Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 01:48, доклад

Описание работы

Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление, т.к. неизбежно упрощение структуры мировоззрения.
Мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности осн. принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.

Файлы: 1 файл

философия и мировозрение.docx

— 19.80 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Философия и мировоззрение

Мировоззрение: его  сущность, структура и роль в жизни человека и общества.

Буквально мировоззрение – это  знание о мире. Но это поверхностное  представление, т.к. неизбежно упрощение  структуры мировоззрения. 
Мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности осн. принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.  
Основные блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный; 3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех. 
Обычно то или иное явление имеет разнообразную структуру. Структуру М. можно рассмотреть как связь мироощущения, мировосприятия, миросозерцания. Т.к. М. – сложное и многоплановое явление, то факторы, оказывающие влияние на его становление, оказываются противоречивыми. На формирование М. влияют разнообразные факторы: здоровье человека, (здоровый человек чаще оптимистичен, болезнь вызывает пессимизм), возраст человека (в молодости человек здоровее, энергичнее; с возрастом – перерассмотрение ценностей), воля и т.д. 
      Виды мировоззрения разнообразны: 1) индивидуальное М.; 2) групповые М. (той или иной социальной группы); 3) М. того или иного народа; 4) М. человечества на том или ином этапе. 
Различают обыденное, эмпирическое, житейское М. Оно не достаточно продумано, взвешено, системно. От этого отличается теоретическое М. Его обычно связывают с философским, но это не совсем верно. Свой теоретический уровень есть в религиозном историческом типе М. (теология). 
Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии предшествовал период аниматизма, который ещё не есть религия, а есть всеобщее оживотворение мира, когда всё воспринимается с сугубо человеческой точки зрения; нет деления на живых и мертвых (все изменяется, всё живо), есть и сверхъестественное.  
В мифологии отражаются не только знания людей, сколько их представления, порожденные воображением, а не знанием. Центральная проблема М. – проблема человека его природы и предназначения. Учитывается также отношение человека к миру, к др. людям, к самому себе. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо, эмоциональное.    
Особенности мифологии: 1) олицетворение (или  антропоморфизация); 2) синкретизм – это уже системность, но еще не достаточная дифференцированность. Здесь все слитно: религиозное, эстетическое, поведенческое и т.д.; 3) особая роль игры воображения в формировании мифологического М. Отсюда исключительное разнообразие мифологии, что не исключает некоторых общих моментов (во всей мифологии боги создают людей по своему образу и подобию); 4) определенная алогичность и несправедливость картины происходящего; 5) объяснение. Людям надо было понять и объяснить то или иное событие и явление, пусть даже нелогично.

Основные исторические типы мировоззрения

 
  Религиозный исторический тип М. Характерно раздвоение мира на естественный и сверхъестественный, и подчинение естественного мира сверхъестественному. Критерий религиозного явления: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, необходимо поклонение. Религию нередко сводят только к форме общественного сознания, но это не точно. Надо различать: 1) религиозные представления, мифологию, идеологию; 2) религиозные чувства, переживания, настроения; 3) култь, поклонение сверхъестественному т.е.  внешние проявления; 4) наличие церковной органзации; 5) около церковная организация – это система религии, образования, религиозные СМИ; 6) определенная сфера общественных отношений, в рамках которых  люди удовлетворяют свои религиозные потребности.  
 Причины возникновения и существования религии: 1) социальные; 2) гносеологические (познавательные); 3) исторические (силы традиций); 4) психологические (чувства и переживания, которые создают благоприятную почву). 
 Функции религии: 1) мировоззренческая, т.е. религия как тип мировоззрения предлагается людям; 2) компенсаторная ф-я, т.е. компенсация человеку его бессилия перед силами природы, общества: упование на помощь свыше; 3) коммуникативная ф-я, т.е. общение, где люди получают удовлетворение; 4) регулятивная ф-я, т.е. нормы общественного поведения; 5) культурно-транслир т.е. передача от поколения к поколению культуры; 6) интегрирующая-дезинтегрирующая ф-я, т.е. объединение людей одной веры и разъединение людей разной веры; 7) каждая религия базируется на определенном  символе веры, это ее исходный и конечный пункты. Один из иерархов православной церкви говорил: «Если содержание догматов становится слишком понятным, то есть основание полагать, что он берется не во всей его божественной глубине». 
Особым историческим типом М. явл. философия – теоретически сформулированный тип мировоззрения с позиций разума. Также это наука о наиболее общих законах бытия и методология познания материи и человека.   
 Мировоззрение – сложное духовное явление – его формирование тоже сложный процесс, который м.б. связан с эмоциональным и духовным уровнем человека, с его возрастом, здоровьем и т.д. Мировоззрение формируется не только из знаний, но и из психологической ориентации человека. У любого человека проходит этап формирования мировоззрения.

.

 

Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.

Философские идеи, школы, направления  подобно к людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но частота  идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают  пространственных и временных границ. Много в философии належит (или  будет належать) только истории. Среди  многих причин философской непрерывности  и универсальности не маленькую  роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских  проблем, подходов к их решению.

Мировоззрение есть система  принципов, знаний, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта. Мировоззрение  есть формой его общественного самосознания, через которую субъект сознает  свою социальную сущность и оценивает  свою духовно-практическую деятельность.

В наше время философии  находит свое воплощение в широком  использовании философских принципов  и идей в разработке как конкретно-научных (физических, химической, биологической  и т.п.), так и общенаучной картин мира. Существенной функцией философии  есть познавательная. Теория познания, гносеология — раздел философии, в котором исследуются проблемы источника, форм, возможностей, достоверности  и истинности познания.

Практика в значительной мере нерациональных форм постижения мира в искусстве, в морали, в религии  и т.д. постоянная основой выделения  в философском знании таких разделов, как эстетика, этика, философия, религия. Своеобразное место сядет в деятельности людей конкретно-историческая жизнь  человечества в таких его сообществах, как раса, племя, народ, этнос, нация. Осмысление этой сферы в проблематике философии как теоретического мировоззрения  причинила возникновения такой  области философских знаний, как  философия истории. А практика политической и нормативно-правовой жизни привела  к возникновению философии политики и философии права. Осмысление же опыта развития философии привело  к возникновению истории философии.

Библиографический список

  1. Ильенков, Э.В. Философия и культура. У истоков мысли / Э.В. Ильенков. М., 1991. Разд. 1.
  2. Карл Маркс и Россия: рубежи столетий. Третьи Марксовы чтения. Екатеринбург, 2002.
  3. Кессиди, К.Х. От мифов к Логосу / К.Х. Кессиди. М., 1969.
  4. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность / И.И. Кравченко // Вопросы философии. 1999. № 1.
  5. Лосев, А.Ф. Мифология. Философия. Культура / А.Ф. Лосев. М., 1991.
  6. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. М., 1998. 
    С. 177–197.
  7. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. М., 1990.

Информация о работе Философия и мировоззрение