Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:03, лекция
Философия с начала своего возникновения, являясь теоретической формой человек о знания, т.е. знания о человеке как социокультурном феномене, неизбежно берет на себя функции синтеза социально-гуманитарные знания. Если конкретные социально-гуманитарные науки дают локальное понимание мира и человека в нем («человек политический», «человек экономический», «человек обучаемый», «человек производящий», «человек творящий» и т.д.), то фил способна дать понятие «человека вообще», определить, что есть человек вообще, построить общенаучную картину мира, выходящую за рамки предмета отдельных наук. Более того, фил способна создать такую картину мира, в которой кроме научных знаний учитываются знания, создаваемые религией и искусством, т. е. предельно общую картину мира.
Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
Все науки имеют и социальный, и гуманитарный аспекты, поскольку любая наука производится чел или группой ученых, научными сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминантами. Кроме того, все науки имеют общую направленность на изучение законов или природы, или общества, человеческой истории, культуры, или самого познания, мышления. В любом случае речь идет о законах реального мира (а не трансцендентного, потустороннего), отражающих сущность вещей и явлений, устойчивые связи, существующие в мире между ними. Во всех науках создаются теории, выдвигаются гипотезы, применяются общенаучные и специальные методы, используются факты и т.д.
Когда мы говорим об изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек), мы можем зафиксировать следующие общепринятые в современные научные сообществе отличия социально-гуманитарные знания от естественнонаучного:
1. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются самими людьми в процессе их жизнедеятельности в обществе, они связаны с повседневной жизнью людей и общества (могут и не осознаваться людьми, восприниматься как слепые, стихийные силы).
2. Законы общества и культуры
менее долговечны, чем законы
природы: они «историчны».
3. Поскольку люди не только изучают общество и культуру, но и творят их, невозможно «убрать» личностное отношение исследователя к предмету его исследования. В социально-гуманитарном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, прослеживаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоциональному склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и н сообществ. Содержание социально-гуманитарные знания, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными социальным объектами этих теорий и гипотез.
4. Социально-гуманитарные знание пользуется методами, которые «не работают» в естественных науках.
Социально-гуманитарные познание носит ценностно-оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом. Критерий оценки социальной теорий всегда различен, но всегда связан с неким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости социальной теории могут выступать степень свободы общества и личности, устремленность к демократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуально-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и прочее. Обычно такое идеальное состояние общества определяет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели.
Эти и другие особенности социально-
Для того чтобы выяснить, в каком ракурсе человек является предметом социально-гуманитарные науки, воспользуемся методом исключения: а) социально-гуманитарные науки не изучают биологический организм человека. Этим занимаются биология, медицина и другие науки; б) индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения и воспитания уже относятся, несомненно, к социально-гуманитарным знанию (психология, педагогика, этика и др.), но не являются ядром социально-гуманитарные науки; в) социально-гуманитарные знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек-общество», где человек изучается как социально-культурный феномен в контексте культуры, а также экономических, политических, правовых, религиозных, экологических и других социальных явлений. Предметом социально-гуманитарного знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».
Философия с момента своего возникновения и по сегодняшний день выступает как интегральная (обобщающая) форма социально и гуманитарные знания. Достаточно указать, что большинство социальные науки (политология, социология, теоретическая экономика, теория права и др.) и большинство гуманитарные наук (психология, педагогика, культурология, искусствоведение и др.) «вышли» из фил, т. е. зародились и развивались в рамках философии знания, впоследствии отделившись от него; этот процесс «отделения» происходит и сегодня. Примером могут служить такие современные науки как конфликтология, философия права и другие.
Философия с начала своего возникновения, являясь теоретической формой человек о знания, т.е. знания о человеке как социокультурном феномене, неизбежно берет на себя функции синтеза социально-гуманитарные знания. Если конкретные социально-гуманитарные науки дают локальное понимание мира и человека в нем («человек политический», «человек экономический», «человек обучаемый», «человек производящий», «человек творящий» и т.д.), то фил способна дать понятие «человека вообще», определить, что есть человек вообще, построить общенаучную картину мира, выходящую за рамки предмета отдельных н. Более того, фил способна создать такую картину мира, в которой кроме научных знаний учитываются знания, создаваемые религией и искусством, т. е. предельно общую картину мира. Сейчас, в начале XXI века, когда мы фиксируем противостояние между великими религиями и культурами Запада и Востока, фил может выполнить функцию синтеза знаний и культур, показать возможность ценностного и мировоззренческого единства современной цивилизации, что сможет удержать дух культуру человечества от опасности распада на множество враждебных идей, ценностей и мировоззрений.
В чем главное отличие философии от конкретных наук, как естественных, так и социально-гуманитарных?
1. Конкретные науки, определив собственный объект исследования, рассматривает его вне системы присущих ему связей и отношений (например: человек как биологическое существо, или человек как субъект права). Этим достигаются предметная точность, строгость понятийного аппарата, доказательность и т.д. Фил к такой однозначности и точности не стремится. Понятия фил более гибкие, так как ими определяются наиболее общие, предельные законы бытия, общества и мышления.
2. Познание в философии носит специфический характер, оно выступает как понимание смыслов, заложенных в исследуемых явлениях. Философ изучает не столько сами явления, сколько смысл этих явлений для чел. Так понимал фил выдающийся отечественный мыслитель М.М.Бахтин:«Место фил. Она начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Ее можно определить как метаязык всех н (и всех видов познания и сознания)». Фил опирается на весь познавательный опыт человечества, а не только на опыт одной или нескольких н, она выступает как самосознание теоретической деятельности в целом, а потому не абсолютизирует ни одну научную методологию. Никакая другая наука на это не способна. Эта особенность фил ставит ее выше ограниченности и относительности любого конкретно-научного знания. Как форма ценностного сознания фил может обобщить и предложить человеку и человечеству системы ценностей, выработанные культурой. Свобода же чел во многом зависит от возможности выбора той системы ценностей, через кот он себя самореализуется в мире. Именно поэтому многие великие ученые видели в фил «путь к свободе». Фил - интегральная форма соц-гум знания. Она занимает в системе н (и в культуре человечества в целом) особое положение, в силу того, что способна синтезировать данные н и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное мировоззрение и целостную картину мира, дать человеку и человечеству в целом рациональные и ценностные ориентиры.