Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что «философия начинается с удивления», т.е. с момента осознания себя и непознанности окружающего мира. Поэтому особо важно подчеркнуть рационально - критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы - актуальные во все эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий характер. Профессиональная философия занята выявлением проблемных зон, - т.е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.

Содержание работы

Введение
1. Философия и наука
2. Научная картина мира
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Философия и наука

2. Научная картина мира

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

С развитием  науки и формированием научной  картины мира - детерминистской, упорядочивающей  все явления и процессы, право  философии быть самостоятельной  наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного  познания, ставил своей целью отказ от философии  в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в системе научного знания ставит перед нами задачу рассмотреть особенности философского мышления, философского видения мира в сравнении с научным.

Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что «философия начинается с удивления», т.е. с момента осознания  себя и непознанности окружающего  мира. Поэтому особо важно подчеркнуть  рационально - критический характер философии, а поскольку она рассматривает  вечные вопросы - актуальные во все  эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий характер. Профессиональная философия  занята выявлением проблемных зон, - т.е. обозначением границ человеческого  знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.

 

 

 

1. Философия и наука

 

Иногда задают такие вопросы: что  лучше - философия или наука, философия  или искусство, философия или  практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.

Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в  теснейшей координации. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем  философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпитеров оказывается красота, во втором - добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. В этом состоит ее особенность, как способа духовного освоения мира.

В идеале философия должна быть высокоемкой  как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать  этот идеал очень трудно, ибо у  каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией; с практически-ориентированной философией.

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». В общем виде знание - это  то, что организует и направляет человеческую деятельность. В обычной  жизни мы разделяем знание практическое как опытность, умение что-либо сделать и знание «теоретическое», т.е. знание «на словах», от дела весьма далекое. Сейчас под наукой мы обычно подразумеваем знание теоретическое, т.е. совокупность сведений, содержащихся в учебниках. Это означает, что знание отделились от дела. Производство знания отделилось от производства вещей и стало самостоятельным видом человеческой деятельности. Наука и есть особый вид человеческой деятельности, направленный на производство знания и результат этой деятельности - систематизированное, объективно-истинное знание. Формирование науки как особого вида деятельности происходило в античности.

В эпоху  Платона и Аристотеля понятия  «ремесло», «искусство» и «наука»  слабо различались. Основное «знание», которым владел человек той эпохи - знание практическое. Это не знание в собственном смысле, а умение, навык: как пахать, как сеять, как строить, как изготовить тот или иной предмет. Знание не отделено от самой деятельности» существует как умелость мастера и осваивается часто практически через подражание.

В соотношении  философии и специального научного знания различают три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа  отношений. Первый период: в античности формируется первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией» и обращенное к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления о мире и человеке, которые оформлялись в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Первичное знание заключало в себе одновременно науку и философию. В процессе формирования собственно науки, наука отделялась от философии, постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций.

Второй  период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с  конкретными науками. Этот процесс  длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалось как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, содержащемуся в Святом Писании.

Родоначальник философии нового времени Р. Декарт  писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

В XVII-XVHI вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретические обобщения, содержащиеся в конкретных науках. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», книга К. Линнея по основам ботаники - «Философия ботаники», сочинение Ж.Б. Ламарка по биологии - «Философия зоологии», один из капитальных трудов П.С. Лапласа назывался «Опыт философии теории вероятностей».

В рамках первых двух периодов конкретно-научное  знание, за исключением сравнительно небольшой его части, носило опытный  описательный характер. Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом ощущался «дефицит» теоретической  мысли, умения видеть связи различных  явлений, их единство, развитие, общие  закономерности, тенденции. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философии, которая должна была умозрительно, нередко наугад строить общую картину природы  и общества. Философия выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания.

Третий  период: происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Начавшийся в  XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.

В этот период наука противопоставляет себя не только религиозному званию, но и философии. Французский философ и социолог О. Конт, родоначальник позитивизма, выделяет три периода в развитии разума: религиозный, философский и научный. Философия рассматривается как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Главный недостаток философии, по мнению позитивистов, в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда возникает позитивная наука, философия оказывается ненужной. В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия - это донаучное знание, имеющие какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки претензии философии на истину объявляются несостоятельными.

Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы  в течение столетий. Позитивизм в  дальнейшем широко распространяется среди ученых.

Среди профессиональных философов различных стран такие  взгляды сегодня уже не очень  популярны. Но они еще бытуют среди  специалистов конкретных областей знания и практики, выдвигающих в заслугу  своей позиции примерно такие  аргументы: у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали в ведение  конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Однако  ожесточенные критики философии  упускают из вида следующее. Философия  имеет дело не с объектом, а с  субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Предметом философии является отношение «человек-мир». В этом отличие философии от других наук - физики, химии, биологии и т.д. Философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.

Философия, как и наука, имеет теоретическую  форму, но философия не наука. Она  рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в  целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

 

2. Научная картина мира

 

Вопрос  о картине мира весьма не прост. Все  мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как  антитеза религиозному пониманию мира. Но когда речь заходит о картине  мира в философском смысле, то возникают  всякого рода вопросы. Главный вопрос такой: существует ли особая философская  картина мира, отличная от научной? Ответ напрашивается как будто  сам собой. Если философия - мировоззрение, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной.

В чем  же специфика философской картины  мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так  как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий.

Философская картина мира использует язык категорий - фундаментальных понятий, в которых  сконцентрирован индивидуальный и  общественно-исторический опыт человека. Категории - это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной. Категориальную картину мира образуют четыре категориальные подсистемы:

Подсистема  «материя», включающая стороны материи  и виды материи;

Подсистема  «движение», включающая стороны движения  и виды движения: движение в пространстве  и движение во времени;

Подсистема  «противоречие», включающая стороны-моменты  противоречия  и виды противоречия: простые  и сложные.

Подсистема  «становление», включающая стороны  становления, виды становления и подсистему «субъект-деятельность-объект». Возможность - категория, включающая: случайность-вероятность-необходимость, свободу. Действительность - категория, включающая: явление - статистическую закономерность - закон, сущность; старое - новое.

Напротив, с научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура  научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.

Фундаментальные допущения носят специфический  характер и принимаются за условно  неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой  не просто сумму или набор отдельных  знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана  такая характеристика научной картины  мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода  сведений состоит в обеспечении  синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

Информация о работе Философия и наука