МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО Якутская государственная
сельскохозяйственная академия
Экономический факультет
Кафедра: «Философии, истории
и социально-экономических наук»
РЕФЕРАТ на тему: Философия
и религия
Выполнила: Макарова С.В.
Якутск 2015г.
Содержание
Введения…………………………………………………………………………...3
- Возникновение философии………………………………………………..5
Мифология………………………………………………………………….7
Религия……………………………………………………………………...9
- Религия и философия в истории
Российского государства……………10
Заключения……………………………………………….………………………13
Список литературы………………………………………………………………14
Введения
Философия изучает всеобщее, или наиболее
общее, то есть такие свойства и отношения
вещей, которые проявляются везде и всегда.
Например, причина и следствие, содержание
и форма, сущность и явление, необходимость
и случайность и т.п. Эти и подобные им
понятия — их принято называть философскими
категориями — отображают такие характеристики
вещей и процессов, которые присущи им
в любом уголке Вселенной и в любое время.
Кроме того, философия открывает
и фиксирует всеобщее в виде законов. Вы
уже знаете множество научных законов.
Знаете также, что они заметно отличаются
друг от друга по сфере их действия или
применимости. Есть частные законы и общие
законы. Скажем, границы применимости
таких общих законов, как закон всемирного
тяготения или закон сохранения и превращения
энергии, гораздо шире, нежели таких частных
законов, как закон Ома или закон Бойля-Мариотта.
Но, оказывается, есть и такие законы, которые
вообще не имеют границ применимости,
то есть действуют в любых природных и
общественных процессах, а также в познании
и в мышлении. Такие законы назвали всеобщими,
или иначе — законами диалектики. С содержанием
этих законов, заслуга в открытии которых
принадлежит именно философии. Таким образом,
предметом философии является исследование
наиболее общих законов развития природы,
общества и познания.
Известно, что духовный опыт человечества
проявляет себя в трех основных сферах.
Это такие, как Истина (наука и идеология),
Добро (мораль и религия) и Красота (искусство
в различных его формах и видах). Философия
всегда находилась и находится на стыке
этих сфер. Она опирается на них и впитывает
тем самым все богатство и многообразие
духовной культуры общества.
Вопрос о предмете той или иной
науки всегда непрост. Об этом спорят математики
и психологи, историки и биологи. Почему
так происходит? Потому что каждая из наук
развивается, не стоит на месте, следовательно,
меняются представления учёных о том,
что же именно представляет собой предмет
их исследований. Кроме того, возникают
новые науки, которые тоже заботятся о
поле своей деятельности, покушаются на
устоявшиеся представления о границах
наук. Не составляет исключения и философия.
В далёком прошлом философы полагали,
что их задача — изучать природу, космос.
Затем, по мере развития естественных
наук, получила распространение точка
зрения, что главной целью философского
анализа является человек и всё, что с
ним связано. В средние века, напротив,
многие философы считали своей основной
задачей поиски безупречного доказательства
существования Бога. Было время, когда
предметом философии считали исследование
закономерностей и методов научного познания
истины, или анализ и разработку такого
языка науки, который бы не допускал противоречий
и двусмысленностей.
Если мы посмотрим в историю
философии, то увидим, что представления
о предмете философии менялись от эпохи
к эпохе. Дискуссии на эту тему продолжаются
и сейчас, что вполне естественно. И всё
же, несмотря на обилие различных философских
наставлений, и школ, можно выделить некоторое
общее основание, которое всех их объединяет.
Это общее для всех основание можно обозначить
одним словом — всеобщее.
1. Возникновение философии
Философия как особая форма
культуры и духовного освоения мира возникла
примерно в середине первого тысячелетия
до н.э. одновременно и независимо друг
от друга в трёх регионах - в Индии, Китае
и Греции. Одновременность её появления
говорит нам о не случайности этого процесса.
Этот период в истории человеческой цивилизации,
в которое зародились философские учения,
и некоторые из этих учений стали впоследствии
религиями.
Автором термина "философия"
стал известный греческий математик и
философ Пифагор. Как и многие другие греческие
мыслители, он имел свою школу, в которой
был единственным преподавателем. Рассказывают,
что однажды ученик, восхищённый его лекцией,
воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!".
