Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:12, реферат
В 14 веке в Европе утверждается новое культурно историческое движение, определившее направленность всех последующих этапов западной цивилизации, и получившее название Возрождения (Ренессанса). Начало Возрождения было связано с интенсивным распространением и увлечением античной культурой, искусством и философией. Усиливается интерес к античности в целом как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствующих свободному развитию познавательных и творческих возможностей человека.
Такой первой концепцией переустройства
общества, претендующей на всеобщность,
явилась теория Томаса Мора (1478 – 1535
гг.), выдающегося английского
Вместе с отменой частной собственности исчезают и пороки общества – "обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательство…"1 . Моральные и этические качества утопийцев основываются на естественной природе человека как разумного существа, для которого стремление к счастью и совершенствованию является нормой. Воспитание добродетельных качеств у граждан государства "Утопия" является первейшей заботой семьи и государства. Впрочем, идеал семьи для Томаса Мора является патриархальная семья крестьянина и ремесленника, где старший заботиться о младшем, а младший с уважением относится и подчиняется старшим. Уважение к другим является величайшей добродетелью для утопийцев, наряду с сознательным отношением к труду на благо общества. Для Т. Мора основанием для морального здоровья являются простые правила религиозно-христианской морали, если они не расходятся с разумом, а доводы разума по поводу морали и добродетелей, воспринимаются как глас божий. Попытка примирить разум и религию есть одновременно отражение потребности демократизировать церковь. Поэтому в государстве "Утопия" утверждается веротерпимость и право граждан на свободу вероисповедания.
Граждане утопического государства наделены суверенным правом избирать себе власть – сенат, который является коллективной формой самоуправления народа. В сенат избираются самые достойные в нравственном отношении граждане и способные к умственной, интеллектуальной деятельности, к управлению и отправлению власти в интересах всех граждан и общества в целом, поддержанию равенства и заботе о процветании государства. Все важнейшие вопросы общественной жизни предварительно обсуждаются в каждой семье, передаются особым должностным лицам (сифогрантам), избранным тайным голосованием, а те уже передают решения граждан сенату для исполнения. Избирается и правитель отдельного города и государства в целом из числа ученых и сведущих в государственных делах. В такой форме представляется Т. Мору возможность воплощения идеала Возрожденческой личности, каждая из которых изначально является и совершенной и разумной индивидуальностью.
Еще более радикальную
теорию переустройства общества в соответствии
с идеалом Возржденческой личности
выдвинул итальянский мыслитель и философ
Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) в своем
знаменито произведении "Город солнца"
(1600 г.), тоже явно утопического характера.
Он возводит в абсолют принцип обобществления.
В соответствии с ним упраздняется не
только частная собственность, как основа
угнетения и неравенства, но также и институт
семьи как таковой, поскольку все граждане
города Солнца должны получить равное
и одинаковое воспитание и образование.
Всеобщий принцип обобществления требует
строжайшей регламентации всех сторон
общественной жизни. Труд обязателен для
всех, хотя он и сокращен до 4-х часов. Потребление
носит распределительно-
Как мы видим, свобода человека
как индивидуальности являлась для
философии Возрождения одной
из главных проблем. Хотя пути достижения
свободы и равенства
Список литературы
Вундт В. Введение в философию. – М.: ЧеРо, 1998.
Осиновский И.Н. Томас Мор. – М.: Мысль, 1985.
Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. – М., 1993.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 1984.
Хосе Ортега-и-Гассет. Человек в XV веке. // Человек. – 1992. – № 3.
Цвейг Стефан. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. – М.: Детская литература, 1977.
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта
http://www.filosof-chel.narod.
1 Цит. по книге: Человек.
(Мыслители прошлого и
2 Хосе Ортега-и-Гассет. Человек в XV веке. // Человек. – 1992. – № 3. – С. 37.
1 Цитата по книге: "Человек" – С. 221.
2 Хосе Ортега-и-Гассет. Человек в XV веке. // Человек. – 1992. –№ 3.
1 Цитата по книге: "Человек". – М.: ИПЛ, 1991. – С. 240.
2 Хосе Ортега-и-Гассет. Человек в XV веке. // Человек. – т1992. – № 3. – С. 38.
1 Утопия (с греч.) – место,
которого нет или
1 Цитаты по работе: Осиновский И.Н. Томас Мор. – М.: Мысль, 1985. – С. 105.