Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:07, контрольная работа
Завершите дефиницию соответствующим понятием.
Реферативное изложение темы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Дисциплина: Философия
Выполнил: студент 1-го курса
Трунин Михаил Павлович
Специальность: Менеджмент (УМБ)
Форма обучения: заочно
№ зачетной книжки: 120430159
Хабаровск 2012
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
Задание 2. Реферативное изложение темы
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация для Италии XIV-XVI вв., для всех остальных стран – конец XV-XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения охватывает философию, этику, педагогику и т.д.
Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.
1.Высокий уровень развития городов.
2.Рост экономики Италии.
3.Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) – высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini de affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо – 400.000). Социальный состав итальянского города – popolo grasso, gente nuova, плебс.
4.Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв.
Появляется новый тип человека
– хозяина жизни.
В моральной канцоне «О достоинстве»,
написанной купцом, деятелем флорентийской
коммуны и хронистом Дино Компаньи, современником
и сподвижником Данте представлен кодекс
сословной чести феодального общества.
Компаньи воспевает Достоинство. Достоинство
– основополагающее понятие в средневековой
морали выступает в канцоне как идеальная
норма поведения человека любого социального
статуса. Честь сопутствует добродетели,
она чужда праздности и пороку. В его понимании
достоинство – плод личной доблести каждого
человека. И главное в ней – совершенное
служение профессиональному (сословно-корпоративному)
долгу. Не только император или король,
барон или рыцарь могут заслужить честь,
но и юрист и медик, купец и ремесленник
способны добиться признания в глазах
общества, когда они честны и совершены
каждый в своем деле. Согласно Компаньи
аккуратное и честное (без греха стяжательства)
накопительство в сочетании со щедрой
данью религии – такова квинтэссенция
практической морали купечества, призванной
обеспечить ему общественное уважение
и признание.
Что касается политических настроений основной массы «жирного народа», то их характеризует враждебное отношение не только к «тощему народу» («Не посещай бедных, так как тебе нечего от них ждать», гласит заповедь в руководстве по торговому делу анонимного флорентинца XIV в.), но и к олигархии. Морелли осуждает «партийные распри» - «стой в середине и води дружбу со всеми, ориентируйся на ту партию, что сильнее и к какой больше доверия, на ту, что состоит по преимуществу из «людей благородных» и гвельфов».
Итальянским купцам эпохи возрождения были известны (судя по составу их библиотек и сведениям о судьбе ряда рукописных книг XIV-XV вв.) многие античные авторы, городская литература, сочинения гуманистов (Декамерон, «О семье» Альберти). Образование итальянского купца, разбирающегося в счетном деле, кредитных операциях, обладающего знаниями из географии, истории, медицины, юриспруденции, знакомого с началами философии и начитанного в литературе, владевшего иностранными языками, носило подчеркнуто светский характер. («Изучай Вергилия, Боэция, Сенеку или других авторов, которых читают в школе. Из этого воспоследует большая сила твоего разума: размышляя над поучениями авторов, ты узнаешь, как нужно поступать в настоящей жизни. В зрелом возрасте твой разум насладится мудростью и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы. Столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное» - пишет Морелли). Базой его было городская начальная и средняя школа, конторы торговых компаний. В богатых купеческих домах практиковалось чтение лекций известными учеными и гуманистами. Общая светская направленность профессиональных и духовных интересов не исключала обязательный круг христианских сочинений и знакомства с богословием (с проповедями Бернардино да Сиена, Савонаролы, с «Суммой теологии» флорентийского архиепископа Антонино, «Светильником ночи» доминиканца Джованни Доминичи).
Зарождение предпосылок
гуманистического мировоззрения связывается
с прогрессивными тенденциями в
развитии духовной культуры Европы XII-XIII
вв. Городские нецерковные школы и возникавшие
на их основе университеты становились
средоточием светского знания, тяга к
которому отражала потребности общественного
развития и неудовлетворенность ортодоксальным
церковным учением как всеобъемлющей
системой взглядов. Более тесные связи
с Востоком открыли доступ в Европу переводам
античных и арабских авторов, особенно
ярко это стало проявляться в XII-XIII вв.
«Именно в это бурное, полное борьбы и
потрясений время формируется новый тип
человека – хозяина жизни. Это – вышедший
победителем из разных фаз ожесточенных
классовых схваток, зажиточный, энергичный,
гордый своими успехами и уверенный в
своих силах горожанин. Он не укротим в
своей жажде наживы, он не знает предела
своим страстям и стремлениям, и не хочет
ограничивать себя ничем и в то же время
расчетлив, он глубоко и во всем индивидуален
и в противоположность, если не своему
отцу, то, во всяком случае, своему деду,
не только не считает даже худшие из своих
индивидуальных черт и особенностей недостатками,
осужденными богом и священным писанием,
но, наоборот, гордится ими и выставляет
их напоказ. Таким его рисуют многочисленные
и яркие мемуары, своеобразно сочетающиеся
с элементами бухгалтерской книги, которых
так много появляется в итальянском треченто.
