Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 22:28, реферат
Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.
Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой катастрофы».
Введение…………………………….………………………….… |2 |
| |Основные представители атеистического |3 |
| |экзистенциализма………………………………………….. | |
| |Феноменологический метод М. Хайдеггера…………………. |3 |
| |Философская концепция Ж.-П. Сартра……………………… |12 |
| |А. Камю: абсурд и бунт…………………………………………. |18 |
| |Представители религиозного экзистенциализма: Г. Марсель и К. |21 |
| |Ясперс…………………………... | |
| |Г. Марсель: «Кто я есть?»……………………………………… |21 |
| |Экзистенциальная философия К. Ясперса…………………... |23 |
| |Заключение…………………………………………………….. |28 |
| |Список использованных источников……………. |30 |
Реферат Философия экзистенциализма
Содержание | |Введение…………………………….……………………… Введение Впервые об экзистенциализме
(философии существования) заговорили
в конце 20-х годов 20 века. Многие считали
это направление философии бесперспективным, но вскоре
оно выросло в крупное идейное движение.
Условно это движение разделяется на два
направления: атеистическое (представители
- Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий. Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой катастрофы». Но в этой неразберихе пафос экзистенциализма направлен против личной капитуляции перед «глобальным кризисом». Сознание человека, живущего в ХХ веке, отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости, одиночества. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений предмета философии, ее задач и возможностей новых постулатов. Тип их философствования отличался
от академической мысли. Целью данной работы является анализ философских позиций некоторых представителей экзистенциализма. Основные представители атеистического экзистенциализма и их философские взгляды Феноменологический метод М. Хайдеггера С момента публикации работы
«Бытие и время», принесшей ему широкую
известность, и вплоть до последних лет
своей жизни Хайдеггер (1889 – 1970) не уставал
повторять, что в центре его внимания находится
проблема бытия. 1.бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по отношению к которым бытие трансцендентно. 2.понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия, напротив, понуждает к вопросу о его смысле. 3.бытие принимается как
само собой разумеющееся Хайдеггеровская онтология
есть фундаментальная (или критическая)
онтология, потому что сам вопрос и способ
его постановки включается в существо
онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое
начало хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде
всего Неэффективность традиционного
вопроса о бытии преодолевается Сущее, вопрошающее о бытии –
Dasein – должно быть определено в своем
бытии, но в то же время бытие становится
доступным только через это сущее. Сущность Dasein определяется экзистенцией,
важнейшим конституирующим признаком
которой является самопонимание и способ
его обнаружения. «Само бытие,- пишет Хайдеггер,
- к которому присутствие так или иначе
может относить себя и всегда каким-либо
образом относит, мы называем экзистенцией»[4].
Содержательно экзистенция означает «пред-стояние
в истине бытия». Термин «экзистенция»
– производное от латинского глагола
ex-sistere Смысл бытия равен пониманию бытия, т.е. самопроектированию
Dasein. Забота представляет собой единство трех моментов: бытия-в-мире, забегания вперед и бытия-при-внутримировом-сущем. Важнейшей стороной Dasein, благодаря которой оно вообще оказывается доступным для восприятия, является бытие-в-мире (In-der-Welt-sein). В-мире- бытие означает принадлежность внутримирового содержания человеческому субъекту, т.е. неразрывность человеческого бытия и мира, субъективного и объективного. Немецкое слово ,,Sein” означает не только ,,бытие”, но и принадлежность некоего предмета или свойства. Соответственно, In-der-Welt- sein означает раскрытие мира, как нечто, существующее при Dasein, а не наряду с ним. Хайдеггер провозглашает бытие-в-мире внутренним, априорным определением человека. Второй момент заботы как забегание
вперед, означает, что человеческое бытие,
постоянно убегающее от себя и ускользающее вперед, всегда есть
бытие, проектирующее само себя в нечто
большее, чем есть в данный момент. Определяя заботу как бытие-при-внутримировом-сущем, Хайдеггер подчеркивает тем самым специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека в его жизни, как к чему-то близкому, согретому человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку. Интимное отношение к вещам как к «подручным», Хайдеггер противопоставляет современному способу орудования вещами, при котором вещественное начало понимается как сырье и техника. Таким образом, забота является целостной структурой,
которая означает Каждый момент заботы – это
определенный модус времени: бытие-в-мире
– модус прошлого (у Хайдеггера он выступает
как фактичность, или заброшенность), забегание-вперед
– модус будущего (проект, постоянно на
нас воздействующий), а бытие-при-внутримировом-сущем
