Философия эпохи Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:32, творческая работа

Описание работы

Теоцентрический характер, то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, "служанкой богословия".
Спиритуальный характер, то есть интерес преимущественно к духовным вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию.
Эсхатологические черты предусматривающие ориентацию на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых.
Традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям.

Файлы: 1 файл

Презентация.ppt

— 2.17 Мб (Скачать файл)

 

Философия эпохи

 Средневековья

 

 

Выполнили: студентки II курса бакалавриат логопедия Бычкова Д. Пелина Т.

 Философское учение средневековья теоцентрично,

тесно связано с религией (основа философского мышления -церковная  догма).

 

Традиционализм

 

 

Теоцентрический 

характер

 

 

Спиритуальный 

характер

 

Эсхатологические 

черты 

 

 

  • Теоцентрический характер, то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, "служанкой богословия".
  • Спиритуальный характер, то есть интерес преимущественно к духовным вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию.
  • Эсхатологические черты предусматривающие ориентацию на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых.
  • Традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям.

 

 

Основной принцип религиозно-философского  теоретизирования — супранатурализм (от лат. супер - сверх и натура - природа; надприродный, сверхъестественный).

 

Креационизм

 

Провиденциализм

 

Сотериологизм

 

Учение о сотворении  Богом мира из ничего

 

Понимание истории как  осуществление заранее предусмотренного  Богом плана спасения человека,

 

Ориентация жизни человека  на спасение души

Особенности философского  мышления средних веков

 

Ретроспективное мышление

 

Традиционализм

 

Авторитарное мышление

  •  Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

 

  • Традиционализм. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально, исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

 

 

Патристика

 

 

Схоластика

 

 

 

 

 

Номинализм          Реализм 

 

В развитии философии  Средневековья выделяют 2 периода:

   Патристика (лат. pater — отец) - совокупность философских и теологических доктрин христианства II – VIII вв. н.э., созданных «отцами церкви»

Выделяют несколько этапов:

      1)апологетика (II — III вв.) – время деятельности апостолов-евангелистов.

      2) классическая патристика (IV — V вв.)-Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии.

      3) заключительный этап– Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику.

 

   Оказал существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

    • познай Бога и собственную душу,
    • Бога — через душу,
    • душу — через Бога.

 

Чем лучше человек познает  самого себя, тем ближе он становится  к Богу (хотя конечного рубежа  достичь в принципе невозможно).

  •  Реализм: Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы.

 

  • Номинализм: Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.

 

  • роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли?

 

  • если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны?

 

  • существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?

 

  •  Он считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются, обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология — на веру.
  •  Полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, — это проблема существования Творца мира и человека.

 

Знакомство с философией Средневековья  показывает, с одной стороны, культурную  преемственность эпох (античности  и рассматриваемого периода истории), с другой стороны, их различие, качественно новое состояние  средневекового философствования. Один из выводов таков: нельзя недооценивать философскую мысль этого времени.

 

 

Спасибо за внимание!

 

 

10


Информация о работе Философия эпохи Средневековья