Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

В «Философском энциклопедическом словаре» дано следующее определение понятия «наука»: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания».

Содержание работы

1. Философия и наука……………………………………………………….3
2. Общая характеристика философии эпохи Возрождения……………...5
3. Детерминизм и индетерминизм……………………………………….....6
4. Специфика познания социальных явлений……………………………..7
5. Мышление и язык………………………………………………………....9
6. Эстетические ценности и их роль в жизни человека…………………..10
7. Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития……………………………………………………….12
8. Человек в информационно-техническом обществе……………………14
9. Понятие «социализация»………………………………………………..16
10. Понятие «боготворчество»……………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории «возвышенное и низменное», «героическое и трусливое», «комическое и трагическое». Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, «возвышенным» или «низменным» в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под «героическим» обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным.

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий.

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.

 

 

 

 

  1. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития

 

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К. Марксу. Сам термин «формация» был взят из геологии, где им 
обозначается напластование геологических отложений определенного периода. 
Основы философского учения о формациях изложены в работе «Немецкая идеология», написанной в 1845–1846 годах К. Марксом и Ф. Энгельсом. В данной работе авторы выделили структуру общества, включающую в себя 
производительные силы – производственные отношения – политическую надстройку – формы общественного сознания, а также дали периодизацию 
исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, – это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 
1)племенная, 
2)античная, 
3)феодальная, 
4)буржуазная, 
5)будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

С точки зрения марксизма, история представляет собой закономерный процесс, проявляющийся в смене общественно-экономических формаций –совокупностей общественных отношений, связанных со степенью развития производительных сил, политическим строем и формами собственности. 
Каждая из формаций, приходящая на смену предыдущей, является более 
высоким типом организации общества. При этом смена формаций происходит 
постепенно, в результате того, что внутри каждой формации постепенно 
накапливаются более прогрессивные элементы, которые приводят к изменению 
общественных отношений, политического строя и форм собственности, т.е. к 
образованию новой формации.

Важными понятиями в концепции общественно-экономических 
формаций являются понятия «базис» и «надстройка». Под базисом понимается 
экономическая система общества, т. е. производительные силы и 
производственные отношения; надстройка – это все государственные, 
политические и социальные институты, культура, религия, философия, наука, 
специфика которых непосредственно зависит от базиса. Кроме того, надстройка 
включает в себя семью в ее конкретной исторической форме. 
Производительные силы – это орудия труда и люди, обладающие 
определенными умениями и навыками, а также научными знаниями. Орудия 
труда включают в свой состав предметы труда, средства труда и технологию 
производства. Что же касается людей, то они должны обязательно обладать 
определенным профессиональным опытом, трудовыми навыками и 
определенным количеством знаний, необходимых в процессе производства.

В конце XIX – начале ХХ века в трудах Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, позднее А. Тойнби активно разрабатывается цивилизационная концепция общественного развития. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Н.Я. Данилевский) или «цивилизации» (О. Шпенглер, А.Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок. 
Для всех этих концепций характерны такие особенности, как:

  • отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества
  • вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых 
    характерны локальность и разнокачественность
  • утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом 
    процессе.

Сам термин «цивилизация» впервые был введен в научный оборот в  XVIII в. французским экономистом В. Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757 г.), но до сих пор не существует однозначной его трактовки.

Любая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: 
-зарождение, 
-рост, 
-надлом и разложение, 
-смерть цивилизации.

 

  1. Человек в информационно-техническом обществе

 

Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности. 
     Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационная деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационном мире, в современной философии уделяется ей большое внимание. 
     Человек радикально отличается от всех других существ на Земле и, прежде всего, в разумом. Но отличается он и технологичностью деятельности, стремлением к творчеству, к свободе - четыре фундаментальных признака человек. В новом веке новые информационные технологии впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.

Способ существования человека в историческом плане определяется отношением человек - орудие - техника. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии. 
     Как результат исторического развития практической деятельности человека современный мир представляет собой информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою сущность, существуя в технически обусловленном пространстве, он творчески реализуется как по законам природы, так и по законам технической среды. 
     Одним из определяющих моментов организации этой среды, да и самого существования в ней человека, является передача информации. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее.

Положение личности уже не может детерминироваться только ее формой участия в процессе производства, на личность воздействуют факторы социального манипулирования. Человек постоянно находится в ситуации выбора. Личность имеет огромные информационные возможности, социальные технологии направлены на ускоренную адаптацию личности, но сама необходимость постоянного принятия решений может быть представлена как ограничение свободы. 
     Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, - манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают все, что им нужно, а остальные не знают ничего.

 

  1. Понятие «социализация»

 

Социализация (от лат. Socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности.

В различных немарксистских концепциях социализация на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом – ученые, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.

Марксистская концепция исходит из того, что социализация должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. Социализация – это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность – не предпосылка социализации, а ее результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является, в то же время, субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.

 

  1. Понятие «боготворчество»

 

Теургия (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество) – термин теологии, фиксирующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция которого трактуется в данном контексте как теургический процесс. Основывается на презумпции возможности чуда как «препобеждающего» естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мистериальным культам. В зрелой своей форме теургия конституируется в контексте теизма, в системе отсчета которого трансцендентный статус Бога по отношению к миру, с одной стороны, задает интенцию на рассмотрение последнего в качестве «расволшебствленного» (М. Вебер), с другой же – делает его потенциальной ареной чудотворного Божественного вмешательства. В отличие от характерной для язычества идеи теофании, т. е. непосредственной явленности богов, в теизме Бог презентует себя в мире посредством теургии. Единственный прецедент теофании в иудаизме и христианстве – первое явление Бога Моисею. И в христианстве, и в иудаизме, и в исламе именно феномен чуда (Божественного чудотворства) оценивается как эксплицирование8 и свидетельство всемогущества и истины Божьей. В своей социальной аппликации парадигма теургии фундирует собой феномен провиденциализма. В эволюции любой исторической формы теизма могут быть выделены специфические зоны акцентировки теургии, реализующие себя: в сугубо хронологической сфере; в сфере конфессиональной вариативности; в содержательно-аксиологической сфере. В рамках протестантизма феномен теургии обретает свою специфическую интерпретацию: если католицизм противопоставляет «естество и чудо», то протестантизм, напротив, постулирует веру как усмотрение чуда в естестве; в зрелом протестантизме доминирует тенденция вытеснения теургических представлений.

Информация о работе Философия и наука