Так создается новая идеологическая система,
в центр своих интересов ставящая реального
индивида и потому получившая название
«гуманизм».
Первым из гуманистов был Франческо Петрарка (1304-1374). Родился 20.07.1304 г. в семье Пьетро ди Паренцо ди Гардзо, по прозванию Петракко, и Элетты Каничидани. Пьетро был флорентийцем, нотариусом, политиком, приором, «белым» гвельфом. В 1302 г. был изгнан, его имущество конфисковано. Петрарка родился вне Флоренции, в Ареццо. Вскоре Петрарка оказался вне Италии, хотя часто бывал на родине. (в 1307 г. – Пиза, 1312 г. – Авиньон). В 1316-1320 гг. в Монпелье, где изучал право, в 1320 г. отец посылает Франческо в Болонью. (в 1318 г. умирает мать, в 1326 г. – умирает отец) Франческо возвращается в Авиньон и бросает занятия юриспруденцией. 6.04.1327 г. в церкви св. Клары он встречает молодую женщину Лауру. Боккаччо предполагает, что, скорее всего, это не конкретное лицо, а символ лаврового венка (Лаура умерла в 1348 г. от чумы), поступил на службу к семье Колонна, стал капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. Авиньонский период (1327-1337 гг.) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать и разыскивать античных классиков, подготавливает к изданию «Декады» Тита Ливия, в 1333 г. посещает Париж, Фландрию, Брабант, Германию (в Льеже он находит 2 речи Цицерона). В 1336 г. совершает восхождение на Мон Венту (гора в окрестности Авиньона) и в этом году он впервые побывал в Риме по приглашению Колонна. В 1341 г. сенатор Орсо дельи Орсини увенчал его лаврами на Капитолии. В 1343-1345 гг. жил в Парме, осада города войсками маркиза Феррары и архиепископа Милана породила самую известную канцону «Моя Италия», и в феврале 1345 г. бежит в Воклюз, где приветствовал события в Риме (Кола ди Риенцо). Посетил Рим в 1350 г., Верону, Мантую, Ареццо. Боккаччо хочет, чтобы Петрарка стал работать во флорентийском университете, но Петрарка ответил отказом. Хотя позже в городе на Арно он побывал. С 1351-1353 гг. снова живет в Воклюзе, в 1353 г. прибывает в Италию, где живет до конца своей жизни. Франческо Петрарка о себе «Я был одарен умом скорее ровным, чем острым, способным на изучение всякого благого и спасительного знания, но преимущественно склонным к нравственной философии и поэзии». Главное, что Петрарка сумел сделать, поставить по-новому почти все мировоззренческие вопросы, поставив впервые проблему – новую задачу – познания человека. Петрарка отстаивает самостоятельность знания и высокий смысл земного существования человека, отвергает религиозный страх перед смертью, отказавшись признавать жизнь сплошным приготовлением к ней. Петрарка поднял вопрос о том, что есть достоинство человека, отвергая аскетичность и сословное неравноправие. Он реабилитирует «потомков Адама», отбросив средневековые представления об их вековой порочности и жалком ничтожестве. Именно он открывает тему достоинства в гуманистической литературе, развивая аргументацию в пользу превосходства духовной и физической природы человека, силы его воли, разума, потребности, возможности бесконечного совершенствования. Позже эти идеи будут развиты Манетти и Пико делла Мирандола. Гуманистический вывод из тезиса о достоинстве – индивидуализм – делает Петрарка. Причем каждый сам должен добиться совершенства, благородства, доблести. Мерилом значимости личности, по Петрарке, становится слава (прижизненная).
Другом Петрарки и его
младшим современником был
Во Флоренции создается
первый гуманистический кружок, и Флоренция
становится первым центром, откуда гуманизм
как новая идеология распространяется
в другие города Италии и другие страны.
Крупным и влиятельным членом этого кружка
был Колуччо ди Салутати (1331-1406), светское
лицо, жил на заработки литературой. Сначала
папский секретарь, с 1375 г. – канцлер (секретарь)
Флорентийской республики и до 1406 г. Функции
канцлера состояли в том, что он должен
был составлять на латыни гос. акты коммуны,
вести ее международную переписку и выступать
с речами (выступать хорошо). Этим качествам
вполне соответствовал Колуччо Салутати,
первый канцлер-гуманист. Юношей состоял
в переписке с Петраркой, современники
его называли «обезьяной Цицерона» (scimmia
di Cicerone). В толковании humanitatis заключена
сущность гуманистической программы Салутати.
