Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Взаимоотношения науки и философии существовали и существуют на протяжении нескольких тысячелетий. На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методологическими особенностями, являющиеся предметом философского исследования. После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии, способствовали прогрессу науки .

Содержание работы

1. Философия и наука……………………………………………………………………...
2. Категория материя и ее эволюция………………………………………………………
3.Толкование понятий: антропосоциогенез, гносеология…………………………………
4. Использованная литература……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Философия контрольная работа №1.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Минский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  машиностроительный колледж

 

 

Контрольная работа № 1

по  основам философии

 

Вариант 24

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила учащаяся группы 110 МК                  В.А. Яблонская

Проверил                  Е.И. Шеланков



 

Минск 2012



 

 

 

Содержание:

1. Философия и наука……………………………………………………………………...

2. Категория материя и ее эволюция………………………………………………………

3.Толкование понятий: антропосоциогенез,  гносеология…………………………………

4. Использованная литература……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Философия и наука

 

Взаимоотношения науки и философии  существовали и существуют на протяжении нескольких тысячелетий. На ранних этапах развития человеческого познания философия  и наука составляли единое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методологическими особенностями, являющиеся предметом философского исследования. После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии, способствовали прогрессу науки .Со своей стороны, достижения конкретных наук способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. К компетенции философии науки и техники относится исследование проблем роли и значения фундаментальных научных исследований для  развития техники и, наоборот, роли и значения техники для развития “чистого” знания. Областью научных интересов философии всегда была проблема и генезиса науки и техники, и роли социальных факторов а этом процессе. Философия оказывала и продолжает оказывать заметное влияние на формирование методологических принципов современных научных исследований.

Существенную роль в истории науки играли философские дискуссии, которые способствовали становлению и развитию базовых моделей предмета научных исследований. В условиях научно технического прогресса одной из основных задач философии науки и техники является исследование их статуса в современном обществе и их значения для его будущего развития.

 В идеале философия должна быть высокоемкой как а научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией, с практически ориентированной философией. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». В общем виде знание - это то, что организует и направляет человеческую деятельность. В обычной жизни мы разделяем знание практическое как опытность, умение что-либо сделать и знание «теоретическое», т. е. знание на «словах», от дела весьма далекое. Сейчас под наукой мы обычно подразумеваем знание теоретическое. Это означает, что знание отделились от дела. Производство знания отделилось от производства вещей и стало самостоятельным видом человеческой деятельности Наука и есть особый вид человеческой деятельности, направленный на производство знания и результат и результат этой деятельности - систематизированное, объективно-истинное знание. В соотношении философии и специального научного знания различают три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений. Первый период: в античности формируется первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией» и обращенное к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления о мире и человеке, которые оформлялись в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Первичное знание заключало в себе одновременно науку в философию. В процессе формирования собственно науки, наука отделялась от философии, постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций. Второй период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных паук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалась как знание, полученное с помощью разума. Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом ощущался «дефицит» теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, развитие, общие закономерности, тенденции. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философии, которая должна была умозрительно, нередко наугад строить общую картину природы и общества. Философия выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания. Третий период: происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии. В этот период наука противопоставляет себя не только религиозному званию, но и философии. Философия рассматривается как то, что предшествует науке, настоящему  позитивному званию о мире. Главный недостаток философии, по мнению позитивистов, в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда возникает позитивная наука, философия оказывается ненужной. В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия – это донаучное знание, имеющие какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки претензии философии на истину объявляются несостоятельными. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач. Однако ожесточенные критики философии упускают из вида следующее. Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Предметом философии является отношение «человек-мир». В этом отличие философии от других наук – физики, химии, биологии и т.д. Философия не просто  наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость – знание  о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования. Философия. Как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

    Итак, наука  и философия – не одно и  тоже, хотя у них и немало  общего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Категория материи

 

Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для  естествознания. Можно  выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.

  В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщения повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том. Что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы. Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов. Для Демокрита материя – это  атомы, которые имеют свою противоположность – пустому. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа.

    Последователь  Демокрита Эпикур наделил атомы  самодвижением. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием.

    Средневековая философия в разработке понятия материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания.

     Второй этап становлении взглядов на материю связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи.

     Развитие  в XVII – XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы т обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона – протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. Абсолютизация роли законов механики при познании материи  привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. Механистические представления о материи нельзя было распространять на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи для возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе.

     Третий  этап в эволюции взглядов на  материю относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. Новое объяснение материи, предложенное К. Марксом и Ф. Энгельсом позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку. По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир с множеством вещей  и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него объективно. Материю нельзя сводить к ее определенным конкретным формам, например, к веществу или атомам, так как существуют невещественные виды материи – электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов.

        Философское понимание материи  как объективной реальности конкретизируется  естественнонаучными теориями о  строении и законах движения  материи, раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы не правильно отождествлять философскую категорию материи с конкретными физическими или химическими представлениями о материи, так как последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов материи. Точно так же ошибочно отождествлять материю с каким-либо ее конкретными свойствами, например, с массой, энергией, пространством и т. п., так как материя обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств.

В. И. Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

     В приведенном  определении дается материалистическое решение основного вопроса философии, отвергая философский идеализм, дуализм и агностицизм: указывается на первичность материи и вторичность сознания, на адекватность отражения материи в сознании и, стало быть, принципиальную познаваемость мира.

      Таким  образом, категория «материя»  одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции, поскольку;

     1) материя  определяет сущность мира и  является основной единства мира;

     2) логика  вещей ( объективного) мира определяет  логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);

     3) материальная  деятельность человека – источник  познания и критерий  достоверности  знаний, поскольку сознание является  отражением, образом объективной  реальности.

      Диалектико-материалистическое понимание материи мировозренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет  рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: общественное сознание – отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности. Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наше представления о структуре и свойствах материи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Толкование  понятий

1) Антропосоциогенез – ( от греч. antropos – человек, genesis – происхождение ) – учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного  взаимодействия.

2) Гносеология  – процесс о познании. Также гносеологией является философская  дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Использованная литература:

1)П.В.Алексеев, А.В.Панин  «Философия: Учебник»».

2)Горбачев В.Г. Основы философии. М. 2002

3)Зеленов Л. А., Владимиров  А.А. Основы философии. М.2000

4)Яскевич Я.С. Философия в вопросах и ответах. Мн.2003


Информация о работе Философия и наука