– модус настоящего Человеческое бытие, согласно
Хайдеггеру, никогда не выступает как
изолированный субъект, существование
других, себе подобных, изначально известно
ему, ибо составляет один из моментов его собственной бытийной, априорной
структуры. Если характеристика бытия
среди других – повседневность, обыденность,
то бытие-с-другими может быть неподлинным. Своеобразие, самость человека
противится растворению в Man. Т.к. Dasein потеряно в людях, ему необходимо себя найти, засвидетельствовать способность быть самостью. Таким свидетельством, согласно Хайдеггеру, является голос совести. «Совесть вызывает самость присутствия из потерянности в людях»[6]. Зов совести не планируется или подготавливается, не осуществляется волевыми усилиями и даже зовет против воли. Совесть «говорит в тревожном модусе молчания. И этим способом лишь потому, что зовет призываемого не в публичные толки людей, но от них назад к умолчанию экзистирующего умения быть»[7]. Т.о. совесть взывает к подлинному существованию, онтологическому, экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия. В основе поворота к собственному,
к бытию лежит осознание человеком своей
историчности, конечности, свободы. Безличное
существование скрывает от человека его
обреченность, он не знает смерти, представляющей
собой сугубо личный факт. В повседневности
смерть понимается как «умирают», как
смерть других. «Проговариваемая или чаще
затаенная беглая речь об этом скажет:
в конце концов человек смертен… и …любой
и ты сам можешь себя уговорить: всякий
раз не именно я, ведь этот человек никто»[8].
Но «никто не может снять с другого его
умирание»[9]. В той мере, в какой смерть
есть, она всегда радикальным образом
моя смерть. Т.о. бытие-к-смерти – такая
бытийственная возможность, которая выхватывает
человека из сферы Man, перемещая его в сферу
подлинной экзистенции. Смерть есть абсолют
для «Смерть как конец присутствия есть самая отличительная, несводимая, неминуемая и как таковая неопережаемая возможность бытия»[10]- так определяет Хайдеггер смерть и показывает, что она должна пониматься не как конец здесь-бытия человека, но что само здесь-бытие должно определяться как бытие-к-смерти. Т.о. смерть у Хайдеггера выступает как основа формы жизни, хотя он и избегает слова «жизнь». Dasein – возможность самопонимания, и одновременно это понимание открытия возможности, бытийственной возможности. Смерть означает конец и кажется концом всяких возможностей. Но бытие-к-смерти опережает эту возможность и выступает как самораскрытие форм Dasein. Стать свободным перед лицом собственной смерти – значит распознать среди суетных такие возможности, которые, будучи правильно выбранными, окажутся недостижимыми для смерти. Выдвигая идею смерти, Хайдеггер формулирует свое понимание личности как обращенной к самой себе, оторванной от общества и противопоставленной ему. Фактически, он отражает здесь несовместимость существующих общественных отношений со свободной человеческой личностью. Однако в качестве выхода предлагает осознание безвыходности этого положения. Поэтому столь зловещую роль играет в философии Хайдеггера «Ничто» (Nichts) Понятие Ничто у Хайдеггера впервые появляется в работе «Бытие и время», однако не разрабатывается сколько-нибудь детально. Но уже через два года после ее публикации, в своей лекции «Что такое метафизика?» Хайдеггер сделал его центром внимания. Хайдеггер переворачивает традиционный
способ философствования, при котором неизвестное
объясняется из известного, исходным пунктом
он берет именно то, что до сих пор не удавалось
объяснить. Необходимо учитывать тот факт,
что Хайдеггер необъясненное относит
не к сфере еще не познанного, а к области
сокрытого, тайного. Точно так же, как скрытое
у Хайдеггера служит средством выявления
всего сущего, неизвестное служит способом
пояснения известного и познанного. В
философской форме это выступает как раскрытие
бытия через Ничто. Если традиционная
метафизика – начиная с Платона и Такое неправильное толкование Ничто, по мнению Хайдеггера, является характерным только для метафизического способа мышления, столь прочно утвердившегося на европейской почве, что европейскому человеку оказывается уже недоступным истинное понимание Ничто. В неевропейских же культурах чуждо такое понимание Ничто. Так, беседуя с одним японцем, Хайдеггер обнаружил, что при выявлении смысла слова «Ку», которое по значению близко к понятию Ничто, японец пришел в удивление: «…как европейцы могли пасть до того, чтобы Ничто толковать нигилистически. Для нас пустота - есть высшее наименование того, что вы скорее всего назвали бы словом «бытие»[15][11]. Итак, принцип Хайдеггер состоит в том, чтобы понять явное через неявное, то что сказано, через то, что не может быть сказано, понять слово через молчание, сущее – через несущее, бытие – через Ничто. Но где же искать Ничто? Где мы
имеем шанс с ним столкнуться? Мы никогда
не схватываем все сущее в его совокупности,
но ощущение себя среди сущего в целом
постоянно совершается в нашем бытии.
