Философия и психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Философия буддизма была рождена самим духом Древней Индии, в которой к тому времени, сложилась наиболее богатая мировая культура поиска «истины» - поиска духовного освобождения, просветления. Культура эта столетиями создавалась лесными отшельниками, йогинами и аскетами, практиковавшими различные методы медитации и искавшими способы обрести истину. В число этих отшельников на протяжении семи лет входил и Будда. В философии буддизма воплотился его духовный опыт переживания истины.

Содержание работы

Глава 1. История возникновения буддизма…………………………………...…стр.2
Глава 2. Философские основания Буддизма…………………………………..…стр.10
2.1 Дхарма……………………………………………………………………стр.10
2.2 Четыре благородные истины…………………………………………...стр.11
2.3 Круговорот бытия и живые существа……………………………….…стр.12
2.4 Причины круговорота бытия………………………………………..…стр.12
2.5 Действия………………………………………………………………...стр. 13
2.6 Освобождение…………………………………………………….…….стр.13
Глава 3. Философские школы буддизма………………………………….….….стр.14
Список использованной литературы……………………………………..…..….стр.17

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ

 

 

Кафедра «Философия и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии  на тему:

«Философия Буддизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат подготовила:

                       Группа 3-ЭФМн-1  

      Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание.

 

Глава 1. История возникновения  буддизма…………………………………...…стр.2

Глава 2. Философские основания Буддизма…………………………………..…стр.10

2.1 Дхарма……………………………………………………………………стр.10

2.2 Четыре благородные истины…………………………………………...стр.11

2.3 Круговорот бытия и живые существа……………………………….…стр.12

2.4 Причины круговорота бытия………………………………………..…стр.12

2.5 Действия………………………………………………………………...стр. 13

2.6 Освобождение…………………………………………………….…….стр.13

Глава 3. Философские школы буддизма………………………………….….….стр.14

Список использованной литературы……………………………………..…..….стр.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История возникновения буддизма.

Философия буддизма была рождена самим  духом Древней Индии, в которой  к тому времени, сложилась наиболее богатая мировая культура поиска «истины» - поиска духовного освобождения, просветления. Культура эта столетиями создавалась лесными отшельниками, йогинами и аскетами, практиковавшими различные методы медитации и искавшими способы обрести истину. В число этих отшельников на протяжении семи лет входил и Будда. В философии буддизма воплотился его духовный опыт переживания истины.

Буддизм — религиозно-философское  учение, возникшее в северо-восточной  части Индии в VI—V вв. до н.э. В  ходе исторического развития он стал одной из наиболее распространенных религий, наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Шакьямуни (букв. «Просветленный мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в ее тело вошел белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребенок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чем, ни нужды, ни горя, и не выпускал его из дворца. Но Сиддхартха хотел узнать реальную жизнь и тайно проник в город. Во время этого путешествия он столкнулся со смертью, болезнью и старостью и испытал острое страдание, осознав, что счастье и наслаждение не могут длиться вечно. В поисках путей освобождения от страданий Сиддхартха покинул дворец и обратился к духовным поискам истины, которую познал в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние Будды.

Основные положения буддизма изложены в “священных” книгах, так называемых Трипитака, написанных на языке пали. Буддийский канон существует в нескольких редакциях, но полностью до нашего времени дошла одна из них, осуществленная школой тхеравадинов на языке пали, поэтому его еще называют палийским. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм отверг кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее перевоплощениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване — небытии, вечном блаженстве. Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия (“варны”) обрядов, жертв и заклинаний можно достичь “хороших перерождений”, т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия. Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к “высшей мудрости”, достигнув которой существо может выйти из “круговорота бытия”, завершить цепь своих перерождений. Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину бытия—страдания, раскрыл ее людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.

Возвращаясь к «священным» книгам, стоит сказать, что Трипитака состоит из трех больших сводов:

1. Сутра-питака («сутра» — букв. «нить») — это собрание бесед-наставлений, проповедей Будды, предназначенных для самого широкого круга слушателей.

2. Виная-питака («виная» — букв. «устав») содержит свод правил, регламентирующих жизнь членов  буддийской общины.

3. Абхидхарма-питака («абхидхарма»  — букв. «трактат») представляет собой метод наставлений, сопровождавшийся строгой логико-теоретической интерпретацией сутр и их основных положений.

Буддийская религиозно-философская  доктрина основывается на следующих  основных характеристиках бытия: анитья — невечность, анатма — бессущность и духкха — прозрение.

