Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Завершите дефиницию соответствующим понятием.
Реферативное изложение темы

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТИХООКЕАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Философия

Выполнил: студент 1-го курса

Трунин Михаил Павлович

Специальность: Менеджмент (УМБ)

Форма обучения: заочно

№ зачетной книжки: 120430159

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

 

 

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

 

  1. Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI в., положившее начало протестантизму – Реформация
  2. Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея) – Геоцентризм
  3. Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой – Панпсихизм
  4. Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности – Натурфилософия
  5. Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни – Гуманизм

 

 

Задание 2. Реферативное изложение темы

 

ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение –  эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация для Италии XIV-XVI вв., для всех остальных стран – конец XV-XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Исторические  предпосылки формирования гуманистической  идеологии в Италии.

1.Высокий уровень  развития городов.

2.Рост экономики  Италии.

3.Качественные  сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) – высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini de affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо – 400.000). Социальный состав итальянского города – popolo grasso, gente nuova, плебс.

4.Одним из  важных факторов, оказавших воздействие  на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв.

Появляется новый тип человека – хозяина жизни. 
В моральной канцоне «О достоинстве», написанной купцом, деятелем флорентийской коммуны и хронистом Дино Компаньи, современником и сподвижником Данте представлен кодекс сословной чести феодального общества. Компаньи воспевает Достоинство. Достоинство – основополагающее понятие в средневековой морали выступает в канцоне как идеальная норма поведения человека любого социального статуса. Честь сопутствует добродетели, она чужда праздности и пороку. В его понимании достоинство – плод личной доблести каждого человека. И главное в ней – совершенное служение профессиональному (сословно-корпоративному) долгу. Не только император или король, барон или рыцарь могут заслужить честь, но и юрист и медик, купец и ремесленник способны добиться признания в глазах общества, когда они честны и совершены каждый в своем деле. Согласно Компаньи аккуратное и честное (без греха стяжательства) накопительство в сочетании со щедрой данью религии – такова квинтэссенция практической морали купечества, призванной обеспечить ему общественное уважение и признание.

Что касается политических настроений основной массы «жирного народа», то их характеризует враждебное отношение не только к «тощему народу» («Не посещай бедных, так как тебе нечего от них ждать», гласит заповедь в руководстве по торговому делу анонимного флорентинца XIV в.), но и к олигархии. Морелли осуждает «партийные распри» - «стой в середине и води дружбу со всеми, ориентируйся на ту партию, что сильнее и к какой больше доверия, на ту, что состоит по преимуществу из «людей благородных» и гвельфов».

Итальянским купцам эпохи возрождения были известны (судя по составу их библиотек и  сведениям о судьбе ряда рукописных книг XIV-XV вв.) многие античные авторы, городская литература, сочинения гуманистов (Декамерон, «О семье» Альберти). Образование итальянского купца, разбирающегося в счетном деле, кредитных операциях, обладающего знаниями из географии, истории, медицины, юриспруденции, знакомого с началами философии и начитанного в литературе, владевшего иностранными языками, носило подчеркнуто светский характер. («Изучай Вергилия, Боэция, Сенеку или других авторов, которых читают в школе. Из этого воспоследует большая сила твоего разума: размышляя над поучениями авторов, ты узнаешь, как нужно поступать в настоящей жизни. В зрелом возрасте твой разум насладится мудростью и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы. Столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное» - пишет Морелли). Базой его было городская начальная и средняя школа, конторы торговых компаний. В богатых купеческих домах практиковалось чтение лекций известными учеными и гуманистами. Общая светская направленность профессиональных и духовных интересов не исключала обязательный круг христианских сочинений и знакомства с богословием (с проповедями Бернардино да Сиена, Савонаролы, с «Суммой теологии» флорентийского архиепископа Антонино, «Светильником ночи» доминиканца Джованни Доминичи).

Зарождение предпосылок  гуманистического мировоззрения связывается  с прогрессивными тенденциями в  развитии духовной культуры Европы XII-XIII вв. Городские нецерковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития и неудовлетворенность ортодоксальным церковным учением как всеобъемлющей системой взглядов. Более тесные связи с Востоком открыли доступ в Европу переводам античных и арабских авторов, особенно ярко это стало проявляться в XII-XIII вв. 
«Именно в это бурное, полное борьбы и потрясений время формируется новый тип человека – хозяина жизни. Это – вышедший победителем из разных фаз ожесточенных классовых схваток, зажиточный, энергичный, гордый своими успехами и уверенный в своих силах горожанин. Он не укротим в своей жажде наживы, он не знает предела своим страстям и стремлениям, и не хочет ограничивать себя ничем и в то же время расчетлив, он глубоко и во всем индивидуален и в противоположность, если не своему отцу, то, во всяком случае, своему деду, не только не считает даже худшие из своих индивидуальных черт и особенностей недостатками, осужденными богом и священным писанием, но, наоборот, гордится ими и выставляет их напоказ. Таким его рисуют многочисленные и яркие мемуары, своеобразно сочетающиеся с элементами бухгалтерской книги, которых так много появляется в итальянском треченто. Так создается новая идеологическая система, в центр своих интересов ставящая реального индивида и потому получившая название «гуманизм».

