Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:51, реферат

Описание работы

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Содержание работы

Содержание:
1. Социальная культура XV и XVI веков
2 Смысл термина Возрождение
3 Характерные признаки эпохи возрождения
4 Философия эпохи возрождения
5 Основные мыслители эпохи Возрождения
6 Леонардо да Винчи как философ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования науки и РФ

Российская Академия Предпринимательства 
 
 
 
 
 

Реферат по философии

<<Философия эпохи возрождения>> 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор:

1 курс факультет управления

Ярославцева Анастасия Вячеславовна 

Научный руководитель:

Шемякина Елена Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2012 
 
 
 
 
 
 

1. Социальная культура XV и XVI веков 

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. 

2 Смысл термина Возрождение 

Термин Возрождение означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько сам момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодальному строю культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством. 

3 Характерные признаки эпохи возрождения 

Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности.

Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций, симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение. 

4 Философия эпохи возрождения 

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: "О преимуществе и превосходстве человека" - Фацио, "О наслаждении как истинном благе" - Лоренцо Валла, "О благородных нравах и свободных науках" - Верджерио, "О достоинстве" - Манетти, "Против лицемерия" (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), "О благородстве законов и медицины" - Салютати, "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" - Петрарка и т.д.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в. 

5 Основные мыслители эпохи Возрождения 

1) Лоренцо Валла считал высшем благом  -  любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью.

2) Жанн Боден (1530-1596 гг.) - идеолог абсолютизма.

3) Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.

4) Николай Кузанский (1401—1464) — теолог, философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

5) Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. 

6 Леонардо да Винчи как философ 

Леонардо да Винчи -   (15 апреля1452 г. в городке Винчи, близ 
Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. 
Амбуаза, в 1519 г.)

Философские воззрения Леонардо существенныне в свете исторической перспективы, а прежде всего как  явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального   выражение  главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого  Леонардо была несомненно  боттега – мастерская.

Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

«Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращением солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином».

Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания 
Знание богословов.

Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки.

Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.

Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы: 

1. Антология мировой философии: Возрождение. 2001

2. Введение в философию. / Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989.

3. Основы философии./ Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997

4. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. – М.: Высшая школа,2003.

5. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Фролова И. Г. – М.:        Республика, 2001

6. http://ru.wikipedia.org 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1. Социальная культура XV и XVI веков

2 Смысл термина Возрождение

3 Характерные признаки эпохи возрождения

4 Философия эпохи возрождения

5 Основные мыслители эпохи Возрождения

6 Леонардо да Винчи как философ


Информация о работе Философия эпохи возрождения