начинает с простого, через движение
к синтезу, от абстрактного к конкретному,
от одностороннего к многостороннему.
Пока не получится вся “ткань” действительности.
Его мышление соответствует закону логики
и подчинено единству логического и исторического.
Немецкая классическая философия стоит
на границе с современной философией.
Она смогла синтезировать идею романтизма
и просвещения. Начало Просвещения в немецкой
философии теснейшим образом связано
со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754),
который систематизировал и популяризировал
учение Г.Лейбница. Многие философы не
только в Германии, но и в России, например
М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который
впервые в Германии разработал систему,
охватившую основные области философской
культуры.
Философия
развивалась в интеллектуальной атмосфере
прогрессирующей научной и художественной
мысли. Существенную роль сыграли достижения
естествознания и общественных наук. Стали
развиваться физика и химия, продвинулось
вперед изучение органической природы.
Открытия в области математики, позволившие
понять процессы в их точном количественном
выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути
предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности
развития организма окружающей средой,
астрономические, геологические, а также
теории развития человеческого общества
— все это со всей остротой и неизбежностью
выдвигало на первый план идею развития
как теорию и метод познания действительности.