Софос — значит "мудрец". На что учитель
скромно ответил: "Я не софос, а всего
лишь философов", то есть "любитель
мудрости". Стало быть, слово "философия"
переводится как "любовь к мудрости".
На Руси, например, философов долгое время
так и называли — "любомудры".
Первые философы были универсалами,
энциклопедистами, они с равным любопытством
исследовали природу и человека, космос
и жизнь общества, не отделяя одно от другого.
Экспериментальных методов ещё не существовало,
поэтому в их теориях было много фантазии
и интуитивных догадок, впрочем, гениальных.
Наибольшее развитие в это время получают
области знания, требующие "чистого"
мышления: логика, геометрия, философия.
Однако именно эти знания со временем
легли в основу зарождения и развития
таких наук, как астрономия, механика,
медицина и т.п. Поэтому философию часто
называют "матерью всех наук", сравнивая
её с корнями дерева, от которых, как ветви,
произрастают и питаются другие области
знания.
Философия в своем зарождении
мыслилась не как простое создание истин,
а как стремление к истине, как такой идеальный
настрой души и ума человека, который способен
привести к гармоничному равновесию, как
внутреннюю психическую жизнь человека,
так и его сложные взаимоотношения с миром.
2. Мифология
Философия возникла не на пустом
месте. У неё были предшественники
- мифология и религия, которые появились
раньше. Уже первобытные люди пытались
понять окружающий мир и себя. Миф (сказание)
- это исторически первая форма духового
приобщения человека к природе. Через
эту ступень прошли все народы, и мифотворчество
каждого из них имеет сходные черты.
Одна черта означает целостность,
нерасчленённость восприятия общинными
людьми мира и себя в нём. Их мышление ещё
не делит мир на элементы, не выделяет
человека из природы. Оно похоже на мышление
маленького ребёнка, который ещё не способен
делить вещи на живые и неживые. Кроме
того, ребёнка удовлетворяет любое объяснение
со стороны взрослого, но при одном условии:
в объяснении должна быть логика, пусть
наивная и примитивная, но убедительная
для него. Подобно этому древние люди объясняли
события, объединяя их фантастическими
логическими связями, которые они выдумывали
за недостатком знаний о реальных причинах.
Мифотворчество — это как бы своеобразная
"тренировка" логического мышления,
необходимого для грядущего более серьёзного
познания.
Другая черта означает очеловечивание
природы, то есть объяснение природы на
основе того простейшего знания, которое
люди уже имели о себе самих. Например,
откуда взялась Луна? Миф гласит, что однажды
охотник сидел у костра и сушил свою одежду
и обувь. Он не заметил, как его башмак
начал тлеть. Когда спохватился, осталась
лишь обгоревшая подошва. Рассердившись,
охотник схватил ее, и что было сил запустил
в небо. Так появилась Луна. Конечно, такое
"объяснение" вызывает улыбку у современного
человека. Но, согласимся, в нём есть логика,
пусть и детская.
Своеобразие философии как
способа осмысления мира открывается
в сравнении ее с мифологическим постижением
действительности. Мифология – мировоззрение
первобытнообщинного, родового общества.
Мифология состоит из стихийно складывающихся
легенд, сказаний о жизни, о происхождении,
о возникновении ремесел, которые передаются
через поколения. Суть мифологии заключается
в перенесении общинно-родовых отношений
на весь окружающий мир. Основные черты
мифологического мировоззрения сводятся
к следующему:
- Представление о родственной
связи сил и явлений и человеческих коллективов.
Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека
на весь окружающий мир.
- Персонификация, олицетворение
природных сил и способов человеческой
деятельности.
- Мифологическое мышление по
своей природе художественное, оно оперирует
образами, но не понятиями.
Главное отличие религии от
мифологии заключается в соблюдении культа.
3. Религия
На базе мифологического сознания
возникает религия — вторая, более высокая
ступень освоения мира. Отличие религиозного
сознания в том, что оно подходит к миру
уже дифференцированно, делит его на посюсторонний
— видимый, осязаемый и потусторонний
- невидимый и неощущаемый. Кроме того,
религиозное сознание вводит между природой
и людьми третий элемент
— божества, которые влияют на природу
и человека, и перед которыми возникает
чувство зависимости и страха. Таким образом,
картина мира представлялась более сложной,
нежели в мифах. Долгие века религиозное
сознание было языческим (вера
во многих богов, олицетворяющих различные
природные стихии). И лишь с появлением
иудаизма, а затем и христианства, совершился
переход к монотеизму (вера
в единого Бога).
