Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:31, реферат

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором
общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования. Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА
1. Основные концепции науки;
1.2. Функции науки;
2. ФИЛОСОФИЯ
1. Философия – это наука;
2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Философия и наука.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

и функция социальной памяти.

  В качестве главных критериев  выделения функций науки надо  взять  основные

виды деятельности ученых, их  круг  обязанностей  и  задач,  а  также  сферы

приложения и потребления научного знания.

  Думается, что главные функции  науки следующие:

   1) познавательная функция  задана самой сутью  науки,  главное  назначение

которой - как  раз  познание  природы,  общества  и  человека,  рационально-

теоретическое постижение мира,   открытие  его  законов  и  закономерностей,

объяснение   самых   различных   явлений    и    процессов,    осуществление

прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

  2) мировоззренческая функция  безусловно тесно связана с первой,  главная

цель ее  -  разработка  научного  мировоззрения  и  научной  картины  мира,.

исследование  рационалистических  аспектов  отношения   человека   к   миру,

обоснование   научного   миропонимания:   ученые   призваны    разрабатывать

мировоззренческие  универсалии  и  ценностные  ориентации,  хотя,   конечно,

ведущую роль в этом деле играет философия;

3)   производственная,      технико-технологическая   функция       призвана

рационализировать,   "онаучивать"    сферу    материального    производства,

обеспечить  его  нормальное  функционирование  и  развитие   технический   и

технологический прогресс, внедрение  в производство  нововведений  инноваций,

новых технологий,   форм организации  и т п.;  исследователи говорят  и  пишут

о превращении науки в непосредственную  производительную  силу  общества,  о

науке как особом "цехе" производства, отнесении  ученых  к  производительным

работникам, а все это как  раз и характеризует данную функцию  науки;

4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна

разрабатывать идейно-теоретические  и методологические  основы  управления  и

регуляции,  прежде  всего  это  касается  социальных  явлений  и  процессов.

Ученые,   менеджеры,   социологи,   психологи,   политологи   и   экономисты

осуществляют     информационное          обеспечение           управленческо

-регулятивного  процесса,.  консультирование   работников   государственного

аппарата,    своими    практическими   рекомендациями   способны    повышать

эффективность  управленческих  решений,   совершенствовать   организационные

структуры,   служебные и деловые  отношения;  научные  работники  через  свою

педагогическую    деятельность    могут    значительна    поднять    уровень

управленческой культуры руководящих  кадров;

5) культурно-воспитательная,  образовательная   функция  заключается  главным

образом в том, что наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором

культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и  рекомендации

заметно  воздействуют    на   весь    учебно-воспитательный   процесс,    на

содержание  программ  планов,  учебников,  на  технологию,  формы  и  методы

обучения. Безусловно,  ведущая  роль здесь принадлежит педагогической  науке.

Данная  функция  науки  осуществляется  через  культурную   деятельность   и

политику,   систему   образования    и    средств    массовой    информации,

просветительскую деятельность ученых и др. Не  забудем  и  того,  что  наука

является культурным феноменом, самым  имеет  соответствующую  направленность,

занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;

6) идейно-преемственная,  традиционная  функция  обеспечивает  наследование,

сохранение всех  достижений  научного  "коллективного  интеллекта",  научной

памяти, связь времен, преемственность  различных поколений  ученых,  передачу

традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и  идеалов

в сфере научного производства, сообщества и этоса;

7) практически-действенная функция  в известной мере как бы  интегрирует  все

другие функции  науки,  характеризует  её  как  универсальную  преобразующую

социальную силу, которая способна изменить  все  общество,  все  его  сферы,

стороны  и  отношения.  Данная  функция  осуществляется  главным     образом

через  практическую,  производственную   деятельность   людей,   в   которой

происходит процесс материализации,  "овеществления"  научного  знания,  идей

ученых;

8)  методологическая  функция   призвана  исследовать  проблемы   методологии

науки,  разрабатывать  способы,  средства   и   методы   научного   познания

«вооружать»    ученых    солидным    и     эффективным     исследовательским

инструментарием; следует подчеркнуть,  что  прогресс  науки  оценивается  не

только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;

9) производство, воспроизводство и  подготовка научных кадров - эта  функция

науки,  как  и  предыдущая,  является  внутри  научной,  обеспечивает  сферу

научного производства необходимыми специалистами, исследователями,  учеными,

нормальное функционирование науки  как  социального  института,  собственное

воспроизводство; особое внимание  должно  быть  уделено  подготовке  молодых

научных кадров.

      Очевидно, что практически  все функции  науки  так или иначе связаны

между собой.

 

 

 

                                2. ФИЛОСОФИЯ

 

   Философия (в пер. с  греч.яз) – «любовь к мудрости».  Несмотря  на  свой

немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор  нет

однозначной интерпретации данного  понятия.

   О соотношении философии  и частных наук было и, видимо, будет много споров

[  4  ].  Одни  определяют  философию как науку,  другие  как особый  тип

мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.

                         2.1. Философия – это наука

 

   Историко-философский  экскурс   свидетельствует  о  том,  что  начиная  с

древнего мира и  до  наших  дней,  сложилась  довольно  устойчивая  традиция

согласно которой философия -  это "наука о всеобщем",  "наука всеобщая",

"всеобщая теория бытия", "основ   всего  существующего".  Так,  Аристотель  в

"метафизике" писал: "Наука  философов исследует сущее как  таковое  вообще,  а

не какую-то часть его".