Первым из гуманистов был  Франческо Петрарка (1304-1374). Родился 20.07.1304 г. в семье Пьетро ди Паренцо  ди Гардзо, по прозванию Петракко, и Элетты Каничидани. Пьетро был флорентийцем, нотариусом, политиком, приором, «белым» гвельфом. В 1302 г. был изгнан, его имущество конфисковано. Петрарка родился вне Флоренции, в Ареццо. Вскоре Петрарка оказался вне Италии, хотя часто бывал на родине. (в 1307 г. – Пиза, 1312 г. – Авиньон). В 1316-1320 гг. в Монпелье, где изучал право, в 1320 г. отец посылает Франческо в Болонью. (в 1318 г. умирает мать, в 1326 г. – умирает отец) Франческо возвращается в Авиньон и бросает занятия юриспруденцией. 6.04.1327 г. в церкви св. Клары он встречает молодую женщину Лауру. Боккаччо предполагает, что, скорее всего, это не конкретное лицо, а символ лаврового венка (Лаура умерла в 1348 г. от чумы), поступил на службу к семье Колонна, стал капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. Авиньонский период (1327-1337 гг.) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать и разыскивать античных классиков, подготавливает к изданию «Декады» Тита Ливия, в 1333 г. посещает Париж, Фландрию, Брабант, Германию (в Льеже он находит 2 речи Цицерона). В 1336 г. совершает восхождение на Мон Венту (гора в окрестности Авиньона) и в этом году он впервые побывал в Риме по приглашению Колонна. В 1341 г. сенатор Орсо дельи Орсини увенчал его лаврами на Капитолии. В 1343-1345 гг. жил в Парме, осада города войсками маркиза Феррары и архиепископа Милана породила самую известную канцону «Моя Италия», и в феврале 1345 г. бежит в Воклюз, где приветствовал события в Риме (Кола ди Риенцо). Посетил Рим в 1350 г., Верону, Мантую, Ареццо. Боккаччо хочет, чтобы Петрарка стал работать во флорентийском университете, но Петрарка ответил отказом. Хотя позже в городе на Арно он побывал. С 1351-1353 гг. снова живет в Воклюзе, в 1353 г. прибывает в Италию, где живет до конца своей жизни. Франческо Петрарка о себе «Я был одарен умом скорее ровным, чем острым, способным на изучение всякого благого и спасительного знания, но преимущественно склонным к нравственной философии и поэзии». Главное, что Петрарка сумел сделать, поставить по-новому почти все мировоззренческие вопросы, поставив впервые проблему – новую задачу – познания человека. Петрарка отстаивает самостоятельность знания и высокий смысл земного существования человека, отвергает религиозный страх перед смертью, отказавшись признавать жизнь сплошным приготовлением к ней. Петрарка поднял вопрос о том, что есть достоинство человека, отвергая аскетичность и сословное неравноправие. Он реабилитирует «потомков Адама», отбросив средневековые представления об их вековой порочности и жалком ничтожестве. Именно он открывает тему достоинства в гуманистической литературе, развивая аргументацию в пользу превосходства духовной и физической природы человека, силы его воли, разума, потребности, возможности бесконечного совершенствования. Позже эти идеи будут развиты Манетти и Пико делла Мирандола. Гуманистический вывод из тезиса о достоинстве – индивидуализм – делает Петрарка. Причем каждый сам должен добиться совершенства, благородства, доблести. Мерилом значимости личности, по Петрарке, становится слава (прижизненная).