Меняют смысл схоластические науки. Филология
открывает смысл поэтических аллегорий
и ведет к постижению истины, заключенной
в языческой поэзии и в священном писании
(Библия – самая сложная из всех аллегорий).
Риторика должна стать проводником мудрости,
служительницей философии, но и последняя
не может быть до конца понята вне красноречия
(красивой, четкой и убедительно высказанной
мысли). По Салутати – «философия – королева
всех наук», риторика – величайшее из
искусств. Идеал Салутати – полнота знания
в сочетании с красотой и силой речи. Этот
идеал воплощался в речах самого канцлера.
Современники приписывали немало дипломатических
побед Флоренции красноречию их канцлера.
Так, в более позднее время говорили, что
«когда на Флоренцию двигалось наемное
войско Альфонса Арагонского под командованием
тирана Римини Сиджимондо Малатеста, сеньория
выслала ему навстречу для переговоров
Джаноццо Манетти. Гуманист и кондотьер
беседовали о новых рукописях, попавших
в библиотеку Козимо, и о других ученых
материях. Придя в восторг от беседы, Малатеста
раздумал воевать с Медичи и повернул
войска. Правда, разгневанный неаполитанский
король объяснил предательство Малатесты
тем, что ему не было целиком выплачено
условленное вознаграждение».
В 1381 г. появилось сочинение Салутати «О
жизни в миру и монашестве» (De saeculo et Religione)
– где подчеркивается греховность земной
юдоли человека. Поскольку мир, каков он
есть, - мир соблазна и греха - дан в удел
земному существованию людей, нельзя лишь
отстраняться от него, но следует познавать
этот мир и бороться со злом, руководствуясь
знанием, истиной. Призыв Салутати, как
считает Л.М. Брагина, к активной борьбе
с мирским злом, идущий вразрез с мирскими
традициями христианской этики, имеет
глубокое теоретическое обоснование в
гуманистическом решении проблемы свободы
воли. Бог движет волей человека, но это
не мешает свободе действий, имеющих добрую
цель. Эта же мысль стала центральной идеей
произведения Салутати «О роке, судьбе
и случайности» (De fato, fortuna et casu) (90-е гг.
XIV в.). Воля свободна изначально, и ничто
не должно ограничивать ее свободу. Смысл
свободы – в волевой активности людей,
устремленной к добру и созиданию. Воля
– главное оружие в борьбе с дьяволом.
Салутати считает свободу необходимым
условием проявлением воли человека. Бог
выступает не как главный творец блага
на земле, а лишь как «гарантия» создания
блага усилиями самих людей. Только устремленность
каждого к добрым делам позволяет прийти
к подлинному сообществу. Таким образом,
создаваемое людьми блага есть общественное
благо, и его закрепляют справедливые
законы. Восхождение к идеалу – формирование
нового человека, немыслимо без рациональной
деятельности, без сочетания doctrina и virtus,
без активного воплощения в жизнь теории.
В гуманистическом движении конца XIV-XV
вв. можно говорить (хотя и не безусловно)
о существовании своеобразной школы Салутати,
относя к ней Леонардо Бруни, Поджо Браччолини,
Пьетро Паоло Верджерио, Николо Николи.
Зрелых форм итальянский гуманизм достиг в XV в. Во многих университетах гуманистам были предоставлены кафедры риторики, античной и новой литературы, латинского и греческого языков, этики, диалектики. Правители и крупные купеческие фамилии вверяли гуманистам воспитание и обучение своих детей – некоторые из частных школ (Гварино да Верона в Ферраре, Гаспарино да Барцицца в Падуе, Витторино да Фельтре в Мантуе) стали подлинными центрами новой педагогики. Гуманисты получали все большое общественное признание. Л.М. Брагина считает, что в первой половине XV в. в гуманистическом движении наметилось несколько направлений. Во Флоренции доминирующим стал «гражданский гуманизм» (термин Барона) – основное содержание которого составляли проблемы воспитания идеального члена общества – патриота, обладающего развитым чувством гражданского долга и высокой социальной активностью. Политический аспект характерен для деятельности миланских гуманистов, послуживших оправданию военной экспансии правителя Милана Джан Галеаццо Висконти. В папской курии, вернее в кругу гуманистов, связанных с папской курией, дебатировались проблемы морали и практические злободневные вопросы как значимость церковных институтов и особенно монашества (нужен ли обществу монах?). Феррара и Мантуя стали центрами разработки педагогических идей гуманизма.
Сохранение
политического престижа Флоренции,
отстоявшей свободу в борьбе с
Висконти, побудило гуманистов дать историческое
обоснование лидерства