Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Бердяев подразумевает: «Современное сознание одержимо идеей «научной» философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей «научности». Но нет в этом ничего существенно нового: это лишь модернизированное выражение старой схоластической идеи… Философское сознание вечно замутнено и закутано ложным, призрачным стремлением к научности, к идеалам и критериям области чуждой философии — этим вековым рабством философии у чужого господина. под «вековым рабством философии у чужого господина».

Файлы: 1 файл

Философия Вариант 9.docx

— 24.21 Кб (Скачать файл)

Вариант 9.

Тема 1. Философия  и мировоззрение.

Вопрос 1. Приведите аргументы Бердяева в пользу того, что философия не есть наука и не должна быть ею (не менее двух ).

- Философия —  первороднее, исконнее науки, она ближе к мудрости; она была уже, когда науки еще не было, она из себя выделила науку.

- Философия — самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки

Вопрос 2. Что подразумевает Бердяев под «вековым рабством философии у чужого господина»?

        Бердяев  подразумевает: «Современное сознание одержимо идеей «научной» философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей «научности». Но нет в этом ничего существенно нового: это лишь модернизированное выражение старой схоластической идеи… Философское сознание вечно замутнено и закутано ложным, призрачным стремлением к научности, к идеалам и критериям области чуждой философии — этим вековым рабством философии у чужого господина. под «вековым рабством философии у чужого господина».

Вопрос 3. Что такое научность с точки зрения Бердяева?

Научность с точки зрения Бердяева - это перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науки. Научность покоится на вере в то, что наука есть верховный критерий всей жизни духа, что установленному ей распорядку все должно покоряться, что ее запреты и разрешения имеют решающее значение повсеместно. Научность (не наука) есть рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти необходимости, зависимости от мировой тяжести. Научность есть лишь одно из выражений утери  свободы  творческого  духа…

Вопрос 4. Что такое наука с точки зрения Бердяева?

. С точки зрения Бердяева  наука – это специфическая реакция человеческого духа на мир, и из анализа природы науки и научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим отношениям   человека   к   миру   есть   рабская   зависимость  дyxa. . Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности и познание из необходимости. Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте необходимости, и категория необходимости — основная категория научного мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия.

Вопрос 5. Как вы понимаете выражение «корыстно-прагматическая природа науки»?

Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности и познание из необходимости. Еще можно определить науку как сокращенное, экономическое описание данной мировой необходимости в целях ориентировки и реакции самосохранения. Научное мышление всегда находится в глубоком соответствии, в приспособлении к мировой необходимости, оно есть орудие ориентировки в данном…  Можно относиться критически к отдельным проявлениям прагматизма, но трудно отрицать прагматическую природу науки, ее жизненно-корыстный, биологический характер.

Вопрос 6. Что делают ученые для того, чтобы наука давала прагматическое знание?

Бекон раскрыл корыстно-прагматическую природу науки… Об универсальной науке мечтали лишь философы — ученые всегда были скромнее. Ученые расчленяли мировую данность на отдельные, специальные сферы и давали экономически сокращенное описание отдельных сфер под наименованием законов природы. Ценность научных законов природы прежде всего была в практической ориентировке в природе, в овладении ею ее же средствами, т. е. через приспособление.

Вопрос 7. Какую категорию Бердяев называет основной категорией научного мышления? Какой категории она противоположна?

Наука всегда была выражением неволи человека у необходимости. Но она была ценной ориентировкой в  необходимости…   Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте необходимости, и категория необходимости — основная категория научного мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия. Наука не прозревает свободы в мире. Наука не знает последних тайн, потому что наука — безопасное познание.

Вопрос 8. Что такое философия с точки зрения Бердяева?

Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира.

Вопрос 9. Как следует понимать утверждение Бердяева, что «философы искали премудрой истины, превышающей данный мир»? Что значит «превышающей данный мир»? (Подумайте, в чем состоит освобождение человека из рабства у необходимости: в том, чтобы уничтожать действие необходимости или в том, чтобы создавать в мыслях и в жизни нечто новое, чего не было в мировой данности до человека, то есть в творчестве?)