Другом Петрарки и его  младшим современником был Джованни Боккаччо (1313-1375). Принадлежал к купеческой флорентийской фамилии. В молодости  жил в Неаполе, родился в Париже. Отец – богатый флорентийский пополан – Боккаччо ди Челлино, мать – француженка. Детство прошло во Флоренции, в доме отца и мачехи. Учился в Неаполе. Затем учился в Неаполитанском университете, изучал право, но его больше привлекали занятия литературой. Здесь он изучает произведения классиков. Двор короля Неаполя Роберта славился своей свободой нравов, культурностью, увлечением искусством, литературой. Неудивительно, что весной 1336 г. в одной из церквей Неаполя Боккаччо встретил Марию де Аквино, знатную придворную даму, как утверждали, незаконную дочь короля Роберта, и влюбился в нее. Несколько месяцев длился роман, конец которому положила сама дама. Но именно эти месяцы превратили Боккаччо в крупного писателя. В своих произведениях свою возлюбленную он выводит под именем Фьяметты. Потом появляются – «Филострато», «Фьезоланские нимфы», «Нимфы и Амур», и после чумы 1348 г. «Декамерон». В 1350 г. Боккаччо встречает Петрарку, подпадает под его влияние, и перестает писать на итальянском языке, переходя на латынь. Только одно произведение на итальянском относится к этому периоду «Кордаччо» («Глупый ворон»), это опровержение «Декамерона». Остальные произведения Боккаччо опровергают «Декамерон» другим путем; это ученые работы, посвященные вопросам истории, географии. Например, трактат по античной мифологии «О генеалогии языческих богов», «Книга о горах, лесах, озерах, реках, болотах и о названиях моря», «О судьбах знаменитых мужей», «О славных женщинах». Только одно из своих ранних увлечений сохранит Боккаччо до самой смерти – преклонение перед Данте. Уже с начала 50-х гг. XIV в. Боккаччо становится одним из влиятельных граждан Флоренции, выполняет дипломатические поручения. Последние годы своей жизни Боккаччо проводит во Флоренции, продолжая античные студии и занимаясь изучением «Божественной комедии», для публичных лекций о которой в одной из церквей города он был приглашен коммуной. Так появились биографии Данте (Tratello in laude di Dante) и незаконченный комментарий к «Комедии» (Commento a Dante).

Во Флоренции создается  первый гуманистический кружок, и Флоренция становится первым центром, откуда гуманизм как новая идеология распространяется в другие города Италии и другие страны. Крупным и влиятельным членом этого кружка был Колуччо ди Салутати (1331-1406), светское лицо, жил на заработки литературой. Сначала папский секретарь, с 1375 г. – канцлер (секретарь) Флорентийской республики и до 1406 г. Функции канцлера состояли в том, что он должен был составлять на латыни гос. акты коммуны, вести ее международную переписку и выступать с речами (выступать хорошо). Этим качествам вполне соответствовал Колуччо Салутати, первый канцлер-гуманист. Юношей состоял в переписке с Петраркой, современники его называли «обезьяной Цицерона» (scimmia di Cicerone). В толковании humanitatis заключена сущность гуманистической программы Салутати. Меняют смысл схоластические науки. Филология открывает смысл поэтических аллегорий и ведет к постижению истины, заключенной в языческой поэзии и в священном писании (Библия – самая сложная из всех аллегорий). Риторика должна стать проводником мудрости, служительницей философии, но и последняя не может быть до конца понята вне красноречия (красивой, четкой и убедительно высказанной мысли). По Салутати – «философия – королева всех наук», риторика – величайшее из искусств. Идеал Салутати – полнота знания в сочетании с красотой и силой речи. Этот идеал воплощался в речах самого канцлера. Современники приписывали немало дипломатических побед Флоренции красноречию их канцлера. Так, в более позднее время говорили, что «когда на Флоренцию двигалось наемное войско Альфонса Арагонского под командованием тирана Римини Сиджимондо Малатеста, сеньория выслала ему навстречу для переговоров Джаноццо Манетти. Гуманист и кондотьер беседовали о новых рукописях, попавших в библиотеку Козимо, и о других ученых материях. Придя в восторг от беседы, Малатеста раздумал воевать с Медичи и повернул войска. Правда, разгневанный неаполитанский король объяснил предательство Малатесты тем, что ему не было целиком выплачено условленное вознаграждение». 
В 1381 г. появилось сочинение Салутати «О жизни в миру и монашестве» (De saeculo et Religione) – где подчеркивается греховность земной юдоли человека. Поскольку мир, каков он есть, - мир соблазна и греха - дан в удел земному существованию людей, нельзя лишь отстраняться от него, но следует познавать этот мир и бороться со злом, руководствуясь знанием, истиной. Призыв Салутати, как считает Л.М. Брагина, к активной борьбе с мирским злом, идущий вразрез с мирскими традициями христианской этики, имеет глубокое теоретическое обоснование в гуманистическом решении проблемы свободы воли. Бог движет волей человека, но это не мешает свободе действий, имеющих добрую цель. Эта же мысль стала центральной идеей произведения Салутати «О роке, судьбе и случайности» (De fato, fortuna et casu) (90-е гг. XIV в.). Воля свободна изначально, и ничто не должно ограничивать ее свободу. Смысл свободы – в волевой активности людей, устремленной к добру и созиданию. Воля – главное оружие в борьбе с дьяволом. Салутати считает свободу необходимым условием проявлением воли человека. Бог выступает не как главный творец блага на земле, а лишь как «гарантия» создания блага усилиями самих людей. Только устремленность каждого к добрым делам позволяет прийти к подлинному сообществу. Таким образом, создаваемое людьми блага есть общественное благо, и его закрепляют справедливые законы. Восхождение к идеалу – формирование нового человека, немыслимо без рациональной деятельности, без сочетания doctrina и virtus, без активного воплощения в жизнь теории. В гуманистическом движении конца XIV-XV вв. можно говорить (хотя и не безусловно) о существовании своеобразной школы Салутати, относя к ней Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Николо Николи.

