Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:51, реферат
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.
Содержание:
1. Социальная культура XV и XVI веков
2 Смысл термина Возрождение
3 Характерные признаки эпохи возрождения
4 Философия эпохи возрождения
5 Основные мыслители эпохи Возрождения
6 Леонардо да Винчи как философ
Министерство образования науки и РФ
Российская
Академия Предпринимательства
Реферат по философии
<<Философия
эпохи возрождения>>
Автор:
1 курс факультет управления
Ярославцева
Анастасия Вячеславовна
Научный руководитель:
Шемякина
Елена Михайловна
Москва
2012
1. Социальная культура
XV и XVI веков
XV и XVI столетия
были временем больших перемен в экономике,
политической и культурной жизни европейских
стран. Бурный рост городов и развитие
ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли,
вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные
районы постепенное размещение главных
торговых путей из Средиземноморья к северу,
завершившееся после падения Византии
и великих географических открытий конца
XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой
Европы.
2 Смысл термина
Возрождение
Термин Возрождение
означал первоначально не столько название
всей эпохи, сколько сам момент возникновения
нового искусства, который приурочивался
обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие
это получило более широкий смысл и стало
обозначать эпоху, когда в Италии, а затем
и в других странах сформировалась и расцвела
оппозиционная феодальному строю культура.
Энгельс охарактеризовал Возрождение
как величайший прогрессивный переворот
из всех, пережитых до того времени человечеством.
3 Характерные признаки
эпохи возрождения
Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности.
Для эстетических
трактатов и произведений искусства Возрождения
характерно идеализированное представление
о человеке как о единстве разумного и
чувственного, как о свободном существе
с беспредельными творческими возможностями.
С антропоцентризмом связано в эстетике
Возрождения и понимания прекрасного,
возвышенного, героического. Принцип прекрасной
артистически - творческой человеческой
личности сочетался у теоретиков Возрождения
с попыткой математического исчисления
всякого рода пропорций, симметрии перспективы.
Эстетическое и художественное мышление
этой эпохи впервые опирается на человеческое
восприятие как таковое и на чувственно
реальную картину мира. Эстетика Возрождения
ориентирует искусство на подражание
природе. Однако на первом месте здесь
не столько природа, сколько художник,
который в своей творческой деятельности
уподобляется Богу. Одним из важнейших
принципов восприятия произведений искусства
становится наслаждение.
4 Философия эпохи
возрождения
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений - человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.
Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: "О преимуществе и превосходстве человека" - Фацио, "О наслаждении как истинном благе" - Лоренцо Валла, "О благородных нравах и свободных науках" - Верджерио, "О достоинстве" - Манетти, "Против лицемерия" (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), "О благородстве законов и медицины" - Салютати, "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" - Петрарка и т.д.
Каковы же основные
черты философии эпохи Возрождения? Во-первых,
это отрицание "книжной мудрости"
и схоластических словопрений на основе
исследования самой природы, во-вторых,
использование прежде всего материалистических
произведений философов античности - Демокрита,
Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием;
в-четвертых, исследование проблемы человека.
Превращение философии в антропоцентрическую
по своей направленности. Исследователи
различают два периода в развитии философии
эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление
античной философии к требованиям нового
времени - XV в. 2. Возникновение собственной
своеобразной философии, основным течением
которой была натурфилософия - XVI в.
5 Основные мыслители
эпохи Возрождения
1) Лоренцо Валла считал высшем благом - любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью.
2) Жанн Боден (1530-1596 гг.) - идеолог абсолютизма.
3) Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.
4) Николай Кузанский (1401—1464) — теолог,
философ, крупный учёный, особенно значимы
его исследования в области математики, астрономии и геогр
5) Джордано
Бруно (1548—1600) —
итальянский философ, один из последних
представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма,
согласно которому Бог отождествляется
с мировым целым.
6 Леонардо да Винчи
как философ
Леонардо да Винчи
- (15
апреля1452 г.
в городке Винчи, близ
Флоренции, работал во Флоренции, Милане,
Риме, последние годы жизни – во Франции,
где умер в замке Клу, около г.
Амбуаза, в 1519 г.)
Философские воззрения Леонардо существенныне в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская.
Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.
«Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращением солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином».
Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.
Заявляя, что «все
наше познание начинается с ощущений»,
Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся
на непосредственное изучение природы,
знание – будь то полученное из откровения
и из Священного писания
Знание богословов.
Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки.
Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.
Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.
Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.
Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».
В своих записях
и рисунках Леонардо постоянно возвращается
к уже сделанным наблюдениям и опытам.
Рисунки играют особую роль в его научных
изысканиях.
Список
используемой литературы:
1. Антология мировой философии: Возрождение. 2001
2. Введение в философию. / Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989.
3. Основы философии./ Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997
4. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. – М.: Высшая школа,2003.
5. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Фролова И. Г. – М.: Республика, 2001
6. http://ru.wikipedia.org
Содержание:
1. Социальная культура XV и XVI веков
2 Смысл термина Возрождение
3 Характерные признаки эпохи возрождения
4 Философия эпохи возрождения
5 Основные мыслители эпохи Возрождения
6 Леонардо да Винчи как философ