Дело выглядит так, словно в нашей повседневности
мы привязаны к какому-либо конкретному
сущему, словно затеряны в том или ином
круге сущего. Однако, кажущаяся расколотой
повседневность, содержит в себе сущее
как единство целого. Философская концепция Ж.-П. Сартра Исходным пунктом онтологических
размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является
убеждение в существовании отличного
от человека и несводимого к его мысли
мира вещей, с которым, однако, человек
настолько неразрывно связан, что его
следует определить как бытие-в-мире. Что же касается сознания,
то его Сартр определяет как бытие для
себя. Сознание спонтанно, активно, мир
вещей инертен. Мир вещей можно определить
как бытие-в-себе. На вопрос о том, создано ли бытие
феноменов и бытие сознания богом, Философская концепция Сартра
развивается на основе абсолютного противопоставления
и взаимоисключения понятий: «объективность»
и Человек объявляется Сартром носителем абсолютной свободы. Однако этот тезис сопровождается столь многими «уточнениями», направленными против анархии, что итогом рассуждений Сартра становится не свобода, а ответственность и вина. Он формулирует «парадокс свободы»: свобода имеется только в ситуации, а ситуация существует только через свободу. Человеческая реальность повсюду встречает сопротивления и препятствия, которые она создала. Сартру удается доказать а отсутствие
фатальной предопределенности человеческого действия, способность
человека бороться с препятствиями и своим
действием преодолевать их. Можно согласиться
с Сартром, когда он говорит, что от свободного
решения человека зависит, будет ли он
подчиняться запретам, установленным
немецкими фашистами в оккупированном В какой-то мере это осознается
и самим Сартром, что находит отражение
в новом «уточнении», а фактически ограничении
понятия свободы: «Формула 1) она означает способность самостоятельно выбирать цели действия; 2) действовать ради достижения целей; 3) достигать поставленных целей. Игнорирование хотя бы одного из названных аспектов ведет к серьезному ограничению или даже отрицанию свободы. Вносимое Сартром «уточнение» понятия свободы, сводящее ее к автономии выбора, замыкает ее рамками сознания, изменением действительности лишь в своих мыслях. Такая свобода не вносит никаких перемен в окружающий мир и не является действительным превзойдением ситуации. Но только такое отождествление свободы с автономией выбора позволило Сартру утверждать, что человек всегда свободен и что с точки зрения свободы для него нет никакой разницы между диаметрально противоположными ситуациями, например: остаться стойким или предать друга и убеждения. Сартр заявлял, что даже в тюрьме человек не утрачивает свободы, что даже пытки не лишают нас свободы. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно- неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество «подонков», человек же испытывает «тошноту». В противовес всяким вообще «объективным» и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности. В мифологизирующем утопическом
мышлении Сартра все же на первый план выступает
неприятие действительности современного
общества и его культуры, выражающее сильную
струю современного социального критицизма.