На первых порах, особенно на
Востоке, философское знание ещё не вычленялось
из религиозного, было слито с ним. И лишь
затем постепенно произошло отделение
философии от религии, причём не без взаимной
критики и борьбы. Однако история их взаимоотношений
знает и попытки объединения философского
знания и религиозной веры.
4. Религия и философия
в
истории Российского
государства
До принятия христианства
на территории Древней Руси проживали
племена полян, древлян, кривичей, вятичей,
радимичей и других славян, которые исповедовали
язычество. Суть языческого мировоззрения
связана с признанием добра и зла как двух
равнозначных и самостоятельных начал
бытия мира. Нетрудно представить, каким
образом эти «истины» влияли на бытовую
жизнь во всех ее проявлениях. Ведь если
добро и зло равноправны и естественны
для человека, то он вправе руководствоваться
ими в своей жизни. И народы, которые исповедовали
язычество, не отличались «дружелюбием»
не только к другим племенам, но и к своим
соплеменникам. Исторические хроники
дают немало примеров «дикой жесткости»,
проявленной язычниками. Так, после победоносных
походов, на земле побежденных оставались
в буквальном смысле горы трупов, далеко
не всегда появлявшиеся в результате только
военных сражений. Достаточно вспомнить
завоевательные походы чужеземного для
России язычника Александра Македонского.
Не отличались милосердием и русские князья-язычники.
В быту язычников также царили жестокие
обычаи. Так, вместе с умершим воином на
погребальном костре должны были быть
сожжены и его жена или жены (славяне, например,
признавали многоженство).
Крещение
Руси и принятие в 988 г. христианства способствовали
не только объединению на основе исповедывования
одной веры различных племен в один русский
народ (разумеется, с учетом других факторов
и в течение многих десятилетий), но и внесли
в мировоззрение и повседневный быт новые
принципы, в основе которых находится
нравственный идеал, соборность народа
и державность государственного устройства.
Первым проявлением
нового религиозного мировоззрения на
Руси и одновременно философского видения
мира является «Слово о законе и благодати»
русского митрополита Илариона. Условно
содержание этого произведения можно
разделить на три раздела. В первом акцент
сделан на религиозной трактовке мира,
мировой истории, объясняемых как переход
от ветхозаветного закона, которым руководствуется
один иудейский народ, до новой благодати,
заключенной в Новом завете, открытой
и доступной всему человечеству. Второй
и третий разделы — это в известной степени
светская философская трактовка событий
в принявшей христианство Руси, а также
восхваление деятельности князей Владимира,
Святослава и Ярослава на благо Руси. Как
видим, уже в первом из дошедших до нас
произведений крещенной Руси, дано религиозное
и философское видение мира. В дальнейшем
эта тенденция, вплоть до конца XIX века,
постоянно присутствует и познает дальнейшее
развитие.
Фигура царя Ивана
Грозного в истории России отмечена явными
чертами судьбоносности. При нем произошло
окончательное становление русского государства.
Его правление также венчает период формирования
русского религиозного самосознания.
Именно при нем, и не в последнюю очередь
благодаря вышеперечисленным обстоятельствам,
произошло окончательное оформление русского
народа как этнически однородного, завершилось
формирование его взглядов на свою сущность,
свою роль в истории, на народные и государственные
формы своего бытия.
Известно, что
на Руси, как, впрочем, и в большинстве
других стран мира того времени, считалось,
что царская власть имеет божественное
происхождение и поэтому изначально русские
православные князья короновались сначала
на княжение, а затем на царствование.
Иван IV стал первым русским царем, над
которым было совершенно высшее церковное
таинство) он стал первым Помазанником
Божьим на царском троне. Тем самым единение
светского и религиозных начал достигло
своего высшего уровня. Соборность народа,
его державность и святость как бы слетись
воедино. Вся деятельность Ивана Грозного
была направлена на укрепление самодержавия,
то есть силы и мощи русского государства
и усиление позиций Православия. Благодаря
этой деятельности Россия при Грозном
значительно расширила свои территориальные
границы и превратилась в мощное государство.