Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 01:48, доклад
Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление, т.к. неизбежно упрощение структуры мировоззрения.
Мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности осн. принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.
Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества.
Буквально мировоззрение – это
знание о мире. Но это поверхностное
представление, т.к. неизбежно упрощение
структуры мировоззрения.
Мировоззрение - это система предельно
обобщенных представлений и знаний о мире
в целом, о месте и роли человека в мире,
об отношении человека к миру, к др. людям,
к самому к себе в виде совокупности осн.
принципов бытия и познания, ценностных
ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.
Основные блоки (факторы мировоззрения):
1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный;
3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается
на основе предыдущих трех.
Обычно то или иное явление имеет разнообразную
структуру. Структуру М. можно рассмотреть
как связь мироощущения, мировосприятия,
миросозерцания. Т.к. М. – сложное и многоплановое
явление, то факторы, оказывающие влияние
на его становление, оказываются противоречивыми.
На формирование М. влияют разнообразные
факторы: здоровье человека, (здоровый
человек чаще оптимистичен, болезнь вызывает
пессимизм), возраст человека (в молодости
человек здоровее, энергичнее; с возрастом
– перерассмотрение ценностей), воля и
т.д.
Виды мировоззрения разнообразны: 1) индивидуальное
М.; 2) групповые М. (той или иной социальной
группы); 3) М. того или иного народа; 4) М.
человечества на том или ином этапе.
Различают обыденное, эмпирическое, житейское
М. Оно не достаточно продумано, взвешено,
системно. От этого отличается теоретическое
М. Его обычно связывают с философским,
но это не совсем верно. Свой теоретический
уровень есть в религиозном историческом
типе М. (теология).
Первым историческим типом мировоззрения
стала мифология. Мифологии предшествовал
период аниматизма, который ещё не есть
религия, а есть всеобщее оживотворение
мира, когда всё воспринимается с сугубо
человеческой точки зрения; нет деления
на живых и мертвых (все изменяется, всё
живо), есть и сверхъестественное.
В мифологии отражаются не только знания
людей, сколько их представления, порожденные
воображением, а не знанием. Центральная
проблема М. – проблема человека его природы
и предназначения. Учитывается также отношение
человека к миру, к др. людям, к самому себе.
Человек не только мыслящее, но и чувствующее
существо, эмоциональное.
Особенности мифологии: 1) олицетворение
(или антропоморфизация); 2) синкретизм
– это уже системность, но еще не достаточная
дифференцированность. Здесь все слитно:
религиозное, эстетическое, поведенческое
и т.д.; 3) особая роль игры воображения
в формировании мифологического М. Отсюда
исключительное разнообразие мифологии,
что не исключает некоторых общих моментов
(во всей мифологии боги создают людей
по своему образу и подобию); 4) определенная
алогичность и несправедливость картины
происходящего; 5) объяснение. Людям надо
было понять и объяснить то или иное событие
и явление, пусть даже нелогично.
Основные исторические типы мировоззрения
Религиозный исторический тип М. Характерно
раздвоение мира на естественный и сверхъестественный,
и подчинение естественного мира сверхъестественному.
Критерий религиозного явления: наличие
веры в сверхъестественное и поклонение
ему. Одной веры недостаточно, необходимо
поклонение. Религию нередко сводят только
к форме общественного сознания, но это
не точно. Надо различать: 1) религиозные
представления, мифологию, идеологию;
2) религиозные чувства, переживания, настроения;
3) култь, поклонение сверхъестественному
т.е. внешние проявления; 4) наличие
церковной органзации; 5) около церковная
организация – это система религии, образования,
религиозные СМИ; 6) определенная сфера
общественных отношений, в рамках которых
люди удовлетворяют свои религиозные
потребности.
Причины возникновения и существования
религии: 1) социальные; 2) гносеологические
(познавательные); 3) исторические (силы
традиций); 4) психологические (чувства
и переживания, которые создают благоприятную
почву).
Функции религии: 1) мировоззренческая,
т.е. религия как тип мировоззрения предлагается
людям; 2) компенсаторная ф-я, т.е. компенсация
человеку его бессилия перед силами природы,
общества: упование на помощь свыше; 3)
коммуникативная ф-я, т.е. общение, где
люди получают удовлетворение; 4) регулятивная
ф-я, т.е. нормы общественного поведения;
5) культурно-транслир т.е. передача от
поколения к поколению культуры; 6) интегрирующая-дезинтегрирующая
ф-я, т.е. объединение людей одной веры
и разъединение людей разной веры; 7) каждая
религия базируется на определенном символе
веры, это ее исходный и конечный пункты.
Один из иерархов православной церкви
говорил: «Если содержание догматов становится
слишком понятным, то есть основание полагать,
что он берется не во всей его божественной
глубине».
Особым историческим типом М. явл. философия
– теоретически сформулированный тип
мировоззрения с позиций разума. Также
это наука о наиболее общих законах бытия
и методология познания материи и человека.
Мировоззрение – сложное духовное явление
– его формирование тоже сложный процесс,
который м.б. связан с эмоциональным и
духовным уровнем человека, с его возрастом,
здоровьем и т.д. Мировоззрение формируется
не только из знаний, но и из психологической
ориентации человека. У любого человека
проходит этап формирования мировоззрения.
.
Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.
Философские идеи, школы, направления подобно к людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но частота идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают пространственных и временных границ. Много в философии належит (или будет належать) только истории. Среди многих причин философской непрерывности и универсальности не маленькую роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских проблем, подходов к их решению.
Мировоззрение есть система
принципов, знаний, идеалов, убеждений,
ценностных ориентаций, надежд и верований,
которые определяют деятельность индивида
или социального субъекта. Мировоззрение
есть формой его общественного
В наше время философии
находит свое воплощение в широком
использовании философских
Практика в значительной
мере нерациональных форм постижения
мира в искусстве, в морали, в религии
и т.д. постоянная основой выделения
в философском знании таких разделов,
как эстетика, этика, философия, религия.
Своеобразное место сядет в деятельности
людей конкретно-историческая жизнь
человечества в таких его сообществах,
как раса, племя, народ, этнос, нация.
Осмысление этой сферы в проблематике
философии как теоретического мировоззрения
причинила возникновения такой
области философских знаний, как
философия истории. А практика политической
и нормативно-правовой жизни привела
к возникновению философии