Буддизм исходит из того, что в  мире нет ничего, что не было бы подвержено изменению. В мире есть только становление, не имеющее ни начала, ни конца. О  бытии можно говорить лишь как ежемгновенном изменении. Сам термин «бытие» равносилен термину «перемена», и истина — это становление, а бытие и небытие — крайности. Буддизм говорит, что мы создаем представление о мире, исходя из отношений, связей и состояний. На самом деле все сущее состоит из отдельных элементов, физических и психических. Эти вечно меняющиеся элементы бытия в буддизме называются дхармами. Дхармы-частицы, по учению Будды, есть носители бесконечного числа качеств: вещей, предметов, явлений. Каждое отдельное качество имеет начало и конец своего существования. По сравнению с вечностью, долгота жизни любого качества является бесконечно малой величиной. В этом смысле каждое качество есть «вспышка». Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. Все существующее представляет собой единый поток, вихрь, состоящий из элементов, жизнь которых мгновенна, но то, что действительно есть — дхармы как носители качества — пребывают всегда.

Дхармы постоянно возникают  и исчезают, заменяясь новыми. Этот процесс не произволен, он подчиняется  закону причинно-следственного происхождения. Ничто не является без соответствующей достаточной причины. Одни элементы непременно следуют за другими. Это учение о «совместно-зависимом» происхождении дхарм является одним из важнейших в буддийском мировоззрении. Оно неразрывно связано с со вторым положением буддизма — отрицанием души — анатма. В отличие от сторонников Упанишад, для которых понятие души — атмана означало личность в ее целостности, обнимало тело и душу, в свою очередь отождествлявшуюся с духовным началом вне человека — всеобщим атманом, буддизм полагал, что в духовном мире так же мало единства, как и в мире материальном.

Если мир состоит из дхарм-частиц, то душа из отдельных духовных элементов. Буддизм полагает, что невозможно говорить о целостности личности. Как в куче зерна нет ничего, кроме тех зерен, из которых она состоит, так и в человеческой личности нет ничего, кроме отдельных психических состояний, из которых она слагается. Только наша привычка или ограниченность нашего познания приписывает целому какое-то особое бытие. Атман не существует вне пяти групп элементов, так называемых «скандх»:

1) физической группы, тела;

2) чувствований, приятных или неприятных;

3) понятий;

4) воли;

5) сознания.

В данной классификации сознание разделяется  на две категории: сознание вообще как способность восприятия внешнего мира и сознание как формирование конкретного образа воспринимаемого объекта, т.е. представления и понятия. Таким образом, в буддизме в понятие «личность» включается и объект, воспринятый живым существом. Бытие индивида — это момент сознания, соответствующий воспринимаемому объекту: сознание видимого для формы и цвета, сознание слышимого для восприятия звуков и т. д., поэтому объект в буддизме перестает существовать как таковой, сам по себе, он становится частью внутреннего мира данного человека.

Личность понимается только как имя, упорядочивающее названную комбинацию пяти скандх — несубстанциональных и мгновенных элементарных психических состояний. Такое представление о человеке отрицает наличие в нем какого-то вечного неизменного начала. Причина предшествует следствию. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Смерть и рождение — это важные события, но все равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Поэтому очевидно, что психический мир новорожденного не возник, ниоткуда, он при рождении представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи.

Традиционно, философия буддизма берёт  свой отсчет с проповеди Будды  о «четырёх благородных истинах», которые открылись ему в  состоянии просветления. Темы истин: 1) о страдании; 2) причине страдания; 3) об устранении причины страдания; 4) о пути, что ведёт к прекращению страданий.

Согласно первой истине, всё существование  человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание обладать чем либо или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина. Вторая Истина указывает на происхождение страдания от страстей, желаний, влечений, привязанности к жизни. Если бы не было жажды жизни, не было бы и страдания.

Пессимизм первых двух благородных  истин преодолевается благодаря  следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку  она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания. Третья истина также гласит о том, что существует состояние, в котором страдания нет. Это нирвана. Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирвана — это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия. Это непроявленное бытие, трансцендентное всему нашему сансарическому опыту. Это состояние сознания, которое невозможно выразить словами, а можно только пережить. Поэтому Будда ограничился самыми общими характеристиками нирваны как состояния свободного от страдания, совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания.

О том, как достичь этого, говорит  четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение». Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).

Восьмиричный путь - это  буддистская программа личностного  самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению - нирване. Буддисты считают, что об этом пути говорят все великие учителя, пророки и мудрецы. Движение по нему предполагает следующие шаги:

1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери «маршрута» Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.

2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.

3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово - отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я».

4). Правильное действие. Цель самосовершенствования -стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.

Информация о работе Философия и психология