Философия эпохи Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Сформировавшись в классическую эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции трансляции, хранения и умножения теоретического знания в последующее тысячелетие.
Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ 2.docx

— 12.31 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Общая характеристика эпохи

 

Сформировавшись в классическую эпоху античности как регулятор  всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла  функции трансляции, хранения и умножения  теоретического знания в последующее  тысячелетие.

 

Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.

 

В процессе переработки античного  духовного наследия отцы церкви почти  не тронули многие концептуальные допущения  античной философии, нормы познавательного  отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности.

 

Не только теология влияла на средневековую философию, но и  философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую  словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

 

Религиозное и светское, мистическое  и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков  может быть условно разделено  на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь  патристика весьма условно может  делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.

 

Характерные черты средневековой  философии:

теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;

креационизм – учение о  сотворении мира Богом из ничего;

провиденциализм – понимание  истории как проявления воли Бога;

эсхатология – учение о  конечных судьбах мира и человека;

сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;

теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;

экзегетика – искусство  толкования религиозных текстов.


Информация о работе Философия эпохи Средневековья