Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 12:19, контрольная работа
В «Философском энциклопедическом словаре» дано следующее определение понятия «наука»: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания».
1. Философия и наука……………………………………………………….3
2. Общая характеристика философии эпохи Возрождения……………...5
3. Детерминизм и индетерминизм……………………………………….....6
4. Специфика познания социальных явлений……………………………..7
5. Мышление и язык………………………………………………………....9
6. Эстетические ценности и их роль в жизни человека…………………..10
7. Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития……………………………………………………….12
8. Человек в информационно-техническом обществе……………………14
9. Понятие «социализация»………………………………………………..16
10. Понятие «боготворчество»……………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..19
Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.
Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.
К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории «возвышенное и низменное», «героическое и трусливое», «комическое и трагическое». Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, «возвышенным» или «низменным» в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.
Под «героическим» обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным.
Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий.
Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.
Авторство теории общественно-экономических
формаций принадлежит К. Марксу. Сам термин
«формация» был взят из геологии, где им
обозначается напластование геологических отложений определенного периода.
Основы философского учения о формациях
изложены в работе «Немецкая идеология»,
написанной в 1845–1846 годах К. Марксом и
Ф. Энгельсом. В данной работе авторы выделили
структуру общества, включающую в себя
производительные силы – производственные
отношения – политическую надстройку
– формы общественного сознания, а также
дали периодизацию
исторического процесса. Основные стадии
исторического развития человеческого
общества, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу,
– это последовательно сменяющие друг
друга господствующие формы собственности:
1)племенная,
2)античная,
3)феодальная,
4)буржуазная,
5)будущая коммунистическая форма всеобщей
собственности.
С точки зрения марксизма, история представляет собой закономерный
процесс, проявляющийся в смене общественно-экономических
формаций –совокупностей общественных
отношений, связанных со степенью развития
производительных сил, политическим строем
и формами собственности.
Каждая из формаций, приходящая на смену
предыдущей, является более
высоким типом организации общества. При
этом смена формаций происходит
постепенно, в результате того, что внутри
каждой формации постепенно
накапливаются более прогрессивные элементы,
которые приводят к изменению
общественных отношений, политического
строя и форм собственности, т.е. к
образованию новой формации.
Важными понятиями в концепции общественно-экономических
формаций являются понятия «базис» и «надстройка».
Под базисом понимается
экономическая система общества, т. е. производительные силы и
производственные отношения; надстройка
– это все государственные,
политические и социальные институты,
культура, религия, философия, наука,
специфика которых непосредственно зависит
от базиса. Кроме того, надстройка
включает в себя семью в ее конкретной
исторической форме.
Производительные силы – это орудия труда
и люди, обладающие
определенными умениями и навыками, а
также научными знаниями. Орудия
труда включают в свой состав предметы
труда, средства труда и технологию
производства. Что же касается людей, то
они должны обязательно обладать
определенным профессиональным опытом,
трудовыми навыками и
определенным количеством знаний, необходимых
в процессе производства.
В конце XIX – начале ХХ века в трудах Н.Я.
Данилевского, О.Шпенглера, позднее А. Тойнби активно
разрабатывается цивилизационная концепция общественного
развития. По их представлениям, основу общественной
жизни составляют более или менее изолированные
друг от друга «культурно-исторические
типы» (Н.Я. Данилевский) или
«цивилизации» (О. Шпенглер, А.Тойнби),
проходящие в своем развитии ряд последовательных
стадий: зарождение, расцвет, старение,
упадок.
Для всех этих концепций характерны такие
особенности, как:
Сам термин «цивилизация» впервые был введен в научный оборот в XVIII в. французским экономистом В. Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757 г.), но до сих пор не существует однозначной его трактовки.
Любая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии:
-зарождение,
-рост,
-надлом и разложение,
-смерть цивилизации.
Философия рассматривает человека как
сложную совокупность многомерных универсальных
характеристик. Философия касается всего,
что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает
объекты информационного мира, то рано
или поздно возникает потребность в осмыслении
этого явления своеобразного изменения
человеком природы и самого себя. Именно
тогда философия проникает в сферу информационной
деятельности человека, ставит перед ним
различные вопросы, в том числе, о целесообразности
такой деятельности.
