Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:47, реферат
Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания.
Вопрос №2
Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания
В данном вопросе нужно проанализировать философию как целостный и многогранный феномен культуры; ее предмет и метод, базовую проблематику, природу и специфику философского знания. Духовная культура человечества включает в себя массив опыта человечества, отношение людей и общества к природе и жизни. Многообразие форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.
Духовная культура
представляет собой лишь
1.Философия, как теоретический уровень мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения
является мифология – образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Другая мировоззренческая форма, существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата
Философия – это форма познания наиболее общих, оснований бытия. Другая важная особенность философии – субстанциализм – стремление философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое, устойчивое начало. Основная проблема, с которой так или иначе
связаны различные проблемы философского мировоззрения – отношение мира и
человека. Философия в системе культуры: Философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля
включала:
- философию природы
- философию истории
- философию политики
- философию права
- философию искусства
- философию религии
- философию морали
2. Предмет и функции философии.
Жизнь человека есть его постоянное взаимодействие с миром. Оно может быть сиюминутным, случайным, частичным, преследующим сугубо практические, конечные цели; но человек может взаимодействовать с реальностью и таким образом, что обнаруживается его реакция на мир как целое. Можно любить близкого человека, можно гордиться своим народом, но можно испытывать радость от сознания своей сопричастности к человеческому роду вообще и даже ко всему живому, можно чувствовать себя "гражданином Вселенной".
Деятельное, живое, полноценное общение человека с миром заставляет его стремиться обладать полным — проникающим в глубины и тайны — представлением обо всем окружающем щем. Предмет философии — это как раз и есть мир в его целостности, универсальности, всеобщности. Можно сказать так: философия изучает мир в его метафизическом измерении. Однако метафизические свойства мира, которые как незримые лики проступают в человеческом опыте, даны людям скорее как намеки, знамения и отблески, чем в их подлинном универсальном выражении. С этим фактом связана кардинальная черта философии: ее предмет является искомым, а не чем-то данным. Для философского познания характерно рассмотрение любых вопросов в особой смысловой плоскости, в особом поле напряжения, где полюсами выступают "мир" и "человек", "материальное" и "идеальное", "объективное" и "субъективное" и т. п. Соответственно, философия выполняет две основные функции:
Мировоззренческая функция.
Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного. В структуру мировоззрения. входят знания, ценностные ориентации,
убеждения и идеалы. Основу мировоззрения составляют знания. Наиболее выдающаяся роль в формировании мировоззренческого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Т.е, философия – теоретическое ядро мировоззрения. Философия образует основу научной картины мира. Философия составляет методологическую основу Мировоззрения
Методологическая функция Философии заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития.
С любой специальной наукой философия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Еще выделяют практически-деятельную функцию Философии, которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на
окружающий мир и на самого человека.
3. Основной вопросы философии. Материализм и идеализм.
Философы отвечали на вопрос- что же является первичным – материя или сознание и они разделились на материалистов и идеалистов. Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи – мозга, сознание – вторично.
Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Объективный идеализм исходит из того, что над миром господствует духовное начало, мировой разум, который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование.
Можно выделить по крайней мере семь базовых вопросов, отличающихся одной особенностью — все остальное множество философских вопросов в конечном итоге является их частным случаем, той или иной их конкретизацией.
Основные вопросы философии |
Основные разделы философского знания |
1. Как устроен мир? |
• Онтология — учение о бытии |
2. Что значит познать? |
• Гносеология (эпистемология) — теория познания |
3. В чем ценность и смысл жизни? |
9 Аксиология —учение о ценностях и смыслах |
4. Какое место занимает человек в мироздании? |
* Философская антропология —учение о человеке |
5. Что представляет собой социум? |
* Социальная философия |
6. Что такое историческое время? |
• Философия истории |
7. В чем сущность добра, красоты и гармонии? |
• Этика —учение о нравственности, эстетика — учение о красоте |
4. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика.
Метафизический метод мышления. Характерная особенность – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не может познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.
Диалектика (греч. веду беседу)– учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной. Субъективная диалектика развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной.
В наше время философское
творчество все больше рассматривается как
выражение уникального и самоценного
духовного опыта размышляющей личности.
С этой точки зрения подлинную культурную
значимость той или иной системы составляет
не то, что в ней есть общего с другими
системами, а ее неповторимое своеобразие,
присущий творческой личности индивидуальный
способ видения и миропереживания.
Информация о работе Философия, как форма духовной культуры и специфический тип знания