Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:18, творческая работа
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется ПАНТЕИЗМОМ. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
Московский
государственный гуманитарный университет
имени М.А Шолохова
Презентация на тему: «Философия эпохи
Возрождения».
Группа № 1 Курс 2
Заочное отделение Бакалавриат
Направление «Психолого-педагогическое»
Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»
Выполнили студенты:
Семенова Н. Сенцова Н.
Токмакова А. Худякова Т.
Шершнева Е.
Философия.
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Эпоха Возрождения.
«Эпохой Возрождения» или «Ренессансом» этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется ПАНТЕИЗМОМ. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
Характерные
черты философии эпохи
Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;
Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии ,то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики;
Антропоцентризм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
Гуманистическое (XIV-XV вв.),представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др. – в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви;
Данте Алигьери Франческо Петрарка Лоренцо Валла
Неоплатоническое(сер.XV – XVIвв.), представители: Николай Кузанский,Джованни Пико Делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
Николай Кузанский Джованни Пико Парацельс
Натурфилософское (начало XVI – XVIIвв.), представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. – пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей
Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет – от середины XIV до середины XV вв. В противовес христианско - теологическому религиозно – аскетическому пониманию человека, как «подобия божьего», рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу.
Эта личность имеет право на наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей «человеческой природой». «Я человек, и ничто человеческой мне не чуждо» – было основным лозунгом гуманистов. Таким образом в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к «спасению» во имя жизни вечной, сколько к земным делам.
НЕОПЛАТОНИЗМ:
Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учений Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого рассвета достиг в XV в.
Для теоретиков неоплатонизма характерно:
Противопоставление сложившейся схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
Представление новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных ( по отношению к миру и вещам) идей;
Не отрицание божественной природы человека, но в то же время они рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
Призыв к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
НАТУРФИЛОСОФИЯ:
Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям.
Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей свое развитие философии Возрождения – будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.
Представители натурфилософии:
Обосновывали материалистический взгляд на мир;
Стремились отделить философию от теологии;
Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;
Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.
Два с половиной столетия Возрождения – от Петрарки до Галилея – знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Не было непосредственного перехода от «Сводов» Фомы Аквинского к «Рассуждению о методе» Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV – XVI вв. была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.
Эта новая картина мира означала прежде всего крушение иерархии и десакрализацию космоса.
На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога конечности мира, вечности – временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную земную и нетленную небесную субстанцию, на неподвижный тленный земной мир и вечный движущийся мир небесных тел. В нем – в конечном счете в инфинитистской космологии Джордано Бруно – снимается деление мира на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность. Конечное предстает как проявление бесконечности. Мир земной и человеческий вписывается в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве.
Вечность из атрибута божества превращается в атрибут бесконечной Вселенной, и антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.