Зрелых форм итальянский  гуманизм достиг в XV в. Во многих университетах гуманистам были предоставлены кафедры риторики, античной и новой литературы, латинского и греческого языков, этики, диалектики. Правители и крупные купеческие фамилии вверяли гуманистам воспитание и обучение своих детей – некоторые из частных школ (Гварино да Верона в Ферраре, Гаспарино да Барцицца в Падуе, Витторино да Фельтре в Мантуе) стали подлинными центрами новой педагогики. Гуманисты получали все большое общественное признание. Л.М. Брагина считает, что в первой половине XV в. в гуманистическом движении наметилось несколько направлений. Во Флоренции доминирующим стал «гражданский гуманизм» (термин Барона) – основное содержание которого составляли проблемы воспитания идеального члена общества – патриота, обладающего развитым чувством гражданского долга и высокой социальной активностью. Политический аспект характерен для деятельности миланских гуманистов, послуживших оправданию военной экспансии правителя Милана Джан Галеаццо Висконти. В папской курии, вернее в кругу гуманистов, связанных с папской курией, дебатировались проблемы морали и практические злободневные вопросы как значимость церковных институтов и особенно монашества (нужен ли обществу монах?). Феррара и Мантуя стали центрами разработки педагогических идей гуманизма.

Сохранение  политического престижа Флоренции, отстоявшей свободу в борьбе с  Висконти, побудило гуманистов дать историческое обоснование лидерства Флоренции  и ее успеха. Бруни начинает историю  Флоренции от эпохи республиканского Рима и характеризует ее как достойную наследницу его политических и культурных традиций. Эти идеи создают основу «гражданского гуманизма». Социальными основами для формирования идей гражданственности служила сама флорентийская демократия, высокая экономическая и политическая активность пополанства, его патриотические настроения. Направление «гражданского гуманизма» полнее всего выразилось в творчестве ученика Салутати Леонардо Бруни (1370-1441), по прозвищу Аретино, (родился в Ареццо). Бруни в молодости был тесно связан с гуманистами, группировавшимися вокруг флорентийского канцлера (Николо Николи, Амброджо Траверсари, Хризолор и др.). В 1405-1415 гг. (с перерывом) служил секретарем в папской курии. Вернулся во Флоренцию, занимался литературой, с 1427 г. – канцлер республики св. Иоанна. Похоронен в церкви Санта Кроче, гробница выполнена Бернардо Росцеллино, на груди изваяния Бруни покоится том «Истории флорентийского народа» - главного его сочинения. Сочинение «Восхваление города Флоренции» (Laudatio urbis Frorentiae) (1403 г.) – панегирик Флоренции – пример гражданского гуманизма, где Флоренция воспета гуманистом, как идеальный город-государство, справедливый, свободолюбивый, гармонично устроенный, красивый. В 30-е гг., уже будучи канцлером, Бруни пишет (на греческом) сочинение «О флорентийском государстве». Здесь он отмечает смешение в политической системе Флоренции демократических и аристократических черт, пока в городе проходят выборы, но приоры – уже знатные люди. «История флорентийского народа», сочинение, написанное Бруни на склоне лет, которое принесло ему славу. Осуждает Бруни римскую империю, считая, что республиканские идеи были переняты Флоренцией. Принципы республиканизма были важными для Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли, Аламанно Ринуччини – под республикой понималась демократия и гражданская свобода, которая трактовалась как естественная форма человеческой общности. Служение обществу, родине, государству расценивается Бруни и его последователями как нравственный долг человека; в категории добродетели на первый план выдвигается справедливость.

Информация о работе Философия эпохи возрождения