Философия Ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 04:00, реферат

Описание работы

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.

Содержание работы

Введение
1. Ислам: характеристика вероучения и культа
1.1 Источники вероучения
1.2. Вероучение
1.3. Мусульманская культура
1.4. Шиизм
Заключение
Список и использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ислам.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.4. Шиизм

 

Уже после битвы  при Сиффине в 657г. между сторонниками 4-го праведного халифа Али (зятя и двоюродного  брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название “ахл ас-сунна” (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от “ши'ат Али” — партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член.

После ряда военных  поражений хариджиты сосредоточились  на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из “дома Али”, безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только “посвященным”, — экзотерическому (захир).

Своей кульминации  шиитская доктрина достигает в учении о “скрытом имаме”: последний из “видимых имамов” (разный в различных  шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии — махди, наполнив мир правдой и справедливостью. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы). Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.

Своеобразное  развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов  и бехаитов — течений, возникших  в XIX в. в Иране. Основатель последнего — Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.

 

Заключение

 

Ислам - возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Появлению предшествовали учения ханифов - ранняя форма арабского монотеизма.

Последователи ислама - мусульмане. Основатель - Муххамед (Магомет) - глава первого мусульманского теократического государства. В  результате арабских завоеваний и распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее на Дальнем Востоке. Юго-Восточной Азии, Африке. Главные принципы изложены в Коране - собрании проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Медине и Мекке Основной догмат - поклонение единому богу - Аллаху и признание Мухаммеда посланником Аллаха. Адам - единый первопредок всех людей, все люди братья. Нет различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром

 Включает  в себя 7 догматов: вера в Аллаха; : вера в ангелов и демонов;  вера в святость Корана; вера  в ПРОРОКОВ и посланничество  Мухаммеда; вера в рай и ад; вера в божественное предопределение, вера в  бессмертие души. Опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры (произнесение шахады «Нет Бога кроме аллаха и Мухаммед - посланник его»; ежедневный пятикратный намаз, состоящий из II частей в строгом порядке с ритуальным омовением перед намазом; соблюден поста в месяц рамазан; закят - обязательная уплата налога в 1/40 часть годового дохода; хадж - паломничество в Мекку). Кроме этого в культовой системе существует культ каабы (мусульманского храма в Мекке в форме куба, существовавшего еще до ислама) поклонение святым местам - мазарам. Значительную роль играют праздники: ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют. Основные направления ислама – суннизм, шиизм и хариджитизм.   

 

Список  использованной литературы

 

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. -368с.
  2. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972. -224с.
  3. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса. // Вопросы философии, 1972, № 9.
  4. Гайденко, П. П. Проблема времени в онтологии М. Хайдеггера // Вопросы философии.- 1965. - № 12. - С. 109-120.
  5. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
  6. Миголатьев А.А. Философия. М., 2001. -432с.

 


Информация о работе Философия Ислама