Жить в этом обществе, согласно Сартру,
как живет в нем «довольное собой сознание»,
можно лишь отказавшись от себя, от личной
подлинности, от «решений» и Концепция свободы воли развертывается
у Сартра в теории «проекта», согласно
которой индивид не задан самому себе,
а проектирует, «собирает» себя в качестве
такового. Поэтому трус, например, ответственен
за свою трусость, и «для человека нет
алиби». Экзистенциализм Сартра стремится
заставить человека осознать, что он полностью
в ответе за самого себя, свое существование
и окружающее, ибо исходит из утверждения,
что, не будучи чем- то заданным, человек
постоянно строит себя посредством своей
активной субъективности. Он всегда «впереди,
позади себя, никогда – сам». Отсюда то
выражение, которое Сартр дает общему
принципу экзистенциализма: «... существование
предшествует сущности...» По сути это
означает, что всеобщие, общественно-значимые
(культурные) объективации, которые выступают
как Все эти темы своей философии
Сартр развивает в виде определенной психологической
диалектики жизни индивида в обществе,
схемы которой он переводит также и на
язык художественного творчества. По своему
содержанию эта философия очень близка
к религиозному переживанию, воспроизводит
его морально-психологическую схему и
своеобразную логику, но освобожденную
от теистического аппарата представлений
и ритуалов, от бога. Напряженность атмосферы,
царящих в романах и философских трактатах
Сартра, часто выглядит как выражение
эмоции потери бога в отчужденном мире
(нечто вроде религии наоборот), а самое
ее содержание легко может быть расшифровано
в терминах А. Камю: абсурд и бунт Особенностью философии А. Камю
(1913-1960) является то, что у него нет систематизированного
и всеохватывающего философского учения,
он занимается почти исключительно этическими
проблемами. Первая из них – смысл жизни. Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю, обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее он вглядывается в природу, тем более осознает ее глубокое отличие от себя и ее равнодушие к своим заботам. Подобно Сартру, Камю истолковывает этот факт как «изначальную враждебность мира». Если мир «обесчеловечен», то,
утверждает Камю, «люди также порождают
бесчеловечное». Не понимающие как самих
себя, так и других, люди разобщены и одиноки,
в отношениях между ними царит жестокая
бессмысленность. Обреченность, несчастье, беспросветность,
нелепость существования – вот лейтмотив
произведений Камю. Несчастные, непонятые
люди живут с Абсурд Камю направлен и против
разума, и против веры. В бога люди верят
или прибегают к нему в надежде спастись
от отчаяния и абсурдности мира. Но для
верующих сам «абсурд» стал богом.
Иллюзии на спасение в боге бессмысленны,
как и бессмысленны ужасы «страшного суда».
Ведь все настоящее для людей есть каждодневный
страшный суд. Нельзя верить и в разум
как божественный, так и в человеческий,
поскольку разум предполагает логичность
мыслей и действий, а в жизни все протекает
бессмысленно и нерационально. Осознание бессмысленности своего существования, превращающее наше сознание в «несчастное сознание», превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю избирает первый путь. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. А обрести свободу можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны. Именно свобода, выражающаяся в бунте, придает смысл человеческой жизни. Провозглашая необходимость
борьбы человека с иррациональностью мира, Представители религиозного экзистенциализма: Г. МАРСЕЛЬ И К. ЯСПЕРС Г. МАРСЕЛЬ: «КТО я ЕСТЬ?» Г. Марсель (1889-1973) относился к числу
иррационалистов, поэтому он провозгласил
разрыв не только с материализмом. Свое
учение он характеризует как наиболее
напряженное усилие порвать со всяким
идеализмом, каким бы он ни был. Духовное
начало, трактуемое объективно, а не субъективно,
и тем самым доступное логическому анализу
и рациональному познанию, неприемлемо
для Марселя. Да и не в этом видит он задачу
философии. Ее главным смыслом должен
стать поиск ответа на вопрос «кто я есть?»
Этот вопрос возник у него в связи с активной
работой по розыску пропавших без вести
людей, которую он проводил в годы первой
мировой войны. Массовые трагедии войны
с наглядностью обнажили тот факт, что
в сознании человека мысль о близких и
дорогих ему людях, даже если они погибли,
может играть большую роль и оказывать
большее влияние на все его бытие, чем
живые, конкретные люди. На основании этих соображений
Марсель приходит к выводу, что личность
человека не тождественна его индивидуальному
бытию: каждый человек выходит за его пределы
и особым образом существует во всех тех
представлениях, которые имеют о нем окружающие.
Это существование именуется интерсубъективностью.
Оно, по мнению Марселя, является истинным
определением личности [9][16]. Правда, это
такое определение, при котором нет четких
границ личности, и она представляется
размытой. Несомненный интерес рассуждений
Марселя не может заслонить тот факт, что,
заключив человека в тесные рамки его
собственного, неопределенного бытия Понятие интерсубъективности
играет ведущую роль в рассуждениях Марсель заявляет, что ныне люди охвачены духом наживы
и стяжательства, они стремятся больше
«иметь», чем «быть», то есть развивать
свою личность в общении с другим людьми.
