Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:47, контрольная работа
Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. Философия – это особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия – одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса.
Введение
Философия и наука
Заключение
Список использованной литературы
Содержание.
Введение.
Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. Философия – это особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия – одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса.
История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, объяснение общих законов бытия и познания.
История философии есть философская и вместе с тем историческая наука. Я считаю, что изучение ее дает возможность понять развитие мысли человечества и ее закономерности, осмыслить великий опыт познания мира человеком.
Философия и наука.
Иногда у людей возникают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Я считаю, что подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.
Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпитеров оказывается красота, во втором - добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. В этом состоит ее особенность, как способа духовного освоения мира.
В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией; с практически-ориентированной философией.
«Наука» в
переводе с латинского означает «знание».
В общем виде знание - это то, что
организует и направляет человеческую
деятельность. В обычной жизни
мы разделяем знание практическое как
опытность, умение что-либо сделать
и знание «теоретическое», т.е. знание
«на словах», от дела весьма далекое.
Сейчас под наукой мы обычно подразумеваем
знание теоретическое, т.е. совокупность
сведений, содержащихся в учебниках.
Это означает, что знание отделились
от дела. Производство знания отделилось
от производства вещей и стало
самостоятельным видом
В эпоху Платона
и Аристотеля понятия «ремесло»,
«искусство» и «наука» слабо
различались. Основное «знание», которым
владел человек той эпохи - знание
практическое. Это не знание в собственном
смысле, а умение, навык: как пахать,
как сеять, как строить, как изготовить
тот или иной предмет. Знание не отделено
от самой деятельности» существует
как умелость мастера и осваивается
часто практически через
В соотношении философии и специального научного знания различают три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений.
Первый период: в античности формируется первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией» и обращенное к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления о мире и человеке, которые оформлялись в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Первичное знание заключало в себе одновременно науку и философию. В процессе формирования собственно науки, наука отделялась от философии, постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций.
Второй период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалось как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, содержащемуся в Святом Писании.
Родоначальник философии нового времени Р. Декарт писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».
В XVII-XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретические обобщения, содержащиеся в конкретных науках. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», книга К. Линнея по основам ботаники - «Философия ботаники», сочинение Ж.Б. Ламарка по биологии - «Философия зоологии», один из капитальных трудов П.С. Лапласа назывался «Опыт философии теории вероятностей».
В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением сравнительно небольшой его части, носило опытный описательный характер. Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом ощущался «дефицит» теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, развитие, общие закономерности, тенденции. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философии, которая должна была умозрительно, нередко наугад строить общую картину природы и общества. Философия выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания.
Третий период: происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.
В этот период наука противопоставляет себя не только религиозному званию, но и философии. Французский философ и социолог О. Конт, родоначальник позитивизма, выделяет три периода в развитии разума: религиозный, философский и научный. Философия рассматривается как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Главный недостаток философии, по мнению позитивистов, в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда возникает позитивная наука, философия оказывается ненужной. В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия - это донаучное знание, имеющие какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки претензии философии на истину объявляются несостоятельными.
Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий. Позитивизм в дальнейшем широко распространяется среди ученых.
Среди профессиональных
философов различных стран
Однако ожесточенные критики философии упускают из вида следующее. Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Предметом философии является отношение «человек-мир». В этом отличие философии от других наук - физики, химии, биологии и т.д. Философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.
Философия,
как и наука, имеет теоретическую
форму, но философия не наука. Она
рождается и живет как
Заключение.
Я считаю, что философия и наука достаточно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и значительные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и напротив нельзя отрицать её научность.
Философия
– это отдельная форма познания, имеющая
научные базы,
проявляющая себя в те моменты и в тех
областях научного знания, когда
теоретический потенциал в этих областях
или мал, или вообще отсутствует.
Философию
объединяет с наукой также и рвение к теоретической
форме построения знания, к логической
доказательности собственных выводов.
Список использованной литературы.