Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:39, реферат
Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику.
В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Основой познания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами.
Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству Логичным поэтому является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления. Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских школ (середина II в. до н.э.).
Философия Плотина специфически выражает безысходность и неразрешимость противоречий, которые становятся всеохватывающими. Это самый выразительный предвестник конца античной культуры.
Непосредственным учеником Плотина и продолжателем его учения стал Порфирии (ок. 232-304). Он проявлял большое внимание к изучению произведений Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина. Занимался Порфирии и изучением проблем логики, о чем свидетельствует его «Введение к категориям Аристотеля», которое положило начало спору о реальном существовании общего.
Мистическое учение Плотина продолжают две другие неоплатонические школы. Одна из них -- сирийская школа, основателем и виднейшим представителем которой был Ямвлих (конец JII -- начало IV в. н. э.). По сохранившейся части его большого творческого наследия можно судить, что кроме традиционного круга проблем неоплатонической философии его занимали и другие проблемы, такие, как математика, астрономия, теория музыки и т. д.
В философии он развивает мысли Плотина, касающиеся божественного принципа, разума и души. Среди этих плотиновских сущностей он различает и другие, переходные.
Заслуживает внимания и его попытка в духе философии Плотина обосновать античный политеизм. Одновременно с божественным принципом как единственным подлинно сущим он признает и ряд других божеств (12 небесных богов, число которых он затем увеличивает до 36 и далее до 360; потом идут 72 земных бога и 42 бога природы). Это по сути мистико-спекулятивная попытка сохранить античный образ мира перед лицом грядущего христианства.
Другую школу неоплатонизма - афинскую - представляет Прокл (412--485). Его творчество в определенном смысле является завершением и систематизацией неоплатонической философии. Он полностью принимает философию Плотина, но помимо этого издает и интерпретирует диалоги Платона, в комментариях к которым высказывает оригинальные наблюдения и выводы.
Следует отметить, что Прокл дает наиболее четкое объяснение и изложение принципа диалектической триады, в которой он различает три основных момента развития:
Содержание сотворенного в творящем.
Выделение уже сотворенного из творящего.
Возврат сотворенного к творящему. Понятийная диалектика античного неоплатонизма знаменуется, мистикой, достигающей вершины в этой концепции.
Обе неоплатонические школы углубляют и систематически разрабатывают основные идеи мистицизма Плотина. Эта философия своим иррационализмом, отвращением ко всему телесному, упором на аскетизм и учением об экстазе оказала значительное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и па средневековое теологическое мышление.
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: 2007.
Губин Д.. Философия: учебное пособие. Спб.: 2007.
Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.
История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 2005.
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 2007.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 2004.
Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Мамардашвили М.К., Процессы анализа и синтеза. // Вопросы философии, 1958, 2.
Печенкин А.А. Обоснование научной теории. Классика и современность. М., Наука, 2008.
Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: 2006.
Информация о работе Философия эллинистического и римского периодов