Кроме того, на современном этапе существования
человека именно информационная деятельность
вызывает самые большие тревоги человечества,
потому что под угрозой существования
в результате такой деятельности сейчас
оказался сам человек. В связи с высокой
актуальностью проблемы человека в информационном
мире, в современной философии уделяется
ей большое внимание.
Человек радикально отличается от всех
других существ на Земле и, прежде всего,
в разумом. Но отличается он и технологичностью
деятельности, стремлением к творчеству,
к свободе - четыре фундаментальных признака
человек. В новом веке новые информационные
технологии впервые открывают перспективу
для колоссального усиления этих фундаментальных
особенностей человека, для их применения
в невиданных ранее масштабах.
Способ существования человека в историческом
плане определяется отношением человек
- орудие - техника. С давних времен сбор
и систематизация сведений об окружающем мире
помогали человеку выживать в нелегких
условиях - из поколения в поколение передавался
опыт и навыки изготовления орудий охоты
и труда, создания одежды и лекарств. Информация
постоянно обновлялась и дополнялась
- каждое изученное явление позволяло
перейти к чему-то новому, более сложному.
Со временем, большие объемы данных об
окружающем мире поспособствовали развитию
научно-технического прогресса и, как
следствие, всего общества в целом - человек
смог научится управлять различными видами
вещества и энергии.
Как результат исторического развития
практической деятельности человека современный
мир представляет собой информационное
пространство. Но и сам человек технологизировал
свою сущность, существуя в технически
обусловленном пространстве, он творчески
реализуется как по законам природы, так
и по законам технической среды.
Одним из определяющих моментов организации
этой среды, да и самого существования
в ней человека, является передача информации.
С течением времени роль информации в
жизни человека становилась все существеннее.
Положение личности уже не может детерминироваться
только ее формой участия в процессе производства,
на личность воздействуют факторы социального
манипулирования. Человек постоянно находится
в ситуации выбора. Личность имеет огромные
информационные возможности, социальные
технологии направлены на ускоренную
адаптацию личности, но сама необходимость
постоянного принятия решений может быть
представлена как ограничение свободы.
Информатизация общества усиливает и
авторитарные тенденции. Способность,
с одной стороны, получать точную информацию
о каждом гражданине, а, с другой стороны,
- манипулировать массами людей, предельно
возрастает при использовании компьютерных
сетей. И можно представить себе такое
положение дел, когда правящие круги знают
все, что им нужно, а остальные не знают
ничего.
Социализация (от лат. Socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности.
В различных немарксистских концепциях социализация на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом – ученые, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.
Марксистская концепция исходит из того, что социализация должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. Социализация – это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность – не предпосылка социализации, а ее результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является, в то же время, субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.
Теургия (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество) – термин теологии, фиксирующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция которого трактуется в данном контексте как теургический процесс. Основывается на презумпции возможности чуда как «препобеждающего» естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мистериальным культам. В зрелой своей форме теургия конституируется в контексте теизма, в системе отсчета которого трансцендентный статус Бога по отношению к миру, с одной стороны, задает интенцию на рассмотрение последнего в качестве «расволшебствленного» (М. Вебер), с другой же – делает его потенциальной ареной чудотворного Божественного вмешательства. В отличие от характерной для язычества идеи теофании, т. е. непосредственной явленности богов, в теизме Бог презентует себя в мире посредством теургии. Единственный прецедент теофании в иудаизме и христианстве – первое явление Бога Моисею. И в христианстве, и в иудаизме, и в исламе именно феномен чуда (Божественного чудотворства) оценивается как эксплицирование8 и свидетельство всемогущества и истины Божьей. В своей социальной аппликации парадигма теургии фундирует собой феномен провиденциализма. В эволюции любой исторической формы теизма могут быть выделены специфические зоны акцентировки теургии, реализующие себя: в сугубо хронологической сфере; в сфере конфессиональной вариативности; в содержательно-аксиологической сфере. В рамках протестантизма феномен теургии обретает свою специфическую интерпретацию: если католицизм противопоставляет «естество и чудо», то протестантизм, напротив, постулирует веру как усмотрение чуда в естестве; в зрелом протестантизме доминирует тенденция вытеснения теургических представлений.