   Сходные представления о  философии сохраняются и в  Новое время и позже. В

частности, Гегель полагал, что в  отличие от  других  наук  "философия  хочет

познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".

   Известно, что в нашей  литературе целые десятилетия  господствовала  точка

зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно  которой,

философия объявлялась наукой о  наиболее общих  (всеобщих)  законах  развития

природы, общества, познания  и  мышления.  Правда,  так  характеризовался  в

основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том,  что такая

точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее.  Однако  здесь

с помощью категории "закон" усиливается "научный"  статус  философии.  Порой

подобная  точка  зрения,  но  в  ослабленной   и   модифицированной   форме,

встречается и в современной  литературе. Например,  в  одном  новом  учебнике

читаем: "Философию можно определить как учение  об  общих  принципах  бытия,

познания и  отношений  человека  к  миру".  В  другом:  "Философия является

учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и

познания".

   В приведенном    выше  понимании  философии,  на  взгляд  автора,  верно

указано  на  то,   что   она   имеет   дело   со   всеобщим,   инвариантным,

фундаментальным в бытии. Но все же такое   понимание   философии    является

    односторонним     и     недостаточным.   Здесь,    например,      просто

постулируется  научный статус и  характер  философского   знания,  философия

практически сводится к диалектике (учению о всеобщих  связях   и  развитии),

явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его  отношение  к

миру, аксиологическая   и   смысложизненная   проблематика.    Кроме   того,

если     философия является наукой о всеобщих законах бытия  и  познания,  то

от  нее  следует  «отлучить»  всех   тех   мыслителей,   которые   разделяют

религиозные,   идеалистические    и    метафизические    (недиалектические),

мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема  «философия  и

наука»  просто  становится  абсурдной.  Словом.  Традиционная,   сценическая

трактовка  философии  является   неправомерной,   ею   невозможно   охватить

различные философские течения  направления и школы.

   В 6О-70-e годы у нас стали  появляться работы, авторы которых  в  качестве

предмета философии называют отношение  человека к  миру,  мышления  к  бытию,

всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин  в своем

учебном пособии писали "Предметом  философии  является  всеобщее  в системе

"мир - человек". Философия   -это  наука  о  мире  в  целом  и  об  отношении

человека к этому миру".

   Философия  –  это   наука.  Конкретная  наука,   как   определенный   вид

эмпирического  и  теоретического  познания  действительности  имеет  дело  с

определенными  понятиями,  суждениями,   выводами,   принципами,   законами,

гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных

областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе  развития  науки

может  изменяться,  отвергаться,  и  на  месте  ограниченных  и  тем   более

ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В  философии,  как

и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают  гипотезы,  которые

могут  оказаться  несостоятельными,  и  т.п.  Но  все  это  не  значит,  что

философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной  предмет  –

она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.  [ 4 ]

   Понятия, категории, принципы, законы и теории философии  так  же,  как  и

других наук, развиваются, подвергаются критике,  отвергаются,  уточняются  и

т.п. Словом, философия есть свободная  и универсальная область  человеческого

знания. Она есть постоянный поиск  нового. Говорят, что философия  в  отличие

от других наук  не  имеет  эмпирического  уровня  познания.  С  этим  нельзя

согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается  не  только

эмпирический материал других наук, но  всю  свою  сознательную  жизнь  зорко

наблюдает, следит за потоком  живой  истории,  присматривается  к  поведению

людей, к кипению страстей социальной жизни, а через  искусство  сталкивается

с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя  и  типизированных  образах.

Так что философ пользуется и  прямым наблюдением [  4  ].

 

                        2.2. Философия – это не наука

   На страницах журнала  "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная

дискуссия относительно соотношения  философии и науки. Одни авторы  полагали,

что философия является наукой, другие  -  доказывали,  что  таковой  она  не

является,  ибо  не  отвечает  многим   критериям   научности,   требованиям,

предъявляемым к научному знанию,  третьи  характеризовали философию и как

особую форму общественного  сознания, и как науку.

   Заметим,  что  не  так   просто  провести  демаркационную   линию   между

философией и наукой. И все  же к критериям  научного  знания  обычно  относят

такие,     как     истинность,     аргументированность,     доказательность,

верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая

проверяемость,   системность,    интерсубъективность,    общезначимость    и

общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и

процессов. Порой  к  ним  добавляют  ещё  фальсификационный  (К.  Поппер)  и

парадигмальный (Г Кун) критерии.

   Очевидно,    что   многие  из   этих   признаков   научности  либо    мало

применимы,  либо совсем  не  применимы   для   характеристики   философского

знания.     Оно, допустим непроверяемо  экспериментально,   плюралистично  и

диалогично по своей природе, а  потому  не может  быть   общеобязательным   и

общепринятым, что имеет место в физическом,  химическом,  математическом

знании и пр.    Другими словами,  получается,  что философия не  является

наукой.

   Весьма примечательно, что  вопрос о  научности  и   ненаучности  философии

начал обсуждаться и в учебной  литературе.  В  частности,  в  одном  учебном

пособии отмечается, что ряд философов отрицают  её  принадлежность  к миру

науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения  не  нуждаются  в

подтверждении    фактами    наблюдениями,    экспериментами,     эмпирически

неподтверждены; в философии никогда не было  положений,  признаваемых  всеми

философами, для неё характерен плюрализм взглядов и  каждый  самостоятельный

мыслитель создаёт свою собственную  систему; ненаучность методов,  проблем и

языка философии В пользу научности философии называются такие её черты,  как

Информация о работе Философия и наука