Подлинные формы общения заменены внешней
общностью обезличенных людей, которые
часто знают друг друга только по имени
или по внешнему облику и которые интересуют
тех, кто стоит во главе людских масс, только
с точки зрения функции, выполняемой ими
в социальном механизме. Экзистенциальная философия К. Ясперса В отличие от Хайдеггера, К. Ясперс (1883 – 1969) считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завершенное целое, ни как бесконечно расчлененный в себе космос. Мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания. Это «бытие в себе». «Это в-себе-бытие, однако, недоступно мне, ибо с первым прикосновением к нему я делаю его предметом, а тем самым явлением как бытием для меня. Бытие, которое существует для себя самого...я знаю лишь во мне». А следовательно, «анализ наличного бытия есть анализ сознания»[17][17]. Так Ясперс формулирует невозможность познания объективного бытия и ориентирует предмет философии на анализ сознания. В истории философии существовало целое направление, сделавшее объектом философии проблемы сознания. Но сознание для классической философии всегда было активным и познающим. Экзистенциалисты рассматривают страдающее, озабоченное, смертное сознание. Поэтому экзистенциальное рассмотрение бытия нельзя трактовать как совокупность идей. Оно не рассматривается как понятие. Оно есть «лишь только то, что вступает в сознание, которому оно является». Ясперс не сомневается, что «бытие в себе существует», он сомневается в том, что мы можем его знать. Это неопределимое бытие Ясперс
называет «экзистенцией», а оно, в свою
очередь, связано с сверхсознанием, то есть с богом или «трансценденцией». Конечно, это не означает, что
Ясперс как теолог отдает выбор, решение, осуществляемое человеком,
религии. Выбор определяется «зовом экзистенции»,
который, конечно, подчинен богу. Здесь
обнаруживается трудность, с которой не
может справиться философия Ясперса. Она
выражается в отсутствии объективного
критерия отличия акта свободы от акта
произвола, то есть отличия экзистенциального
«подлинного хотения» от индивидуального
произвола. Поскольку экзистенциальная
свобода не имеет определения и невыразима
общезначимым образом, постольку с точки
зрения «внешнего наблюдателя» поступки
экзистенциальные (истинные, свободные)
и произвольные Эта трудность имеет немаловажное
значение для концепции Ясперса.
В стремлении вырваться из круга «проклятых»
вопросов человек обращается к трансценденции
как источнику его существования. Биологически
человек смертен, как и другие существа.
Но экзистенциальная конечность человека
не может быть завершена так же естественно,
как органически-биологическая. Историчность существования выражается в том, что индивид всегда оказывается в ситуации. Причем понятие «ситуация» в экзистенциализме не рассматривается только как физическая реальность, а как действительность, включающая в себя два момента: действительность, приносящая пользу или вред эмпирическому бытию человека, и действительность, открывающая возможности или полагающая границу. Эта действительность является предметом многих наук. Так, понятие ситуации как среды для жизни живых организмов исследуется биологией; история рассматривает однократные, важные виды ситуаций. Экзистенциализм рассматривает пограничную ситуацию, впервые ее детально исследовал К. Ясперс. Признаками пограничной ситуации
являются смерть, страдание, борьба, вина.
В пограничной ситуации оказывается несущественным то,
что заполняло человеческую жизнь в ее
повседневности. В пограничной ситуации
индивид непосредственно открывает свою
сущность как конечную экзистенцию, которая,
по убеждению Ясперса, связана с трасценденцией.
И только если индивиду эта связь представляется
утраченной, он впадает перед лицом смерти
в отчаяние. Такая постановка вопроса весьма
характерна для философии ХХ
века, в ходе которого рухнули многие иллюзии
относительно предназначения человека. Итак, основными вопросами, находящимися в поле внимания экзистенциалистов, являются: - отчуждение человека – проблема, вышедшая на первый план с началом 20 века. Проблемы, принявшие глобальный характер (возможность ядерного взрыва, духовный, экономический, демографический кризисы, заставляют философов задуматься о будущем человечества. Их занимают вопросы поиска собственного Я, преодоления безысходности, обретения свободы, смысла жизни. - проблемы бытия мира
и человека. Философы – экзистенциалисты го - существование и сущность
человека. Если сущность предшествует
ее существованию, то сущность
человека проявляется только
в течение его жизни. Человек
сам себя превращает в - человек – уникальное существо. Человеческое Я несводимо ни к духовным ни к телесным составляющим. Глубже всего человек познает свою экзистенцию в пограничных ситуациях. (депрессия, болезнь, приближение смерти и т.п.). Именно в такие минуты человек может познать свое Я и обрести внутреннюю свободу. Подводя итог вышесказанному, можно привести цитату из статьи М.К. Мамардашвиили: «Экзистенциализм – это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности»[8]. Список использованных источников 1. ,,Бытие и время” Мартина Хайдеггера в философии
ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1. Политиздат, 1977. 1994. (конспект лекций)/ Под
ред. Ильин А.А.// http://abc.vvsu.ru/Books/Ist_ ----------------------- [2] Хайдеггер М. Бытие и
Время. Москва, 1997. Стр.8. [14] Камю А. Избранное. –
М., 1969. Стр.3 |