Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:51, контрольная работа
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы………………………………………………………………………….3
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи
Просвещения……………………………………………………………………...5
3. Социально-философское значение Французского Просвещения………….8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………12
Реализация свободы и равенства, возможна, по его мнению, лишь при республиканском образе правления, так как только в республике подлинным творцом законов является сам народ.
П. Гольбах свою социально-философскую концепцию тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе.
Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.
Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это непонимание людьми своих действительных интересов, невежество, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.
Просветительские позиции в понимании источников развития общества отстаивал Жан Антуан Кондорсе. Он считал законным неравенство как следствие права собственности и развивал идеи полной свободы торговли. Естественные права индивидов Кондорсе усматривал в трёх аспектах:
(1) право личной собственности на необходимые вещи для удовлетворения естественных потребностей;
(2) право частной собственности на вещи, созданные трудом человека;
(3) право на землю, приведённую человеком в пригодное для земледелия состояние.
Важной стороной социально-философской концепции просветителей был просветительский пацифизм. Осуждение агрессивности, экспансионизма, захватнических войн стало основным лейтмотивом произведений Вольтера, Ш. Монтескьё, П. Гольбаха. Рассматривая войну, как состояние тревог и насилий, «противоположное счастью общества», французские просветители выступали против прославления тех честолюбивых монархов, которые предпочитают нести в другие страны опустошение и смерть.
У французских просветителей не было единства в вопросе об источниках социальных противоречий и катаклизмов, присущих обществу.
Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественного богатства.
Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещённых правителей».
Социально-философское значение Французского Просвещения
Социально-философское значение Французского Просвещения определяется несколькими моментами.
Во-первых, Французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
Во-вторых, это утверждение преобразования мира на основе разума, т. е практический рационализм. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс: "Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего". В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.
В-третьих, это разработка идеи гражданского общества, а также разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.
На почве философской антропологии вырастали социально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теории общественного договора. Теория общественного договора именно во Франции приобрела свою классическую завершенность. В работе Руссо, которая так и называется «Об общественном договоре», сформулированы ее основные принципы.
* Предпосылкой общественного союза является «естественное состояние», в котором каждый индивид автономен, самостоятелен и совершенно свободен; каждый волен сам защищать свои естественные права на жизнь, собственность, свободу.
* Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключают договор о взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому судье - государству осуществлять общую волю; отныне государство призвано защищать естественные права гражданина.
* Поскольку правительство действует ради общего блага, то ему необходимо подчиняться.
На основе этого были выдвинуты такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.
Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку «Робинзона», живущего в вымышленном «естественном состоянии», история такого не знала, люди, в том числе и первобытные, всегда жили коллективами. Однако и критики Руссо толковали о «человеческой природе» автономного индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательному участию в политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении теории общественного договора, таким образом, выступали новые социальные идеалы.
Заключение
В первой части работы я рассмотрела общую характеристику философии Французского Просвещения. Показала, в чем состоит антиклерикальная направленность этой философии, и что понимали французские просветители под «естественной религией». А также раскрыла значение концепции механистического материализма.
Вторую часть своей работы я начала с обоснования концепции человека в философии Просвещения. Показала точки зрения таких мыслителей как Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах на вопросы его прав и свобод. А также раскрыла основные социально-философские воззрения философов Просвещения.
В последней части контрольной работы я раскрыла социально-философское значение Французского Просвещения, которое определяется следующими моментами:
- разработкой идеи гражданского общества;
- разработкой идеи суверенной личности и обоснования естественных прав человека;
- подготовкой духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;
- утверждением преобразования мира на основе разума.
Список использованной литературы:
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007.
История мировой философии. - М.: АСТ, 2007
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая, книга вторая). - М.: 1996.
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. - М.: Мысль, 1991.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. -М.: 1998.
Философия: Энциклопедический словарь. - М.: 2004
Французское просвещение и революция. - М.: 1989
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. - М.: СПб, 1997