Философия, как форма духовной культуры и специфический тип знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания.

Файлы: 1 файл

Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания.docx

— 25.49 Кб (Скачать файл)

Вопрос №2

Философия как форма  духовной культуры и специфический  тип знания

В данном вопросе нужно  проанализировать философию как целостный и многогранный феномен культуры; ее предмет и метод, базовую проблематику, природу и специфику философского знания. Духовная культура человечества включает в себя  массив  опыта человечества, отношение людей и общества к  природе  и  жизни.  Многообразие форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.

 Духовная культура  представляет собой лишь определенную  сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно  считать  ядром  духовной  жизни общества.  Духовная  культура  обладает   сложной   структурой,   включающей научную,     философско-мировоззренческую,      правовую,      нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной  культуры  занимает религия. В обществе духовная культура  проявляется  через  процесс  освоения ценностей и норм предшествующих поколений,  производство  и  развитие  новых духовных ценностей. Духовная культура  общества  находит  свое  выражение  в различных формах и уровнях общественного сознания.

1.Философия, как теоретический уровень мировоззрения.

 Мировоззрение  – это совокупность взглядов, оценок, норм и  установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в  качестве  ориентиров и  регуляторов  его  поведения.  Исторически  первой  формой   мировоззрения

является  мифология  –  образное  синкретическое  представление  о  явлениях природы   и   коллективной   жизни.    Другая    мировоззренческая    форма, существовавшая уже на ранних стадиях человеческой  истории  –  религия.  Эти формы мировоззрения носили духовно-практический характер и  были  связаны  с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с  недостаточным развитием его  познавательного  аппарата

Философия  – это форма познания наиболее  общих,  оснований   бытия.   Другая   важная особенность философии –  субстанциализм  –  стремление  философов  объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а  через единое, устойчивое начало.  Основная  проблема,  с  которой  так  или  иначе

связаны различные  проблемы философского мировоззрения  –  отношение  мира  и

человека. Философия в системе культуры: Философские интересы обращены  ко  всему многообразию   общественно-исторического   опыта.   Так,   система,   Гегеля

включала:

      - философию природы

      - философию истории

      - философию политики

      - философию права

      - философию искусства

      - философию религии

      - философию морали

2. Предмет и функции философии.

Жизнь человека есть его постоянное взаимодействие с миром. Оно может быть сиюминутным, случайным, частичным, преследующим сугубо практические, конечные цели; но человек может взаимодействовать с реальностью и таким образом, что обнаруживается его реакция на мир как целое. Можно любить близкого человека, можно гордиться своим народом, но можно испытывать радость от сознания своей сопричастности к человеческому роду вообще и даже ко всему живому, можно чувствовать себя "гражданином Вселенной".

Деятельное, живое, полноценное общение человека с  миром заставляет его стремиться обладать полным — проникающим в глубины и тайны — представлением обо всем окружающем щем. Предмет философии — это как раз и есть мир в его целостности, универсальности, всеобщности. Можно сказать так: философия изучает мир в его метафизическом измерении. Однако метафизические свойства мира, которые как незримые лики проступают в человеческом опыте, даны людям скорее как намеки, знамения и отблески, чем в их подлинном универсальном выражении. С этим фактом связана кардинальная черта философии: ее предмет является искомым, а не чем-то данным. Для философского познания характерно рассмотрение любых вопросов в особой смысловой плоскости, в особом поле напряжения, где полюсами выступают "мир" и "человек", "материальное" и "идеальное", "объективное" и "субъективное" и т. п. Соответственно, философия выполняет две основные функции:

Мировоззренческая функция.

  Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного.  В  структуру  мировоззрения.  входят  знания,  ценностные  ориентации,

убеждения и идеалы. Основу мировоззрения составляют знания. Наиболее выдающаяся роль  в формировании мировоззренческого каркаса  принадлежит философии, так как философия  возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.  Т.е, философия – теоретическое ядро мировоззрения.  Философия  образует  основу  научной картины мира. Философия составляет методологическую основу Мировоззрения

Методологическая  функция Философии заключается в направляющем  действии  на  науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им  преодолевать трудности  своего  развития.

С любой специальной  наукой  философия  относится  не  как  целое  с частью,  а как общее с  отдельным:  каждая  отдельная  наука  суть  единство общего и особенного, неповторимого.

Еще выделяют практически-деятельную функцию Философии, которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного  воздействие  на

окружающий мир  и на самого человека.

 

3. Основной  вопросы философии. Материализм и идеализм.

Философы  отвечали на вопрос- что же является первичным  –  материя  или  сознание и они разделились на материалистов и идеалистов. Материализм исходит из того, что  мир  по  природе  своей  материален, извечен,  несотворен,  бесконечен  во  времени  и  пространстве,  материя  – первична; что сознание является  продуктом,  свойством  высокоорганизованной материи – мозга, сознание  –  вторично.

Идеализм исходит  из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Объективный идеализм   исходит  из  того,  что  над  миром господствует духовное начало, мировой  разум,  который  изначально  дан  как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы  и процессы,  обусловливает  их  реальное   существование.

Можно выделить по крайней мере семь базовых вопросов, отличающихся одной особенностью — все остальное множество философских вопросов в конечном итоге является их частным случаем, той или иной их конкретизацией.

 

Основные вопросы  философии

Основные  разделы философского знания

1. Как устроен  мир?

• Онтология — учение о бытии

2. Что  значит познать?

• Гносеология (эпистемология) — теория познания

3. В  чем ценность и смысл жизни?

9 Аксиология —учение о ценностях и смыслах

4. Какое  место занимает человек в мироздании?

* Философская  антропология —учение о человеке

5. Что  представляет собой социум?

* Социальная  философия

6. Что  такое историческое время?

• Философия истории

7. В  чем сущность добра, красоты и гармонии?

• Этика —учение о нравственности, эстетика — учение о красоте


 

4. Проблема метода в философии.  Метафизика и диалектика.

Метафизический    метод    мышления.    Характерная    особенность    – односторонность, абстрактность,  абсолютизация  того  или  иного  момента  в составе целого. Объекты рассматриваются  вне  их  сложной  связи  с  другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого  мышления, т.к. человек не может  познавать,  не  расчленяя  целого  на  его  составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

Диалектика (греч. веду беседу)– учение о  наиболее  общих  законах  развития бытия и  познания,  а  также  основанный  на  этом  учении  метод  творчески познающего мышления. Диалектика выступает в единстве двух сторон  –  субъективной  и объективной.  Субъективная  диалектика  развертывается  в   сознании   субъекта   как отражение  связей  и  развития  существующего  независимо  от   человека   и человечества объективного бытия – диалектики объективной.

В наше время философское  творчество все больше рассматривается как выражение уникального и самоценного духовного опыта размышляющей личности. С этой точки зрения подлинную культурную значимость той или иной системы составляет не то, что в ней есть общего с другими системами, а ее неповторимое своеобразие, присущий творческой личности индивидуальный способ видения и миропереживания. 

 


Информация о работе Философия, как форма духовной культуры и специфический тип знания