Философия как форма мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:28, доклад

Описание работы

Философия буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона философия - любовь к мудрости).

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 15.30 Кб (Скачать файл)

Философия как форма мировоззрения

Философия буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым  историческим свидетельствам, слово  «философ» впервые употребил  древнегреческий математик и  мыслитель Пифагор по отношению  к людям, стремящимся к высокой  мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона философия - любовь к мудрости).

В отличие от мифологического  и религиозного миросозерцания философская  мысль принесла с собой принципиально  новый тип миропонимания, прочным  фундаментом для которого стали  доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют  фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического  мышления, предоставляя их сфере художественного  творчества. Развитие философской мысли  означало, таким образом, прогрессирующее  отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких  рамок обыденного сознания, его ограниченности.

В Европе рождение философии  было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней  Греции VIII-V веков до н.э., в контексте  которого возникла и наука (прежде всего  греческая математика VI - IV веков  до н.э.). Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем».

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и  ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что  она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого  поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения  человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта  мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители  более позднего времени.

Таким образом, возникновение  философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В  древнегреческой философии было схвачено и передано последующим  векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что  они обретают смысл только в сочетании  с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли  было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума  и всех духовных сил человека.

О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Их внимание на протяжении веков привлекала природа.

Именно природу сделали  предметом изучения первые греческие  мыслители, в чьих трудах философия  предстала прежде всего в образе натурфилософии (философии природы). Причем особый интерес уже у них вызывали не частности. Каждое конкретное наблюдение они старались присоединить к пониманию волновавших их принципиальных вопросов. Прежде всего их занимало возникновение и строение мира - Земли, Солнца, звезд (то есть космогонические и космологические вопросы). Тем самым проблема первоосновы, первоначала смыкалась с другой важной проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний о природе. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.

Постепенно в сферу  философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового  устройства и др.

Подобно натурфилософии, предвестнице будущего естествознания, социально-философская  мысль подготовила почву для  конкретных знаний об обществе (гражданская  история, юриспруденция и т.д.).

Философы разрабатывали  картину социальной жизни людей, теоретические принципы знания об обществе. Наряду с изучением общества философы много думали о его наилучшем  устройстве. Последующим векам, поколениям великие умы завещали найденные  ими гуманистические идеалы разума, свободы, справедливости в качестве принципов общественной жизни людей.

Предметом раздумий философов  неизменно выступал и сам человек, а потому в поле внимания включались ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и все другие проявления человеческой природы. В греческой  мысли поворот от космоса к  человеку совершил древнегреческий  философ Сократ, сделавший проблему человека фокусом философии. Тем  самым на первый план выдвигались  темы познания и истины, справедливости, мужества и других нравственных добродетелей, смысла человеческого существования, жизни и смерти. Это был новый  образ философии как жизнепонимания.

Человеческие проблемы имеют  для философии принципиальное значение. И с тех пор как философия  сложилась в самостоятельную  область знания, культуры с особыми  задачами, эти проблемы в ней постоянно  присутствуют. Наибольшее внимание им уделяется в периоды больших  исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Итак, предметом философских  размышлений (и неразрывно связанных  с ними на первых порах научных  изысканий) стали природный и  общественный мир, а также человек  в их сложном взаимодействии. Философы создавали не сказания с фантастическими  сюжетами, не проповеди, взывающие к  вере, а главным образом трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

Формирование философии  как самостоятельной области  знания, культуры со своими особыми  задачами, не сводимыми ни к мифологическим, ни к научным, ни к религиозным, ни к каким бы то ни было иным задачам, продлится века. Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания предпринял древнегреческий философ Аристотель.

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности,  «утопает» в деталях и частностях.


Информация о работе Философия как форма мировоззрения