Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей особенностью философии Возрождения является антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей того времени. Другая типичная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. По сравнению с теоцентричной философией Средневековья, характерной особенностью философской мысли стал антропоцентризм. Возникает убеждение в том, что человек является высшей ценностью, не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия.
В этот период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, зародившейся в Италии, которая стала на границе 15-16 веков общеевропейским явлением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
2 Натурфилософия эпохи Возрождения
3 Идеи античной философии, с возрождением которых связана эпоха Ренессанса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Кр. Кузьмина гр. ЗБ2-ЭФ2-5с.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания (но не с традиционной наукой университетов) Схоластическое знание о природе, достигшее наивысшего уровня в поисках парижских и оксфордских ученых XIV в., нашло адекватное выражение в философии позднего номинализма. В XV-XVI вв. происходят важные сдвиги в естествознании. Великие географические открытия приводят к пересмотру кардинальных положений традиционной картины мира, а XVI век ознаменован коперниканской революцией. Ренессансное естествознание послужившее одной из исторических предпосылок возникновения классической механики, было неразрывно связано с пересмотром методологических, философских основ тогдашней науки.

Наиболее яркое стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).

Леонардо да Винчи, получив образование в художественных мастерских, быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины «Джоконда», «Тайная вечеря» и другие представляют главные шедевры ренессанского времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта - эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании («Наука - полководец, а практика - солдаты»). По праву вошел в историю науки как пионер современного естествознания.

По мнению Николая Кузанского, природа является производной от Бога, который рассматривается как высшее абсолютное бытие. Присваивает природе божественные атрибуты (бесконечность в производстве, но не в той мере, что Бог, но все же «Нельзя считать его и конечным, т.к. он не имеет границ, между которыми заключен». Выступает против теологического принципа о конечности Вселенной и сотворенности ее во времени, утверждает, что Земля не является центром Вселенной.

Важнейшим научным открытием рассматриваемого периода является гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. «Коперникианский переворот» подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, повлёк далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания.

Идеи Н. Коперника получили свое всестороннее развитие в натурфилософии великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира - причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе. Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы «переселяется» в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя «творит все из своего лона». Активно использует положения диалектики Н. Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж. Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. Натуралистический пантеизм Дж. Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв.

Галилео Галилей (1564-1642) - великий ученый-естествоиспытатель завершает развитие науки периода Ренессанса и открывает страницу европейского экспериментально-математического естествознания. Противник схоластической учености Галилей, основал механистическое истолкование мира, придерживался взглядов деизма. В результате сформулированных им доказательств гелиоцентрическая система Н. Коперника и Дж. Бруно превращается из гипотезы в доказательную теорию. Пересмотрев прежние физические взгляды, которые находились под сильным влиянием схоластики, ученый создает динамику - учение о движении тел. Открытие законов механики, а также законов движения планет вокруг Солнца (И. Кеплер), познание которых было основано на математических методах приводит к окончательному отказу от элементов антропоморфизма. Понятие закона природы приобретает строго научное содержание. Галилей сформулировал свои основные идеи в «Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Инквизиция под угрозой сожжения принудила ученого формально отречься от своих «заблуждений», но ничто не могло остановить поступательное развитие науки.

 

 

3. Идеи античной философии, с возрождением которых связана эпоха Ренессанса

В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

В узком смысле термин «возрождение» означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия (ценностей и идеалов).

Главным признаком возрожденческого движения становится антропоцентризм (греч. anthropos - человек), ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности. Гуманистические взгляды находят свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах. Природа является важным предметом изучения философов, она рассматривается как основа развития всего сущего. В этих чертах и есть сходство философского мышления эпох Античности и Возрождения.

Схожи так же идеалы этих эпох - совокупность физического совершенства и духовного мира в человеке, так же стоит отметить, что исследования этих эпох были подчинены естествознанию.

Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

Джордано Бруно. Материя, считал он, сама в себе содержит все формы, «производит формы из своего лона». Бруно договаривается до того, что обожествляет саму материю: она «свидетельствует о себе, что она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Философия; Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. - М.: 1998-2007

2. История мировой философии. - М.: АСТ, 2007.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: 1980

4. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: 2004

 


Информация о работе Философия эпохи Возрождения