Философия —  скорее    расточительность, чем  экономия мышления. В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве. Для поддержания жизни в этом мире философия   никогда не   была   необходима,   подобно   науке - она необходима была для выхода за пределы данного мира. Наука оставляет человека в бессмыслице данного мира необходимости, но дает орудие охраны в этом бессмысленном мире. Философия всегда стремится постигнуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой   необходимости. Основное предположение   всякой подлинной философии — это предположение о существовании   смысла и постижимости  смысла,   о возможности прорыва к смыслу через бессмыслицу…

Вопрос 10. Почему искание смысла мира освобождает философию от необходимости? ( Вспомните, чем мировоззренческие смыслы отличаются от научных.)

Мировоззренческие смыслы имеют  не только объективное содержание, но и субъективное, то есть выражающее особенности создающего их субъекта. Этим они отличаются от научных истин, имеющих только объективное содержание. Объективная истина свободна от всего  случайного. Она не зависит ни от капризов, ни от настроений, ни от желаний  познающего ее человека. В ней отражены особенности только самого познаваемого объекта. Если науке удается подтвердить  опытным путем, что объект отражен  в ее представлениях правильно, они  приобретают характер достоверного знания

Вопрос 11. Поясните, почему  с точки зрения Бердяева «если бы мир был дан исключительно материальным, то философия не обязана была бы быть материалистической». (Подумайте, чем является философия: познанием только того, что уже есть или познанием также и того, что укажет смысл этого существующего и пути его преобразования?

Философия свободна от того, каким дан нам мир, ибо ищет она истину мира и смысл мира, а не данность мира. И если бы мир был дан исключительно материальным, то философия не обязана была бы быть материалистической. Философия есть творчество, а не приспособление и не послушание.

Вопрос 12. Почему Бердяев называет философию искусством?

 Философия есть искусство,  а не наука. Философия –  особое искусство, принципиально  отличное от поэзии, музыки или  живописи, – искусство познания. Философия – искусство, потому  что она – творчество. Философия  – искусство, потому что она  предполагает особый дар свыше  и призвание, потому что на  ней запечатлевается личность  творца не менее чем на поэзии  и живописи

Вопрос 13. Что творит философия?  

философия творит бытийственные идеи, а не образы. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира.

Вопрос 14. Какие из перечисленных ниже идей, развитых и проясненных философией, в наибольшей степени помогают человечеству противиться мировой данности и необходимости и строить свой особый мир, какого не было прежде: прогресс, свобода, необходимость, смысл жизни, смысл истории, истина, материя, бытие, случайность, причина, следствие, сущность, явление, самореализация, метод,  сверхчеловек?

Философия есть познавательный выход из мировой данности, прозрение, преодолевающее   мировую   необходимость.    Философия    есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к  другому направляется. Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости.  Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости.

Вопрос 15. В чем суть победы человеческого духа, которую он одерживает с помощью философии?

Нельзя искусство  ставить в зависимость от науки, творчество — от приспособления, свободу — от необходимости. Когда философия делается наукой, она не достигает своей заветной цели — прорыва из мировой данности, прозрения свободы за необходимостью.

Вопрос 16.Что и как побеждает человеческий дух с помощью науки?

В философии есть победа человеческого духа через активное противление,    через    творческое    преодоление;    в    науке — победа через приспособление, через приведение себя в соответствие с данным, навязанным по необходимости.   В науке есть  горькая нужда человека;  в философии — роскошь,  избыток духовных  сил.  Философия  не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем.

Вопрос 17.Для чего нужна философия с точки зрения Бердяева?

Философия всегда стремится  постигнуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой   необходимости. Основное предположение   всякой подлинной философии — это предположение о существовании   смысла и постижимости  смысла,   о возможности прорыва к смыслу через бессмыслицу…

Вопрос 18.Так в чем же преимущество философии в сравнении с наукой? Что она может познать такого, что не в состоянии познать наука?

Философы хотят  сделать философию научно-общеобязательной, потому что истина должна быть общеобязательна, а научность представляется им единственной формой общеобязательности. Но субъективная по внешности и ненаучная философия может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира философией, чем философия по внешности объективная и наукообразная. Последняя истина не имеет никакой связи с научной общеобязательностью. Истина может постигаться через разрыв с общеобязательностью, через отрешение от наукообразности.

 

 


Информация о работе Философия и мировоззрение